Чем отличается блузка от блузона и топа? Модный шоппинг: История блузки Отличительные черты женских блузок.

Лето приближается все быстрее, вещи становятся все легче. Сегодня узнаем о том, что такое блузон, блузка и топ.

Каждая из нас точно носила или хотя бы видела в магазинах блузки . История появления этого предмета гардероба очень давняя, первые блузки появились уже в Древнем Египте. Но в женские гардеробы в качестве элемента одежды они вошли лишь в 19 веке. Блузкой принято называть верхнюю одежду в виде короткой приталенной рубашки из тонкой ткани. Часто блузку путают с рубашкой, но их главное отличие – ткань. Блузки выполняются из легких невесомых тканей, а вот рубашки – из более плотных. У блузки всегда есть рукава, манжеты и воротник.

Топ изначально появился как разновидность блузки, но на тонких бретелях. Часто он украшался гипюром и кружевом, поскольку был верхней частью комбинации. Появившиеся в 80-е годы 20 века топы пользуются популярностью не одно десятилетие. Сейчас топы – это кофточки без рукавов небольшие по размеру. При этом в отличие от блузки, они могут быть сшиты из самых разных материалов. Топы – прекрасная альтернатива блузкам в классическом костюме.

Термин «блузон » многих может поставить в тупик. На самом деле – это удлиненная блузка, которую носят навыпуск. Блузон очень похож на тунику, но обязательно стянут широкой резинкой или имеет кулиску по низу изделия. Также блузоны сужаются книзу, туники же имеет прямой крой. Блузон может иметь рукава и горловины разных фасонов. В моду блузоны вошли в 1950-х и из моды не выходят. Ткань блузона может быть разной.

Пожалуй, не найдется такого человека, который бы не знал, что такое блузка. Этот легкий и женственный предмет гардероба по праву занимает важное место в шкафу каждой представительницы прекрасного пола. История блузки, а также ее особенности - внашей сегодняшней статье.

История возникновения блузки

Прародительницей блузки можно считать рубаху. Из простой рабочей одежды со временем рубашка превратилась в одеяние для знатных персон и торжественных событий. В начале 1900-х годов появляется нечто схожее с нынешними блузками, но данная вещь является лишь элементом женского нижнего белья. Однако довольно быстро блузки стали частью повседневной одежды.

В 1920 году блузка стала удлиненной и довольно модной вещью в гардеробе. С каждый десятилетием внешний менялся и продолжает меняться в зависимости от модных тенденций.

Какими бывают блузки?

Данный предмет гардероба делится на несколько видов.

  • Батник - это блузка удлиненного кроя. Больше всего напоминает сорочку для мужчин. Является стильной и внетрендовой вещью.
  • Туника - это блузка облегченного фасона. Является отличным вариантом для жаркого летнего дня или в качестве одежды для пляжа. Тунику носят поверх леггинсов или легких брюк.
  • Топ - это блузка на бретельках. Впервые появился в 80-е годы прошлого века и до сих пор не сдает своих позиций в мире моды. Топы часто украшают кружевом или воланами. Прекрасно дополнит офисный стиль в жаркое время года.
  • Блузон - это блузка с широкой резинкой на поясе изделия. Отличается более легким фасоном и рукавами на три четверти. Воротник блузона может быть каким угодно.

С чем носить и как сочетать блузку

Сегодня дизайнеры с каждой новой коллекцией предлагают все новые идеи ношения блузок. Однако "классика никогда не умрет". Именно поэтому предлагаем вам несколько вариантов того, с чем можно носить ту или иную модель блузки.

1. Белая блузка с принтом + рваные джинсы. Свежий и стильный лук подойдет как для прогулки по городу, так и для свидания с мужчиной вашей мечты. В нем и озорство и классика. На фото дополненная джинсовой курткой.

2. Нейтральная блузка с коротким рукавом и юбка-карандаш. Офисный вариант, но подойдет и для тех, кто любит подобные сочетания в жизни. Дополните лакированными туфлями на каблуках, и вы - звезда дня!

3. Блузка из-под толстовки. Вариант для прогулки. Белые манжеты и воротничок из-под толстовки дают интересное сочетание. Отлично впишется в гардероб студенток и школьниц, когда требуется строгий внешний вид в стенах учебного заведения.

Поиграйте с разными моделями и цветами блузок и вы найдете, что нужно именно вам!


Агитбригада фабрики им. КРАФ "Синяя блуза". 1929
На снимке: Майоров Степан Сергеевич (стоит последний справа), Охапкин Иван, Ягодкин Алексей, Попова Рая (сидит первая слева), Павловчева Таня (сидит последняя справа), Богомолов Михаил (стоит второй слева), Лодкина (Григорьева) Настя, Савельева Рая

Молодежная агитбригада "Синяя блуза" была создана в 1925 году при клубе фабрики им. КРАФ. Организатор агитбригады - Константин Шестерин. Первоначально бригаду возглавили Петр Шалаев и Михаил Богомолов. Бригада очень остро со сцены бичевала нерадивых. В то же время комсомольцы показывали передовиков, на которых надо равняться. "Синеблузники" были в центре внимания буквально на всех праздниках, их частые выступления в клубе рабочих им. В.Строгалина и на сцене Летнего театра всякий раз становились событием. Многие члены "Синей блузы" также входили в самодеятельный театральный коллектив фабрики.


А так выглядели "Синеблузники" в соседнем Сергиеве. 1920-е

В Сергиевском уезде «синеблузники» устраивали как массовые многолюдные спектакли («9 января 1905»), так и постановки собственных пьес («За свободу», «Степан Разин»).

Историческая справка:

«Синяя блуза» - агитационный молодежный, вначале любительский эстрадный театральный коллектив, пропагандирующий революцию и новое революционное массовое искусство, противопоставивший свое агитационное, публицистическое творчество профессиональной эстраде. Однако по характеру репертуара (малые формы), многожанровости (пение, танец, хоровая декламация, акробатика, исполнение сценок, литературных монтажей и др.), по открытости непосредственного общения со зрителями, выступления синеблузников были близки эстрадному представлению.

Существовало движение с начала 1923 до 1933 года. Первый, тогда еще безымянный, коллектив под названием «Синяя блуза» был организован под руководством Бориса Южанина (Борис Семёнович Гуревич (псевдоним Южанин , 1896-1962) - деятель советской культуры, журналист) в 1923 году в Московском институте журналистики на базе «Живой газеты». В 1930-х годах несколько лет жил в Александрове и Мытищах.


Борис Южанин

Название коллективу, лозунгом которого было: «Утром в газете – вечером в куплете» , дала прозодежда - свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах.


"Синяя блуза" макаронной фабрики. г.Москва

Московский городской совет профсоюзов (МГСПС) предложил Б.Южанину создать несколько таких групп для обслуживания рабочих клубов, столовых и чайных. Программа, рассчитанная на один час, точно хронометрированная, шла под рояль (либо гармонь) в стремительном ритме. Начиналась и заканчивалась общим маршем-парадом (антре), наиболее известный «Мы синеблузники, мы профсоюзники…». Менялась каждую неделю и знакомила с последними политическими, международными, экономическими и другими новостями в формах, доступных любом), даже неграмотному зрителю. Информация «закладывалась» в частушки , монологи Деда-раешника, в литературные монтажи, для лучшего восприятия сопровождавшиеся акробатическими перестроениями (пирамидами). Сильное впечатление производили хоровые мелодекламации, так называемые оратории, с их помощью «Синяя блуза» решала героические и патетические темы. Положенный на популярную мелодию куплет помогал осваивать такие, казалось бы, несценичные темы, как «Денежная реформа», «Страхкассы », «Ликвидация безграмотности» и др. В сатирических сценках высмеивали бюрократизм, пьянство, протекционизм, хулиганство, различные недостатки современного быта.
Эстетика «Синей блузы» полностью противоречила эстетике реалистического театра школы Станиславского, становление которого тоже выпало на это же время, с его точно выверенным психологически образом каждого персонажа. Психологически индивидуальные характеры были чужды представлениям «синеблузников» - их пафосом были коллективизм и патетика великих общественных целей.


Выступление коллектива "Синяя блуза" . 1929

В эстрадных спектаклях «Синей блузы» начинали творческую деятельность многие советские писатели, композиторы, актёры, режиссёры, художники. Cреди них Владимир Маяковский, Сергей Юткевич, Василий Лебедев-Кумач, молодые писатели, поэты, драматурги А. М. Арго, В. Е. Ардов, Н. Асеев, Семён Кирсанов, эстрадный артист Александр Шуров, кинорежиссер Александр Роу, будущий композитор Юрий Милютин, композиторы Константин Листов (был музыкальным руководителем одного из отделений «Синей блузы»), М. И. Блантер, Сигизмунд Абрамович Кац (автор музыки гимна), актёры Борис Тенин, Владимир Зельдин, Лев Миров,автор киноведческих книг А. В. Мачерет, художник Б. Р. Эрдман и ещё очень многие другие, ставшие ныне легендарными деятели советской культуры, а тогда только начинавшие свой путь в искусстве. Одним из идеологов «Синей блузы» был Осип Максимович Брик.
В выступлениях "Синей блузы"широко использовалась эксцентрика. Со временем большое внимание стало уделяться костюму. Художница Н. Айзенберг разработала прием использования аппликаций, с помощью которого синие блузы мгновенно превращались в костюмы моряков, летчиков и др. В работах художников Б. Эрдмана, В. Комарденкова, П. Галаджева и др. костюмы приобретали живописность, играли сочетания цветовых пятен, геометрия линий, что придавало представлению яркую зрелищность.

Гимн "Синеблузников":

Мы синеблузники,
Мы профсоюзники
Нам все известно обо всем -
И вдоль по миру
свою сатиру
Как факел огненный несем.

Мы синеблузники,
Мы профсоюзники.
Мы не баяны-соловьи.
Мы только гайки
В великой спайке
Одной трудящейся семьи...

В годы своего расцвета «Синяя блуза» успешно конкурировала с профессиональной эстрадой, выступала в Колонном зале Дома союзов, эстрадном театре «Альказар», «Эрмитаже». Ежегодно гастролировала по стране: Поволжье, Урал, Сибирь, Закавказье, Туркестан и др. Большой резонанс получили зарубежные гастроли в Германии и Латвии (1927), где было дано 125 представлений, также в Маньчжурии и Китае (1928).

Движение «Синяя блуза» получило широкое распространение. Очень скоро после возникновения ее в Москве, аналогичные группы возникли и в других городах страны, послужив основой создания ряда профессиональных театров и дав толчок поискам новых форм театра и эстрадных представлений. Уже через некоторое время насчитывалось около 400 подобных коллективов, профессиональных и самодеятельных. Их репертуар состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. Тематика была злободневна, в ней сочетались героика и патетика, сатира и юмор. Агитбригады «синеблузников» выступали с пропагандистскими художественными стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами перед рабочими, выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам и сёлам страны. О масштабе движения свидетельствуют и такие факты: в 1925 состоялось 1-е Всесоюзное совещание синеблузников, а пятилетие движения праздновалось в Большом театре.


"Синеблузники" г. Куратмыш (Курганская область). 1930-е


"Синеблузники" Воткинского завода. г. Воткинск (Удмуртия)

В 1927 начинается постепенный отход «С. Б.» от традиционных программ. Сформировавшись в русле «левого» искусства, «Синяя блуза» перестала отвечать новым эстетическим идеалам: «левый» театр с его ориентацией на маску, на эксцентрику вынужден уступить место психологическому театру. Бывших синеблузников призывают повернуться лицом «к производству», к местным темам и местным авторам, то есть возвращают в русло самодеятельности (к агитпропбригаде), из которой «Синяя блуза» в свое время вышла. К началу 1933г. «Синяя блуза» «за нерентабельностью» закрывается.


Самодеятельный театр "Синяя блуза" фабричного клуба г. Пучеж (Ивановская обалсть). 1926

Под названием - «Синяя блуза » с октября1924 и по 1928 г. в Москве выходило печатное издание МГСПС (Московского городского совета профессиональных союзов). Изданиепредназначалось для различных коллективов «синеблузников» и содержало тексты программ московских групп «Синей блузы», репертуарные материалы (сначала безымянные, а с 1926 г. с указанием авторов), методические разработки, комментарии, советы режиссеров, художников, музыкантов, теоретические статьи и дискуссии о путях развития «Синей блузы» и т.д. Издание не было постоянным, периодичность его и облик неоднократно менялись. «Синяя блуза» распространилась по всей стране. Всего свет увидело 80 выпусков. Издание выходило также под названиями «Смычка», «Станок», «Болт», «Гайка». В связи с закрытием движения «Синяя блуза», прекращается и выход сборников, в 1928-1930 репертуар публикуется в журнале «Малые формы клубного зрелища».


"Синяя блуза" г. Спасск (Татарстан). 1927


Молодежный коллектив “Синяя блуза” ЛРД (Ленинского рабочего дома) г. Иркутска.

Душой и заводилой был неизменный руководитель и одновременно заведующий клубом К.И. Гронский - его запросто называли “дядя Костя”. “Синеблузники” всегда были в самой гуще событий - ставили острые, сатирические спектакли на злобу дня, устраивали театрализованные “суды” над спекулянтами, попами, пьяницами, зимой и летом пешком торопились в близлежащие деревни, выступали на рабочих и школьных площадках, выезжали в пионерские лагеря. На этой фотографии ребята-комсомольцы снялись в новых “матросках” перед предстоящей шефской поездкой к морякам Амурской флотилии.


Школьная "Синяя блуза". г. Москва. 1927

Блу́зка (от фр. «blouson» — куртка) это женская верхняя одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной , легкая кофта. У традиционных блузок имеются рукава, воротник и манжеты. Часто застегивается на пуговицы, но бывают модели в виде туник. Нередки украшения в виде , оборок, рюша, а также аппликации из бисера.

История блузки

Прародителем современной блузки можно смело считать «хитон» , представляющий собой некое подобие рубахи, которое носили на голое тело. В Древней Греции и Риме хитон служил верхней одеждой. Существовала такая одежда в период с XIV по XIII века до н. э.

Также рубахи, которые по своему внешнему виду напоминали хитоны, носили древние германцы и другие северные народы. В их случае они служили уже не верхней одеждой, а нижним бельем и были рассчитаны на то, чтобы согревать тело в холодную погоду. Такая рубаха была в ходу уже в III веке до н. э.

Рубаха, вытканная из шерсти или льна служила домашней одеждой многим древним народам. Но такая одежда уже не была простым куском ткани, который заворачивали вокруг тела. Сшитая из двух полотнищ, рубашка закрывала оба плеча, а надевалась через голову. Сначала она имела лишь боковые проймы для рук; потом у нее появились короткие, по локоть, рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани.

На протяжении веков рубашка развивается и модернизируется и только в XIV веке становится украшением человека . В то время рубашки шили из тончайшего батиста, а значит, такую вещь мог себе позволить носить далеко не каждый. Чтобы создать эффект блузы на теле, многие шли на уловку: украшали костюм кружевными воротниками и манжетами, которые якобы являлись частью рубашки.

До конца XVIII века блузка, как элемент гардероба женщины, была практически не востребована . Время от времени она появлялась в тех или иных стилях одежды, но надолго нигде не задерживалась.

В XIX веке в европейской женской одежде лиф становится самостоятельной частью. А окончательное разделение одежды на и блузу происходит уже в середине 1840-х годов , но только в конце века эта мода распространяется повсеместно по всей Европе, а также в Северной Америке.

Изначально блуза называется «жилетиком» со шнуровкой, а само название «блуза» закрепляется позднее.

В конце периода Бидермейер, в 40-х годах XIX века, в Европе женщины носили сильно приталенные блузки, богато украшенные рюшами, оборками и кружевом с очень широкими рукавами-баллонами.

Во время поздней Викторианской эпохи (1837-1901 гг.) блузки были распространены как неофициальная, домашняя одежда для женщин.

Блузки с высокими воротниками-стойками, лиф которых спереди отделывается кружевом, воланами и другими элементами декора, стали появляться с наступлением эпохи Модерна, примерно в 1870 году.

В 1900-1910-е годы блузки считаются элементом дамского белья , потому что имели весьма сложные украшения в виде вышивки или шнуровки, а именно эти элементы были характерны для нижнего белья. Сформировался даже особый стиль – стиль Гибсона, блузки в таком стиле имели складки и были плиссированными, они довольно быстро стали весьма популярными как для дневных раутов, так и в качестве неофициальной одежды для вечера.

В 1920-е годы модной считалась женщина с мальчишеской фигурой, поэтому юбки укорачиваются, а блузки удлиняются, их начинают носить поверх юбок, они напоминают современны е блузоны.

В 1930-е годы наблюдается обратный процесс: удлиняются юбки, блузки укорачиваются и становятся похожими на мужские рубашки.

Блузы-«толстовки», шапочки, халат на гагачьем пуху, кавказские ичиги, медвежья шуба и французское пальто! Одежда в гардеробе великого русского писателя уникальна, а многие вещи отлично сохранились до наших дней. Рассказывает Надежда Переверзева, хранитель мемориального дома Льва Толстого.

Надежда Переверзева, хранитель мемориального дома Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой, особенно во времена своей молодости, любил хорошо одеваться и всегда следовал понятию комильфо (франц. comme il faut, буквально - как надо, как следует).

Однажды, будучи в Казани, Лев Николаевич увидел господина без перчаток и брезгливо на него посмотрел. Старший брат писателя, Николай Николаевич, даже сделал ему замечание. Но для Льва Николаевича отсутствие на мужчине перчаток было неприемлемо. В то время для Толстого даже такая мелочь характеризовала человека.

Он старался всегда быть исключительно подтянутым, максимально уделял внимание внешности и одежде. Конечно, к середине 70-х годов XIX века писатель стал одеваться проще, но все равно Толстой всегда помнил о том, что он аристократ.

В музее-усадьбе «Ясная Поляна» сохранилось множество вещей из гардероба писателя, начиная с 70-х годов XIX века. Есть вещи «на выход», парадные, в которых Толстой ходил в Дворянское собрание, театр, на заседания, а есть и абсолютно домашние…

Надо отметить, что рост писателя был 182 см, в старости - 176 см. Ну а обувь писатель носил 42-го размера. Большинство вещей для мужа сшила своими руками Софья Андреевна Толстая. Рукодельничала графиня на английской швейной машинке WHEELER & WILSON, которая досталась ей по наследству от матери, Любови Александровны Берс. Софья Андреевна шила вещи и мужу, и себе, и детям… Известен случай, когда Софья Андреевна находилась со своей старшей дочерью Татьяной на балу. Платье, в котором была девушка, привлекло внимание гостей. Дамы начали спрашивать у Толстой, где же она заказала такую красоту? На что графиня скромно ответила, что сшила его сама!

Лев Толстой и Алексей Горький, Ясная Поляна, 1909 год. Автор фото - Софья Толстая. Граф одет в абсолютную новинку тех лет - прорезиненный плащ и мокроступы!

Большую часть гардероба Льва Толстого составляли блузы светлых тонов из разных материалов. На рубашках Льва Николаевича, которые впоследствии получили название «толстовки», есть «говорящие» детали. Например, специальный кармашек для карандаша и маленькой записной книжечки. В последние годы жизни Лев Толстой писал дневник, который называл «Дневник для одного себя». Он любил писать карандашиком, который подвешивал через петельку на холщовой нитке.

По утрам дома писатель носил халаты. В 70-е годы кабинет Толстого располагался на первом этаже, а спальня - на втором. Каждое утро у графа был ритуал - он просыпался, надевал халат, умывался и, как вспоминал его сын Илья, «со спутанной бородой шел в кабинет». Там за шкафами висела его одежда. В кабинете он переодевался и выходил к завтраку. Ну а вечером за шкафом он снова переодевался в халат и поднимался к себе в спальню.

В доме Толстых было всегда прохладно, не больше 18 градусов - граф не любил жары и духоты. Дом даже топили через день, и то частями, а не целиком. Специально для зимы Софья Андреевна Толстая сшила мужу синий халат на гагачьем пуху, который взяла из ставших ненужными старых детских одеялец.

Один художник рассказывал, как уже глубокой осенью Лев Николаевич попросил его прогуляться до соседнего имения. Писатель тогда оделся очень легко: брюки, рубаха и сверху - вязаная кофта. А сам художник укутался в шубу. Толстой сказал: «Вы погорячились, вам придется раздеться»... И действительно - граф ходил быстро и совсем не замерз. А вот уже на обратном пути Лев Николаевич сел в сани и закутался в свою любимую шубу, которую купил сам себе в подарок на гонорар от «Анны Карениной». Шубу граф носил редко, предпочитая ей тулуп из романовской овцы.

У Льва Толстого была богатая коллекция обуви, причем вся - эксклюзивной ручной работы. Клетчатые домашние ботинки, мягчайшие башмаки из шкуры лося, парусиновые туфли, в которых он, возможно, играл в теннис... Дома Лев Николаевич ходил в сапогах - ичигах. Толстой просто обожал свои ичиги - из очень тонкой кожи, с мягким носком и внутренним жестким задником. У них нет такого различия, как правый или левый, а по дому в них можно передвигаться абсолютно бесшумно. Снимал писатель ичиги с помощью специального предмета - холуя. Руками снимать их было неудобно - вспомните, в фильмах обычно жены снимали мужьям сапоги!

Еще одним уникальным экспонатом музея являются толстовские валенки-бурки. Вероятно, они были привезены из Америки самим Толстым либо его сыном Сергеем, либо кем-то из толстовцев, которые сопровождали пароход с духоборами на поселение в Канаду.

Бурки сделаны из тонкого фетра, подбиты войлоком, кожа на носках отстрочена очень ювелирно. Для производства подобных валенок использовали особенную колодку. В музее хотели сделать дубликат валенок, приглашали для этого разных мастеров. Но ничего не получилось.

Кстати, в СССР бурки получили распространение в 1940-1960-х годах. Бурки можно увидеть в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в которых щеголяет Бывалый в исполнении Евгения Моргунова.

Когда говорят о простоте Льва Толстого, всегда забывают о том, что у писателя были все самые новые и необыкновенные вещи. Фонограф, мимиограф (аппарат для изготовления копий), карандаш с электрической подсветкой, самопишушее перо, американская точилка для карандашей - «гаджетами» XIX-начала ХХ века дом буквально переполнен. Толстой был по-хорошему очень любопытен! Что касается одежды, то абсолютной новинкой тех лет в графском гардеробе можно считать очень дорогой прорезиненный плащ, да еще и с капюшоном! Такие плащи в России изготавливали только в Санкт-Петербурге и только на одной-единственной фабрике в малом количестве. В дополнение к плащу у писателя имелись мокроступы - тяжелые прорезиненные ботинки на шерстяной подкладке.

Факт

В 50-е годы XIX века Лев Николаевич Толстой жил в Санкт-Петербурге. В этот период он близко сошелся с членами кружка журнала «Современник» Николаем Некрасовым, Иваном Панаевым, Александром Островским, Дмитрием Григоровичем… Тогда Толстой одевался у известного и популярного в те годы французского портного Шармера. В его гардеробе было очень элегантное шармеровское пальто. Интересно, что у этого же портного одевался и другой великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. И хотя Толстой и Достоевский не были знакомы, но носили они одежду одного мастера.

Кстати

В музее «Ясная Поляна» есть три толстовские шелковые шапочки белого, серого и черного цвета.

Все они сшиты вручную Софьей Андреевной Толстой. После смерти писателя в 1910 году Софья Андреевна поняла, что люди идут в дом Толстого, что им интересен его быт, и необходимо создать музей Толстого. Софья Андреевна стала описывать все предметы, находящиеся в доме, в том числе и одежду. Так что первые хранительские записки в яснополянском музее писала именно графиня. Сохранилась такая хранительская записка, приложенная к этим шелковым шапочкам: «Шапочки Льва Николаевича, сшитые ему его женой».

Эксклюзив: Графский гардероб

Лев Толстой любил носить простые блузы, сшитые на основе косовороток. Материал - фланель, хлопок, дорогой шелк-сырец (на таких блузах были перламутровые пуговицы). Кроили блузы сама Софья Толстая и яснополянская крестьянка Липунова.

Уникальная вещь из гардероба писателя - валенки-бурки, выполненные в единственном экземпляре.

Соломенная шляпа, с которой Лев Толстой, не любивший жару, не расставался летом. В ней он ходил купаться на Воронку.

Бесшумные, мягкие и очень удобные кожаные кавказские ичиги. Их писатель использовал вместо тапочек и ходил в них по дому.

Полотенце писателя. Именно этим полотенцем Лев Толстой пользовался по утрам после умывания. На нем - монограмма «Л. Т.», вышитая Софьей Андреевной.

Абсолютной новинкой тех лет в графском гардеробе можно считать прорезиненный плащ с капюшоном, производство - Петербург. До наших дней плащ дошел в плачевном состоянии, потому что резина - самый капризный при хранении материал. Но благодаря стараниям реставраторов его восстановили.

Дома Лев Николаевич Толстой любил ходить в халатах. В его гардеробе были халаты разных цветов. Большую их часть шила его жена Софья Андреевна. Интересен синий халат - графиня сшила его и подбила гагачьим пухом, который взяла из ставших ненужными старых детских одеялец!

Тулуп из романовской овцы конца XIX-начала ХХ века. Овчина из романовской овцы считается лучшей в мире.

В последние годы жизни Толстой носил этот тулуп очень часто. Именно в нем он покинул Ясную Поляну в ночь на 28 октября 1910 года...

Медвежья шуба от французского портного Айе, купленная Львом Толстым на гонорар от романа «Анна Каренина». Одна из самых дорогих вещей в гардеробе графа. Сверху - сукно. Шуба не имеет пуговиц. Писатель просто так не гулял в ней - он закутывался в нее, когда зимой путешествовал в санях.

Фото предоставлены
музеем-усадьбой «Ясная Поляна».