Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Классный час на тему благодарности. Классный час на тему: «1 Марта-День Благодарности»

Классный час для учащихся 2 б класса: Тема: «Благодарность не знает границ»



02.04.2018


728


226



Мантаева Жанара Серикбаевна

Классный час для учащихся 2 б класса:
Тема: «Благодарность не знает границ»

Цель:
Воспитание доброжелательного, благодарного отношения к людям, к миру, самому себе.
Задачи:
1. Дать представление об основных похвальных качествах русского характера, в том числе о чувстве благодарности.
2.Формировать умение пользоваться речевыми формулами благодарности, выбирать формулу благодарности в зависимости от субъектов общения, от ситуации, за которую благодарим
3. Формировать культуру общения на соблюдении определённых правил.
4.Воспитывать чувство благодарности за любое проявление добра. Воспитывать правила поведения в обществе, уважительное отношение к людям.
Оборудование:
Список слов русского речевого этикета, записанный на доске; «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, презентации учеников.
Ключевые понятия:
Речевой этикет, благодарность, благо, добро, доброжелательность, благодеяние, Божие благословение.
Определения ключевых понятий:
Речевой этикет – правила вежливого поведения, важная часть культуры народа, каждого человека.
Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.
Благо – добро, благополучие.
Добро – положительное, хорошее, противоположное злу.
Доброжелательность – желание добра, готовность содействовать благополучию других людей.
Благодеяние – спасительная помощь, доброе дело.
Ход занятия
1.Вводная беседа
– Добрый день! Сегодня у нас будет необычный классный час, вот чему он будет посвящен, вы мне скажете сами.
– Кто из вас любит получать подарки?
– Почему?
– А вам самим нравится делать подарки другим людям?
– А почему вам это нравится? Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно.)
– Подарки, сюрпризы приятно делать близким людям: маме, папе, подруге,… А испытываете ли вы чувство радости, удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а может быть даже чужим?
– А какие подарки вам особенно приятно получать, те которые дарят, потому что их нужно подарить (на празднике, например), или те которые хоть и небольшие, не дорогие, но которые дарят неожиданно, просто так, от чистого сердца?
– А могут ли люди делать друг другу приятное, не даря ничего?
– А как?
– Может кто-то помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Добрый день.)
– Приятно ли вам было услышать его?
– Почему? Что мы хотим пожелать человеку, когда говорим ему “добрый день”?
– А какие еще слова вам приятно слышать от других людей? (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь, в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи, …)
(Учитель вывешивает данные слова на доску.)
– Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в классе?
– Вслушайтесь в слово “здравствуйте”, на какое другое слово оно похоже? (здравие, здоровье.)
– Что желаем мы другому человеку, когда говорим ему “здравствуйте”? (Здоровья.)
– А ведь каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья!
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

– Что же такого особенного произошло между чужими людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом “здравствуйте” пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)

– А если вот таких маленьких капелек – слов люди мы будем больше дарить друг другу, то какими будут люди на земле?
– Так почему же эти простые, всем известные слова называют “волшебными”?
Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский, обращаясь к молодежи, писал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно… Проверяйте свои поступки сознанием, не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобства людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
Деликатность, чуткость, понимание интересов других людей, даже в мелочах, — это основы поведения культурного человека.
Учитель:
«Слова с рожденья ждет жестокий выбор
Но вот звучат во все века СПАСИБО-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Учитель: Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо» — одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов.
Мы его употребляем в ситуации благодарности.
Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро,
внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна.
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи. Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова – слова речевого этикета.
Существует несколько этикетных формул:
Формулы благодарности;
Формулы извинения и вежливого отказа;
Формулы приветствия.
Существует огромное количество выражений и слов, с помощью которых человек может отблагодарить другого человека: Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.
Формулы приветствия
Какими только приветствиями не пользуются люди! В русском языке существуют десятки способов приветствия. Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании. Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Доброе утро! Добрый вечер!
Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга?
Ведь этими словами они практически ничего не говорят. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют, потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которые мы применяем во взаимоотношениях. Наше «здравствуйте» означает «будьте здоровы». Вот мы узнали, что существует множество добрых вежливых слов, которые нужно употреблять в различных ситуациях.

СИТУАЦИЯ № 1 Вы встретили своего знакомого, которого давно не видели. Поздоровайтесь с ним, чтобы приветствие было сделано от всей души, выразительно!

СИТУАЦИЯ № 2 Вам нужно спросить, который час у прохожего человека. Как вы спросите об этом?
Первоначально, сначала надо поздороваться, а потом начать спрашивать: Здравствуйте! Извините! Который сейчас час? Когда вам ответят, должны сказать Спасибо!

СИТУАЦИЯ № 3 Вам нужно спросить, как пройти к магазину «Книги». Разбор ситуаций по иллюстрациям.
Звучит песня «Я по городу иду» (П.Овсянников. Ю.Энтин)
В наше время учиться культуре поведения значительно легче. В школе мы проводим беседы о воспитанности, о культуре поведения мы смотрим в передачах по телевидению, читаем в книгах. Но никакие беседы и статьи не помогут, если вы сами не захотите быть людьми воспитанными. Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой. Главный твой воспитатель — ты сам. Оценивайте свои поступки сами:
Как разговариваю с людьми? Как держусь в гостях? и т.д. Мало знать правила этикета, еще надо их уметь применять.
Вот первый пример:
Нарядная оживленная женщина в сопровождении военного офицера входит в троллейбус; увидев ее рядом, поднимается девочка.
— Садитесь, пожалуйста.
— Ну что ты… Спасибо… Не надо…
— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю. Оживление на лице женщины гаснет.
Почему поменялось настроение женщины?
Второй пример:
Поэт Степан Олейник в своем стихотворении описывает встречу двух приятелей, одного из которых он язвительно называет «добродей».
С миной пристально унылой
Смерит с ног до головы
-Боже мой!
Что с вами, милый?
Это вы или не вы?
Не больны?… Нет в самом деле,
Цвет лица ужасно плох,
Полысели! Похудели?
И за каждым словом – вздох
Вы, конечно, все угрюмей
От сочувственных речей
Дал вам пищу для раздумий
Ваш приятель – добродей!
Какое настроение будет у человека после такой встречи? Избегайте замечаний, которые могут больно ранить чувства собеседника.
Речевой этикет и эстетика поведения тесно связаны.
Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача- надо сделать так, чтобы все мальчики и девочки стали хорошими людьми: образованными и трудолюбивыми. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. И возникают между ними отношения; взаимоотношения, складываются такие нормы поведения, которые облегчают их совместную работу. Требования школьного этикета обязательны для всех. Учеба-это общее дело учителей и учеников. Значит, они должны взаимно уважать друг друга и быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. Понимаете, взаимно! И во всем! Хорошее отношение ученика к учителю начинается с дисциплины. Сколько раз за урок учитель сделает замечание: прекратите разговаривать. Почему занимаетесь посторонними делами, почему не работаете, уберите телефон и т. д. Зачем учитель делает эти замечания? Ради себя? Нет! Как можно усвоить материал урока, если нет дисциплины? Значит, идет нарушение взаимного уважения со стороны учеников. Как должен поступить учитель в данной ситуации? Ничего не предпринять или добиваться и требовать выполнения норм школьного этикета, т. е. дисциплины на уроке, во имя того, что и должен делать учитель: учить, а ученики получать знания. Мы сказали, что учеба-это сотрудничество и взаимоуважение. Ученики нарушили это сотрудничество. Хорошее отношение учителя к ученикам меняется, как во внешнем выражении, так и в словесном. Это очень неприятно, если вдруг такое случается, то можно услышать от учеников осуждение поведения учителя: « А чего она кричит на нас…» А задумались ли они, по какой причине это случилось, кто первым нарушил сотрудничество учитель-ученик. На уроке должна быть хорошая дисциплина, ничто не должно мешать проведению урока, тогда общая задача — одни учат, другие учатся, будет выполнима. Ваше доброе отношение к учителю, забота и чуткость помогают в его работе.
Я сегодня уже говорила о выдающемся советском педагоге Василии Александровиче Сухомлинском. Он учил своих воспитанников благодарно и сердечно относиться к учителям. Я прочитаю его высказывание:
«Уважай, почитай учителей. Учитель отдает свою энергию, свой ум и талант, свою жизнь во имя того, чтобы ты стал настоящим гражданином нашей любимой Родины… человеком с благородной душой, беспокойным сердцем, ясным умом, чистой совестью, золотыми руками…
Учитель творит ЧЕЛОВЕКА. Знай, что великое счастье учителя-это то, что ты стал таким, каким создал тебя в своем представлении учитель как свой идеал.
И если ты хочешь принести каплю радости учителю, своему старшему другу и товарищу, а он всю свою жизнь стремится к тому, чтобы быть твоим другом и товарищем, и не может быть и речи о воспитании, если нет у вас дружбы и товарищества, будь его единомышленником и вместе с ним стремись к идеалу…
2. Основная часть
(Чтение учителем стихотворения поэтессы Веселовской).
Слова с рождения ждет жесткий выбор –
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века «спасибо» —
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог!

Из старинного русского пожелания «Спаси Бог!» и родилось слово «спасибо», которое мы употребляем, когда хотим поблагодарить кого-нибудь.
— А каково значение слова «благодарность? Как вы его понимаете? (Учащиеся высказывают свое мнение)
— А как толкуется это слово в словаре СИ. Ожегова? (Один из учеников читает словарную статью: «Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание»).
— Итак, благодарность – это чувство признательности за оказанное нам добро, проявленное к нам внимание.
— Вспомните пословицы о благодарности, признательности, которые есть в русском языке.
— Назовите слова, которые помогают нам выразить это чувство. (Учащиеся вспоминают знакомые им формулы благодарности: «Спасибо», «Большое спасибо», «Благодарю вас»).
— Много это или мало? На мой взгляд, немного. Исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская предлагает гораздо больше слов, выражений, с помощью которых человек может благодарить другого.
(Учитель читает список этикетных слов, заранее написанных на доске).
Благодарю вас. Я вам очень признателен. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен! Моя благодарность не знает границ. Вы очень любезны. Я тронут вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили! Примите мою благодарность.
— Этим речевым богатством мы будем овладевать постепенно, стараясь, чтобы оно прочно укрепилось в нашем сознании.
Поупражняемся в употреблении данных выражений. Презентации учащихся (задания по ситуациям)
Задание №1. Ситуация в автобусе. Вы просите пассажира передать деньги за билет кондуктору.
Как благодарить человека за данную услугу?
Выберите из 2-х вариантов правильный: «Благодарю», «Моя благодарность не знает границ».
(Предполагаемый ответ: «Надо использовать первое выражение, так как второе употребляют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет»).
Вывод:
Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость и конкретную ситуацию общения.

Задание № 2. Ситуация в больнице. Вы хотите поблагодарить врача за удачно сделанную операцию.
Выберите правильный вариант: «Спасибо, доктор», «Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность».
(Более уместен 2-й вариант, так как слово «спасибо» в данных обстоятельствах не способно выразить всю степень благодарности).

Задание № 3. Выражая благодарность, нужно учитывать характер взаимоотношений людей, их возраст.
Люди какого возраста чаще всего используют следующие слова и почему?
-Я вам чрезвычайно признательна.
— Примите мою благодарность.
— Вы очень внимательны.
— Ваша любезность меня ко многому обязывает.

(Предполагаемый ответ: «Данные выражения чаще всего используют люди старшего поколения – они более воспитанны, внимательны к окружающим, умеют ценить доброту»).
Попытайтесь определить возраст и характер взаимоотношений участников следующих диалогов:
№ 1
– Лера, как я тебе благодарна за то, что помогла Насте исправить «двойку»!
– Ну что вы, Вера Александровна, не надо благодарить меня. Настя сама очень старалась.
№ 2
– Дорогой Александр Павлович! Разрешите поздравить вас с днем рождения!
– Благодарю, друзья мои, я очень тронут.
№ 3
– Я возвращаю тебе книгу.
– Спасибо, Петя!
– Не за что.
— За что благодарят своих собеседников участники этих диалогов? (За помощью в учебе, поздравление с днем рождения, возвращенную книгу).
— А за что еще можно благодарить людей? (За заботу о нас, молитву о нас, любовь к нам, за любое доброе дело).
— Слово «благодарить» распадается на 2 части, 2 корня: «благо» и «дарить».А что такое благо? (Добро).
Получается, что, когда мы благодарим кого-нибудь, мы воздаем, отвечаем ему добром на добро. Когда мы произносим слово «спасибо», возникшее из выражения «Спаси Бог!», мы желаем избавления от бед, мы призываем Божие благословение на человека, которому признательны. Вот какой глубокий духовный смысл скрыт в этих знакомых каждому ученику словах! Поэтому мы не должны употреблять их по инерции, не задумываясь над их значением, с безразличием, холодностью в душе.
Наша задача – быть не просто вежливыми, но и культурными людьми. Мы должны научиться, прежде всего, откликаться всей душой, всем сердцем на любое проявление добра, ценить любое доброе дело. Ведь где добро, там и Бог.
Не забывая благодарность своих близких, друзей, знакомых и просто посторонних людей, проявивших участие, сердечное отношение к нам, мы должны в первую очередь быть благодарными Господу за всякое Его благодеяние.
Мне хотелось бы, чтобы вы постоянно дарили людям благо, тепло своего сердца.
Давайте начнем с малого: со слов благодарности маме за вкусный завтрак, учителю за оценку, выставленную в дневник, врачу за хорошее лечение, одноклассникам за помощь в учебе и школьных делах, за внимание к вам во время вашей болезни.
Умейте быть благодарными, как падчерица из пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Если бы не вы, не видать бы мне больше ни солнышка, ни подснежников. Сколько ни проживу на свете, а все благодарить вас буду – за каждый цветочек, за каждый денечек!»
— Вспомните, в каких еще произведениях мы встречаем героев, которые выражают свою благодарность.
Хочется верить, что сегодняшний классный час поможет вам воспитать в себе чувство благодарности к окружающим людям и научит вас пользоваться «волшебными словами» — словами русского речевого этикета.
Работа в парах. Чтобы закрепить эти слова в своей речи, выполните еще одно, заключительное задание – составьте диалоги по следующим ситуациям:
1. Вы благодарите товарища за помощь в учебе (какую-нибудь услугу).
2. Вы поздравляете учителей с их профессиональным праздником и благодарите за труд, внимание и любовь к детям.
3. Вы благодарите родителей за интересную поездку, хороший подарок, вкусный завтрак, совместную прогулку и т.д.
Объединитесь в пары и обязательно употребите выражения: «Как я тебе благодарен!», «Ты меня так выручил!», «Я вам очень признательна», «Я вам многим обязан», «Примите мою благодарность», «Я хочу поблагодарить тебя» и любые другие из тех, что записаны на доске.

3. Заключительная часть. Рефлексия.
Подводя итоги классного часа, хотелось бы вместе определить: что мы вынесли из сегодняшней беседы, чему научились, в чём разобрались?
(Обобщающие ответы – выводы учащихся).
1. Русскому характеру присущи многие похвальные качества, в том числе и чувство благодарности.
2. Благодарность – это признательность за добрые дела, проявленное внимание к нам. Нельзя говорить слова благодарности мимоходом, не стремясь передать заложенный в них смысл.
3. Благодаря кого-нибудь, говоря «Спасибо», мы призываем Божие благословение на человека, которому признательны.
4. Чувство благодарности в себе нужно воспитывать, и в этом нам помогут специальные слова русского речевого этикета.

– А сейчас, ребята, давайте дадим оценку нашему занятию. Перед вами три рожицы:

1– я все понял, доволен, готов продолжить дальше;
2 – доволен, но не понял, хочется узнать еще;
3 – я ничего не понял, не доволен

.
— Прикрепите конфетку к той рожице, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.
Заключительное слово учителя
Уметь благодарить – это великий дар.
Пусть он пребудет с вами вечно!
Мы сегодня говорили об уважении и внимании к человеку. В ежедневном общении мы слышим, говорим слова, которые создают либо светлое настроение, либо мрачное. Надеюсь, что этот классный час прибавит знания о том, что значит быть воспитанным человеком.
Воспитанность, культура поведения делают нашу жизнь удобной, приятной, разумной, красивой. Тогда всем окружающим: родителям, товарищам, учителям и даже незнакомым людям – будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.
Звучит песня « Если добрый ты» (Композитор: Савельев Б. Автор слов: А. Хайт

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.

На странице приведен только фрагмент материала.

ГУ «Красно-Передовикская начальная школа»

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: « День благодарности»

Цель:
Познакомить учащихся с историей возникновения Дня благодарности.

Задачи:

Формировать чувство благодарности и толерантности

Развитие навыков милосердия и сострадания

Воспитывать патриотизм

Ход классного часа

Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о Дне благодарности, который отмечается в Казахстане 1 марта. И узнаем его историю возникновения.

Но сначала давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Я буду называть страну и форму приветствия, а вы должны выполнить данные действия.

    в Казахстане принято пожимать друг другу руки;

    в Италии – горячо обниматься.

    в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

    в Зимбабве – трутся спинами;

    в Македонии – здороваются локтями;

    в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

    у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром

Дети приветствуют друг друга

История возникновения праздника.

В февральские дни 1944 года, пока Советская армия развивала наступление по всем фронтам, 100 тысяч солдат и офицеров НКВД, вместо того чтобы воевать с врагом на передовой, начали одну из самых мерзких и преступных операций в истории нашей страны.

ДЕПОРТАЦИЯ —
или выдворе́ние — принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем.
23 февраля родителям, братьям и сестрам, женам и детям тех, кто ушел на фронт, объявят, что они враги народа и у них два часа на сборы. В тот же день в степи Казахстана и Киргизии начнут уходить эшелоны товарных вагонов с чеченцами и ингушами. Никто не знал, куда их везут и что с ними будет. Только в дороге погибли тысячи людей. Десятки тысяч погибнут в первые месяцы от голода, холода и различных болезней
В 2016 году исполняется 80 лет депортации поляков в Казахстан. 28 апреля 1936 года было принято постановление СНК СССР «О переселенцах с Украины» № 776 — 120, согласно которому поляки, проживавшие на Украине, были переселены в Казахстан. Социальный статус определялся как «политически неблагонадежные элементы» пограничных зон. Контингент переселяемых составил 15 тысяч польских и немецких хозяйств, в основном жители Житомировской области, Винницкой области, Киевской и Кировоградской областей Украины, где преимущественно проживали поляки. Общая численность высланных только с Украины составила около 70 тысяч человек. Основной причиной выселения, как объяснялось в официальных источниках, было стремление ослабить этническую напряженность в этом регионе и избежать возможности пособничества фашистам в выступлении против Советской власти.

Одними из первых, подверглись депортации корейцы.


Известно, что переселение корейцев началось на основе секретного постановления Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1937 г. «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного В.Молотовым и И.Сталиным.
В постановлении было предписано: переселить все корейское население пограничных районов Дальневосточного края в Южно-Казахстанскую область, районы Аральского моря, Балхаша и Узбекской ССР; закончить переселение к 1 январю 1938 г.; обязать Совнаркомы Казахской и Узбекской ССР определить районы и пункты вселения и наметить мероприятия, обеспечивающие освоение на новых местах переселяемых.
Потянулись эшелоны с депортированными в Казахстан и Узбекистан. Эшелон состоял, в среднем, из 50 людских вагонов, одного «классного» (пассажирского), одного санитарного, одного вагона-кухни, 5-6 крытых грузовых и 2 открытых платформ. Товарные вагоны для перевозки груза и скота наспех оборудовались двухъярусными нарами и печкой-буржуйкой. В одном вагоне перевозилось по 5-6 семей (25-30 человек). Время следования в пути до станций разгрузки в Казахстане и Узбекистане занимало 30-40 дней. 25 октября 1937 г.
Нарком внутренних дел СССР Ежов победоносно докладывал в Кремль, что «выселение корейцев из Дальневосточного края закончено» и 36 442 семьи, насчитывающие 171 781 человека в рекордные сроки вывезены в Казахстан и Узбекистан

В казахских степях вынужденных переселенцев принимали простые люди, чабаны, землепашцы. В те трудные времена всем жилось тяжело, трудно было найти дом, в котором нашлась бы лишняя ложка супа и кусок хлеба. Но несмотря ни на что, казахский народ как братьев, принял несчастных людей и разделил с ними свой кров и хлеб. В этом году, отдавая дань памяти всем тем, кто погиб во время депортации, кто выжил в неимоверно трудных условиях, и, выражая искреннюю благодарность тем, кто принял, разделил их боль и страдания, дал хлеб и кров: посвящается день благодарения – 1 марта.

Пусть в день Благодарения станет мир добрей,
Пускай все люди благодарны станут,
Пусть соберется полный дом друзей
И все друг другу улыбаться будут!

1 марта 1995 года
в Казахстане была учреждена Ассамблея народа Казахстана, и в 2015 году в рамках празднования двадцатилетия Ассамблеи Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности, когда народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну.

Ребята, как вы думаете, что такое благодарность?

Благодарность


(от «благо дарить») — чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства.

Ребята делятся на 2 группы.

Загадки «Вежливые слова»

Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день)
***
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания)
***
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(Извинить)
***
До чего ж оно красиво
Слово доброе…
(Спасибо)
***
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-
(Извините)
***
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …
(Не перебивай)
***
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…
(Спасибо)
***
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…
(Добрый день)
***
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …
(Спасибо)
***
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…
(Здравствуй)
***
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
(Простите, пожалуйста)
***
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
(До свидания)
***
Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…
(Привет)
***
Если с другом иль подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
«Сколько лет и …»
(Сколько зим)
***
Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: «Как…»
(Дела)
***
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте)
***
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …
(Добрый день)
***
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
(Спасибо)

« Цветок благодарности»

Учитель:
Ребята, у вас на столах лежат лепестки от « Цветка благодарности». Сейчас каждый из вас напишите, пожалуйста, на лепестке кого бы вы хотели поблагодарить и за что. Затем раскрасьте свой лепесток в тот цвет, какое сейчас у вас настроение. (После того, как учащиеся выполнят задание, каждый из них вслух читает слова благодарности и приклеивает свой лепесток к сердцевине цветка. Таким образом на столах у каждой группы должен получится цветок).

Песня « Дружба» Барбарики

Цель:

познакомить детей с новым праздником появившимся в Казахстане; распространить понятие «день благодарности народам»; раскрыть значение понятия «день благодарности»; формирование у детей понимания, что эти понятия важны каждому из них для развития культурных ценностей и человеческих взаимоотношений; развивать творческие способности, развивать умение быть терпеливыми по-отношению к другим и к себе, культурная и этническая терпимость и благодарность; Расширение общего культурного политического кругозора; воспитывать у детей потребность воспитывать в себе умение слушать мнение своих одноклассников.

Все знают и понимают: слово и понятие «благодарность» отвечают на поставленные вопросы, умеют выделять положительные и отрицательные качества человека.

Ход классного часа

1.

Приветствие

Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем мальчикам и девочкам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:

в Казахстане принято пожимать друг другу руки;

в Италии – горячо обниматься
.

в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

в Зимбабве – трутся спинами;

в Македонии – здороваются локтями;

в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром

Дети приветствуют друг друга

А,В-С-приветствие с движениями

Словесная оценка

2. Деление на группы

Деление учащихся на группы.

На карточках слова: «БЛАГОДАРНОСТЬ», «ПРАЗДНИК», «НАРОДЫ», «КАЗАХСТАН», дети распределяются за столы, соответственно карточкам.

Выбор детей карточки, рассаживание в группы

А,В,С- выбирают карточку, садятся в группы карточки

3. Определение темы и цели урока

Определите тему сегодняшнего урока по названиям групп.

Попробуйте объединить все четыре слова в одну тему.

1 марта 1995 года в Казахстане Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности

Как вы думаете, зачем нам этот праздник?

Что хотел сказать президент, когда предлагал отмечать такой праздник?

Ответы детей

А,В,С — размышляют и отвечают

2. Беседа по теме

1. Рассказ учителя

Праздник

1 марта 1995 года в Казахстане была учреждена Ассамблея народа Казахстана, и в 2015 году в рамках празднования двадцатилетия Ассамблеи Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности, когда народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну.

2. Просмотр видеоролика «Ассамблея народов Казахстана»

Просмотр видеоролика «Ассамблея народов Казахстана»

Вопросы по ролику:

Что такое Ассамблея?

Какие национальности проживают в Республики Казахстан?

Какова цель создания Ассамблеи?

Что воспитывает и развивает такое объединение?

Просмотр детьми видеоролика «Ассамблея народов Республики Казахстан»

А,- делают выводы

В — отвечают на вопросы

С- смотрят

Словесная похвала

3. Рассказ об Ассомблеи народов Республики Казахстан
Ассамблея народов Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства.

Идея создания Ассамблеи народов Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости.

Цели и задачи Ассамблеи, структура и организация работы утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года.

Содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

4.

Цитата урока

Прочтите высказывание:

«Когда Ваше сердце полно благодарности, любая дверь,
которая кажется закрытой, может привести Вас к удивительным открытиям»

Как вы понимаете эти слова?

Почему двери открываются, если быть просто благодарными

Дети читают, предполагают, объясняют

А,В-высказывают предположения

С-читают высказывания

Словесное оценивание

Высказывания на листах, на доске

5.Постер «Благодарю тебя »

Предположите, чем мы, как представители разных народов можем быть благодарны друг другу

(за терпение друг к другу, за понимание, за разнообразие культуры в государстве, за сохранение мира общими усилиями, за служение нашей стране)

Выразите это в постере, словами, рисунками, знаками.

Предположение детей

А,В,С — высказывают свое мнение

«Звезда»

стикеры

6. Словарная работа

Как вы можете объяснить, что такое БЛАГОДАРНОСТЬ?

Задание группам: из букв слова «
БЛАГОДАРНОСТЬ

» составить как можно больше новых слов.

Презентация ответов от группы.

Учитель выбирает слова: БЛАГО, ДАР, РАД, РОТ, ЛАД

Как можно эти слова отнести к понятию БЛАГОДАРНОСТЬ?

Например:

БЛАГО — это то, что мы делаем и за это получаем благодарность.

ДАР — это наши хорошие поступки, которые мы совершаем в отношении других людей и за них получаем благодарность.

РАД — любой человек будет рад получить благодарность за свой поступок, как ответ, что он делает это не зря.

РОТ — это инструмент, которым мы выражаем благодарность.

ЛАД — мир, лад и спокойствие будет присутствовать всегда, если быть благодарными друг другу

Благодарность


(от «благо дарить») — чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства

Объяснение детей

Словесная похвала

Листы, маркеры, компьютер для экспертов

Составляют слова, предполагают связь слов отвечают на вопросы

А- работа, помощь в объяснении связей, зачитывают значение из словаря

В- составление слов

С- слушают, записывают

7.

«Цветок мира и благодарности»

Вам нужно собрать цветок благодарности всем народам Казахстана. Середина цветка есть, вам нужно вырезать и раскрасить лепестки, записывая на них национальности, проживают на нашей территории.

Пусть этот цветок и будет символом нашего дня благодарности в Казахстане.

Дети собирают цветок, самостоятельно вырезая и раскрашивая лепестки

А,В- «собирают» цветок

С- помогают

Оценивание «Звезда»

8. Рефлексия.

1. «Свободный микрофон

Выскажите свое мнение о том:

Что вы для себя уяснили?

Что поняли?

О чем задумались?

Высказывание детей

А,В- высказывают мнение

С- дополняют

Похвала «Большой палец»

микрофон

Учитель: Белоцерковец Г.Ш.

1 марта в республике будут официально праздновать День благодарности. Соответствующий Указ (№173 от 14 января 2016 года)

Нурсултан Назарбаев отметил, что введение такой традиции еще более сблизило бы казахстанцев, и этот день мог бы стать ярким праздником милосердия и любви.

Как передает пресс-служба Акорды, глава государства 1 марта примет участие в торжественных мероприятиях, посвященных Дню благодарности.

Президент Казахстана в ходе XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана напомнил основные этапы истории Казахстана XX века.

Он отметил, что в самом начале века в ходе крестьянского переселения в период столыпинских реформ в Казахстан было переселено 1 миллион 150 тысяч человек из России, Украины и Беларуси под предлогом освоения пустующих земель. Через два десятилетия в 30-ые годы во время коллективизации из центральных районов бывшего СССР в нашу страну было сослано, как тогда говорили, 250 тысяч раскулаченных крестьян.

«В годы сталинских репрессий в Казахстане были созданы 11 специальных лагерей, которые насчитывали несколько миллионов узников. И не все из них уехали после освобождения».

Во время войны Казахстан принял людей, эвакуированных с захваченных фашистами территорий. А в 50-ые годы на освоение Целины прибыло еще 1,5 миллиона человек. На различные закрытые военные объекты, полигоны — еще порядка 150 тысяч специалистов, военных, членов их семей.

В целом сначала XX века в Казахстан было переселено 5,6 миллиона человек. А всего население Казахстана в то время насчитывало около 6 миллионов. «5,6 искусственно переселенных — это к сведению тех, кто не знает истории, считает, что Казахстан извечно был таким многонациональным», — заметил Нурсултан Назарбаев и сказал, что все это он произнес для того, чтобы люди помнили свое недавнее прошлое.

Глава государства также рассказал, что следствием преступной сталинской коллективизации стала гибель от голода 1,5 миллиона казахов, у которых отобрали последний объект выживания — весь скот. «Скотина погибала в колхозах, люди погибали без еды».

Он сообщил, что еще 1,3 миллиона казахов вынуждены были откочевать за пределы СССР, спасаясь от репрессий и нужды.

«Так что не только переселенцы страдали, мы все страдали, потому и мы чувствуем близость друг к другу. Из этого следует, что ни одна страна в мире, ни один народ не испытал на своей судьбе такой излом своей демографической ситуации и не стоял перед пропастью исчезновения, как казахский народ. Мы выжили, смогли сплотиться как нация, мы не ожесточились, не озлобились, никогда никого не обвиняли в превратностях жестокой трагедии XX века. Мы выстояли, помогли всем невинным жертвам сталинизма, мы добились своей независимости мирным путем, объединив вокруг себя все этносы и конфессии, и сегодня мы идем вперед на основе толерантности, согласия, веры друг другу. Низкий поклон нашему мужественному народу, сделавшему это».
Для успенского района, где проживают потомки первых переселенцев, репрессированных, депортированных народов, День благодарности очень актуален. В настоящее время здесь проживает в дружбе и согласии представители более тридцати национальностей. Все они в лихие годы выжили, благодаря отзывчивости, толерантности коренного населения. Это было не просто гостеприимство, а глубокое сострадание, милосердие, человечность, ведь люди сами живущие в нищете, делились последним куском, давали кров приезжим.

В районе образован филиал Ассамблеи народа Казахстана, объединяющий в своих рядах восемь этгокультурных объединений и районную лигу женщин-мусульманок. эти общественные организации играют огромную роль в укреплении единства, сохранения культурных традиций и родного языка представителей различных этносов.

Жители района очень ценят дружбу, согласие, воспитывают в таком духе и молодое поколение.

Средняя общеобразовательная школа – гимназия № 17

Классный час на тему

«Благодарность исходит от души!»

Класс: 4 «Д

Подготовила и провела:

уч.нач.классов, кл.руководитель 4 класса «Д»

Уринбаева Махабат Куандыковна

г.Актобе, 2016-2017 уч.год.

« Благодарность исходит от души»

Цель:

1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;

3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Задачи:

    выявить представления детей о том, что такое добро и какими должны быть добрые поступки;

    содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование:

презентация, притча, клубочек ниток, карточки с ситуациями, пословицы о добре, цветы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу внеклассное мероприятие в вашем классе. Мы будем говорить о лучших качествах души присущих человеку.Пополним свой словарный запас новыми словами.

    Предлагаю всем встать.

Нарисуйте в своем воображении
цветок хорошего настроения.

(Слайд 1)

Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Ребята у вас у всех хорошее настроение?

Я рада, что у вас у всех прекрасное настроение, потому что с плохим настроением невозможно говорить о лучших качествах человека.

    Спасибо. А теперь я предлагаю вам сесть.

Давайте проверим, знаете ли вы добрые приветливые слова. Я начну, а вы продолжите предложение.
Слайд 2

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого

(спасибо).


Зазеленеет старый пень.

Когда услышит

(добрый день)


Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы

(спасибо)


Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь,

(здравствуйте).


Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

Ребята, послушайте одну историю.

Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.

Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.

А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.

Садись уж, раз едешь.

Спасибо, милок.

И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?

И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.

Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он

уступил

место пожилому человеку.)

А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

А

как

он это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?

Вывод:

Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

Один философ сказал:
« Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.»Слайд 3.

А как вы поступили, оказавшись в такой ситуации?

А как называется такой поступок? (взаимовыручка, помощь)

По-другому это называется
благородство. А человека совершающего благородные поступки называют благородным человеком.


Благородный человек – добрый, честный и открытый человек. Слайд 4

Так о чём же мы будем с вами говорить? О каком качестве людей?

(О благородстве)

Слово благородство- это сложное слово состоит из двух корней
Слайд 5

БЛАГОДАРНОСТЬ

добро

(все положительное,

хорошее, полезное). родители (семья)

Родина (Отечество)

Тема нашего классного часа называется «Благодарность исходит от души» Слайд 6

Сейчас мы с вами будем работать в группах.Ребята, давайте вспомним правила работы в группе:
Слайд 7

1.В группе нет главных. Все члены команды равны.

2.Группы не соревнуются,а делают общее дело.

3.Все члены команды должны получать удовольствие от общения.

4.Все должны внести свой вклад. Никому не «спать»!

Звучит музыка из мультфильма « Давайте жить дружно.»

А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.

    Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.

    Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и тихонько отошёл.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

    Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно.

    Упражнение «Клубочек плохих поступков»

Ребята, но не всегда мы бываем добры.

Попрошу выйти ……..

У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совершать по отношению к ……. Каждый называет плохой поступок, который когда-то совершил. (При этом опутываю ученика, постепенно) Ребята, как вы думаете, а как …… себя чувствует? А как вы чувствуете себя? А ведь на его месте может быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка? (Сказать доброе слово)

Дети говорят, я

– разрезаю нити.

    Предлагаю всем

    сказать что-либо доброжелательное своему соседу, пожимая руки, и так всем своим товарищам (а также гостям)

    А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину

    , несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы благородства.

Я всем вам раздам кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.

Соедините половинки

пословиц о доброте, и каждый свою пословицу приклеить на картон, собираете дом.

Добрыми делами славен человек.

Доброе слово лечит, злое калечит.

За доброго человека сто рук.

Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.

Вам предлагается набор различных слов на
листочках. (Слайд 7)

Выберите те качества, которые необходимы
благородному

человеку. И прикрепите их на стволе дерева рядом с домом.

    аккуратный

    доброжелательный

    вежливый

    грубый

    умеет прощать обиды

    чуткий

    отзывчивый

    часто ссорится

    ласковый

    веселый

    внимательный

    жадный

(Выполняют задание.)

Какие качества вы выбрали?

Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы благородства.

Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.

Назовите, чьё имя вы записали? Почему?

Ребята, а вы знаете в нашей республике есть благотворительный фонд, который помогает детям инвалидам и людям которые нуждаются помощи.А кто

А кто с каждым днём улучшает нашу республику? А чьи заветы он исполняет?

Ребята, как вы думаете имена этих людей могут присутствовать в нашем благородном саду?

Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.

Помните: (Слайд 8)

    Благородные слова — корни

    Благородные мысли — цветы

    Благородные дела — плоды

    Благородные сердца — сады.

С каким новым словом вы познакомились сегодня?
Слайд 9

Каким должен быть благородный человек?

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Возьмёмся за руки и посмотрим на наши картины. Какие они у нас получились?(светлые, добрые, тёплые…) Такие, как ваши тёплые руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.

Как вы думаете, где находится сад и дом Благородства у каждого человека?

В сердце!

Слайд 10

Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Благородству откроются сердца!

А для ваших добрых сердец я хочу подарить каждому сердечко со словами:

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем
. Слайд 11

Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
(Эдуард Асадов.)

Слайд 12

Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз.Слайд 13