Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Новогодние елки в кремле в советское время. Кто был главным Дедом Морозом на ёлке Кремля? Из истории Кремлевской Ёлки

В Советском Союзе новогодние елки для детей сначала не замечали, потом запрещали, а потом сделали оружием идеологической пропаганды.

Сначала ёлка, как атрибут религиозного пережитка – Рождества, была внесена в список классово чуждых элементов. При этом до поры до времени жёстких гонений на новогодние празднования не было. В советских книжках для детей даже рассказывалось о том, как лично Владимир Ильич Ленин посещал новогодние утренники.

Однако в 1928 году, на пике антирелигиозной кампании, с ёлками и новогодними торжествами было покончено. Казалось, что навсегда.
Но в 1935-м всё чудесным образом переменилось. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павел Постышев выступил в газете «Правда» со статьёй, в которой фактически реабилитировал Новый год и призвал устраивать для детей весёлые новогодние праздники.

Уже 30 декабря 1935 года в Харькове, где Постышев незадолго до этого работал первым секретарём обкома партии, прошёл первый в СССР новогодний бал-карнавал. В нём приняли участие около 1200 школьников.
Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».
С этого момента и детские, и взрослые новогодние торжества получили постоянную прописку в Стране Советов.

1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.
Интересно, что даже на высшем уровне термин «главная ёлка страны» был весьма условным. Когда Лазарь Каганович спросил лидера СССР Иосифа Сталина, где ставить главную ёлку страны, вождь народов изрёк:
– У нас все ёлки главные!
Тем не менее «кремлёвская ёлка» неофициально имела самый высокий статус. При этом нужно отметить, что изначально, как уже говорилось выше, она проходила в Доме Союзов, расположенном у нынешнего здания Государственной Думы.

Первые советские новогодние ёлки имели довольно политизированный характер. Представления так или иначе затрагивали тему классовой борьбы, а дети приходили на них в костюмах красноармейцев или ударников труда. Воспевались также достижения героев-лётчиков, покорителей Арктики – словом, мальчишкам и девчонкам популярно объяснялось, отчего именно так «хорошо в стране советской жить».
Время сказалось не только на сценариях новогодних представлений, но и на судьбе «отца» советского Нового года Павла Постышева. В 1938-м внутрипартийная борьба привела к тому, что он был снят со всех постов и арестован, а в феврале 1939 года расстрелян в Бутырской тюрьме.


Новогодние празднования тем не менее продолжались. Даже в военное время, несмотря на все трудности, детские новогодние утренники проводились. А в 1945 году праздничный размах новогодней ёлки в Доме Союзов символизировал приближение Победы. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр. «Зайцы» вместо труб играли на морковках. В фойе работали аттракционы: качели, «чёртово колесо», карусель. Перед «волшебной комнатой» играл кукольный джаз под руководством дирижёра Гуталина Гуталиновича. Снегурочка-сталинистка и Новый год – коммунист 23 декабря 1947 года Президиум Верховного Совета СССР объявил 1 января «праздником и нерабочим днём». Таким образом, Новый год в СССР получил не только признание, но и официальный статус. Главная ёлка страны проводилась в Доме Союзов до 1954 года, когда впервые новогодний детский утренник был допущен непосредственно в Кремль, а точнее, в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца. Сценарий для праздничного представления писали знаменитые Лев Кассиль и Сергей Михалков. При этом идеологическая составляющая никуда не делась – так, до самой смерти Сталина Дед Мороз и Снегурочка не забывали в стихотворной форме славить «вождя народов». Да и после смены Советского руководства тема достижений и «отдельных недостатков» решительно не желала оставлять новогодние ёлки. В 1961 году, с открытием Кремлёвского Дворца Съездов, главная ёлка страны перекочевала туда. Но и здесь поначалу всё оставалось по-прежнему. Так, после объявления Никитой Хрущёвым плана построения коммунизма в СССР к 1980 году артист сообщал детям.– Я – первый год из двадцати, Вам в коммунизм со мной идти!


Идеологию победили создатели Волка и Чебурашки Коренной перелом ситуации произошёл в 1964 году, когда к разработке сценария кремлёвской ёлки были привлечены молодые авторы Александр Курляндский и Эдуард Успенский – будущие «отцы» соответственно «Ну, погоди» и «Крокодила Гены». Вместо традиционных для того времени крейсера «Авроры», Кукурузы и тому подобных актуальных сюжетов они предложили путешествие пионера в Страну Сказок. Тем не менее Курляндскому и Успенскому удалось провести сценарий в жизнь, и с этого момента главная ёлка страны, как и все прочие, стала эволюционировать в сторону волшебного детского праздника, не смешиваемого ни с какой идеологией. Кремлёвская ёлка являлась самой, что называется, «статусной» – в дни зимних новогодних каникул представление показывали по телевизору.


Билетами на ёлку в Кремль награждали самых лучших учеников Москвы и других городов страны. Считалось, что на кремлёвской ёлке не только лучшие представления, но и самые лучшие подарки. Особенностью ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов была её массовость. Зал, вмещающий несколько тысяч человек, забивался детьми до отказа. С этим связан и ещё один нюанс главной ёлки страны. Дабы избежать потери детей родителями, которых на само представление не пускали, после окончания ёлки мальчиков и девочек строем выводили на Соборную площадь Кремля, где они ходили по большому кругу, в то время как стоящие вокруг родители выхватывали своих чад.


Естественно, в детской среде возникли на сей счёт страшилки, начинавшиеся словами: «Одного мальчика родители не забрали с Кремлёвской ёлки, и…». А далее шёл ужастик, в зависимости от силы воображения рассказчика. После распада СССР статус «главной ёлки страны» существенно упал. Многочисленные яркие новогодние шоу потеснили её в глазах детей и родителей. Тем не менее совсем отказываться от традиций не хотят и власти современной России. В этом году отмечается 50-летие первой новогодней ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов, ныне Государственном Кремлёвском Дворце. К юбилею было поставлено новогоднее шоу по мотивам сказок Пушкина – «Красота несказанная», в котором задействованы свыше 300 артистов театров, вузов, творческих коллективов. И это правильно – ведь хорошие традиции делают этот мир лучше. А главная ёлка страны за десятилетия согрела светом своих новогодних огней сердца сотен тысяч мальчишек и девчонок. Материал был впервые опубликован 31.12.12 http://www.aif.ru/

О Сергее Ивановиче Преображенском известно значительно меньше, чем о всех его коллегах в амплуа «главного Деда Мороза». А ведь именно благодаря ему Дед Мороз стал тем, кем он является теперь.

Преображенский был не просто драматургом, но и талантливым педагогом. Он умел работать с детьми сам и учил этому других. Именно Сергей Преображенский, заступивший на должность Деда Мороза на елке в Колонном Зале Дома Союзов, сформулировал рекомендации для артистов, выступающих в этой роли.

Трудно поверить, но в конце 1930-х годов, когда новогодние елки в СССР только появились, главенствующая роль Деда Мороза была совершенно не очевидна. Более того, этот персонаж даже не везде участвовал в праздниках.

Сергей Преображенский сформулировал четко: «Дед Мороз — главный распорядитель, первый затейник и руководитель всего веселья». Эти слова он подтверждал многолетней работой на елке в Колонном Зале.
Некоторые утверждают, что он работал в этой роли до начала 1960-х годов. Но родные Сергея Ивановича рассказывают, что в середине 1950-х он перенес серьезную операцию, после которой уже не выступал.

Александр Хвыля

В 1961 году в Москве был открыт Кремлевский Дворец Съездов, в котором в последующие годы проводились съезды правящей Коммунистической партии Советского Союза. В соответствии с лозунгом «Все лучшее — детям», главную новогоднюю елку страны начали проводить во вновь построенном Дворце.


Актер Александр Хвыля в роли Морозко в одноименном фильме, 1964 год.. Фото: russianlook.com
Кремлевская елка получила статус важного государственного события, и кандидат на роль «главного Деда Мороза» страны отбирался крайне придирчиво.

Дед Мороз. Снеговей, Зимник и Трескун. Как называли Деда Мороза наши предки
Все решило кино. В 1964 году на экраны страны вышел фильм-сказка «Морозко», где роль зимнего волшебника сыграл актер Александр Хвыля. На его счету к тому времени значились героические роли Буденного, секретарей парткомов, образ сурового капитана Гуля из «Пятнадцатилетнего капитана» и многие другие работы.

В образе Морозко Александр Леопольдович оказался настолько органичен, что наверху решили: «Лучшего Деда Мороза для елки в Кремле не найти!»

С ролью Деда Мороза Хвыля справлялся отлично, однако поскольку на свой пост заступил уже довольно немолодым человеком, порой случались казусы. Например, он не мог освоить работу с радиомикрофоном. Как-то, закончив свою часть выступления в Кремле, Дед Мороз Хвыля ушел за кулисы и стал жаловаться вслух на ряд проблем. Голос недовольного жизнью Деда Мороза витал над Кремлевским Дворцом, а техники никак не могли отловить артиста в запутанных коридорах. Впрочем, ничего по-настоящему крамольного Дедушка Мороз сказать не успел.

Роман Филиппов

Если Александра Хвылю на трон «главного Деда Мороза» возвело кино, то его преемник добыл себе «царство» сам.

Роман Сергеевич Филиппов — один из лучших мастеров эпизода в советском кино. Обладавший высоким ростом и громогласным голосом, Филиппов не подходил на роли главных героев, но запоминался и за то недолгое время, что отводили ему режиссеры. Ну кто не помнит Николу Питерского из «Джентльменов удачи», которого чуть не лишил зрения при помощи «козы» Евгений Леонов? А посетитель из ресторана в «Бриллиантовой руке», радушно приглашающий Никулина и Миронова на Колыму?

Уже будучи многолетним кремлевским Дедом Морозом, Роман Филиппов еще крепче связал себя с новогодним праздником, сыграв Камнеедова в «Чародеях».


Новогодний праздник в Колонном зале Дома Союзов, 1973 год.
Сначала Филиппова пригласили на елку в Кремль в качестве дублера Александра Хвыли. Дублеров было много, но все они работали под фонограмму Хвыли (большая часть представления проходила под ранее сделанную запись). Филиппов настоял на том, чтобы была записана фонограмма с его голосом. Затем актер добился того, чтобы они с Хвылей работали по очереди.

В общем, когда Хвыля отправился на покой, вопрос о том, кто станет самым главным среди Дедов Морозов, уже не стоял.

Роман Филиппов исполнял роль Деда Мороза на главной елке страны почти два десятилетия. Он настолько сжился с ней, что просил коллег подменить его в театре в начале января. Его обожали дети и родители. И последнее со временем стало проблемой.

Дело в том, что папы, приводившие детей на елку, стали встречать Филиппова с шампанским (и не только с шампанским), желая выпить с Дедом Морозом. Как правило, Филиппов, не отказывался.

В результате иногда Дед Мороз опаздывал с выходом на сцену, и его коллегам приходилось обыгрывать происходящее, что не так просто, с учетом того, что спектакль идет под ранее записанную фонограмму.

Впрочем, эти шалости Роману Сергеевичу прощали за его умение работать с детьми и преданность новогоднему празднику.

Последнюю елку, так уж сложилось, Роман Филиппов провел в январе 1992 года, всего через несколько дней после исчезновения СССР. На его последнем представлении ошибся ведущий: вместо традиционной фразы «Дед Мороз не прощается с вами» прозвучало «прощается». Это оказалось дурным пророчеством: всего через месяц Романа Сергеевича не стало.

Дмитрий Назаров

Когда в 1990-х годах в Великом Устюге появилась официальная резиденция Деда Мороза, должность главного Деда Мороза страны тоже стала официальной. Занять такой высокий пост не мог случайный человек. К тому же требовался актер крупный не только в смысле таланта, но и в смысле физических габаритов, с мощным мужским голосом и обаянием.

Инкогнито из Великого Устюга

Кто сегодня исполняет роль главного Деда Мороза России, доподлинно неизвестно. Когда журналисты начинают донимать волшебника вопросами о том, кто он на самом деле такой, тот логично отвечает: « Как кто? Дед Мороз, конечно!»

Дед Мороз во время визита в Санкт-Петербург, 22 декабря 2013 года.
По сведениям из источников, близких к достоверным, Дмитрий Назаров сложил полномочия главного Деда Мороза. В качестве его преемника называют звезду сериала «Воронины» и фильма-катастрофы «Метро» Станислава Дужникова. По внешним данным, Дужников на эту роль вполне подходит. Однако сам актер утверждает, что в роли Деда Мороза не выступает, так как его разоблачает даже собственная дочь.

Так это или нет на самом деле, знает только сам Дед Мороз и его приближенные. Наверное, это правильно. Ведь инкогнито действующего новогоднего волшебника — это часть его образа. Догадываться о чем-то можно, но быть уверенным нельзя. Ведь это часть новогоднего волшебства, от которой не хотят отказываться ни дети, ни взрослые.

Глава II. НОВОГОДНИЕ ЕЛКИ.

Пару слов о главном табельном детском празднике в СССР — Новом годе. мемуарной серии заметок.

С 6 до 10 лет я ходил на несколько елок каждый Новый Год и даже дважды посещал «Главную елку страны»
в Кремле. К 31 декабря у меня скапливались такие запасы конфет (а на каждой елке давали подарок), что можно было месяца три пить чай по вечерам только с ними.

Самые угарные и сложные елковые театральные постановки происходили в ДК завода «Серп и Молот» на Золоторожской(?) улице. Помимо самого представления там можно было еще посмотреть на рыбок в аквариумах и вообще, сам ДК был очень хорошим и камерным местом. Вероятно, он им и остался сейчас, потому как долгое время там размещался гей-клуб «Хамелеон», а уж геи в эстетических вопросах известно как придирчивы.

Часто попадал я и в ДК «Фрезер» (вроде бы), который располагался у железнодорожной станции Перово.

А вот самая плохая на моей памяти была елка на свежем воздухе (то есть в пятнадцатиградусный мороз) в Измайловском парке. Просто сказать что я там очень сильно замерз будет некоторой недоговоренностью. Я там натурально околел от мороза. Кто придумал этот концлагерь для детей?

Елочное действо строилось примерно по одной канве — сбор детей с хороводами и танцами про маленьких утят под баян, какое-то представление и, наконец, раздача подарков. Ничего интересного там не было (я уже в 6-10 лет это понимал), но такова была традиция — пришел Новый год и надо идти на елку.

Если тебе самому ходить было обременительно, то всегда можно было послать кого-то из родителей за подарком.

Пару слов о пафосном мероприятии под названием «Кремлевская елка»
, которая считалась как бы главной в СССР и была флагманом этой отрасли советского шоу-бизнеса.

По названию мероприятия понятно, что проходила она в Кремле. Советский гражданин туда внутрь особенно часто не попадал (и тогда, и сейчас), а там было интересно!

Во Дворце съездов дети в первую очередь могли оценить чистоту тамошних туалетов. Пожалуй, из общественных, они были самыми чистыми в стране.

На сборе детей в оцеплении стояли какие-то пионеры, которые (совсем как современные постовые милиционеры) присутствовали, но ничего не знали и не решали. Помочь ни с чем они не могли.

Со мной там случился обидный казус. Подарки выдавались по билетам после концерта, а я свой билет оставил в верхней одежде и сдал в гардероб. Поэтому пришлось потом бежать из гардероба обратно за положенным. Тот, кто решил, что детям в радость таскать с собой два часа картонный лист размером в половину альбомного листа — большой знаток детей вообще и пионеров в частности.

В репортажах (а о «главной елке страны» писали газеты и трубила программа «Время») обязательно упоминалось о том, что «в этом году кремлевскую елку посетят…»
какие-нибудь очередные номенклатурные гости — вьетнамские дети, дети с БАМа, какая-нибудь Саманта Смит и тому подобные фигуры. Не сталкивался, но общее отношение ко всем без исключения в тех корридорах и залах было просто проникнуто равнодушием.Там всяких видали.

В урочное время шайка собравшихся детей запускалась в зал, занимала места (вроде бы любые, в билетах места не указывались) и для разгону смотрела что-то из новых мультфильмов. Именно там я первый раз увидел и сразу же отметил для себя «Котенка с улицы Лизюкова».

Вот в это зал, только задник с Лениным драпировали сообразно событию.

Примерно через полчаса начинался сам спектакль. Все худшие пороки театров собирал он и смотреть его было трудно. Но надо. Ведь тебя потом о визите в Кремль будут распрашивать родители и одноклассники. Сюжет был чудовищен, хотя применялись нешуточные сценические спецэффекты — полеты над сценой на тросе, шум, свет и прочее такое.

Массовка на сцене бывала человек сто, не меньше.

Вытерпев этот гарнир дети получали красную пластиковую кремлевскую башню (коробку в виде нее) с конфетами и шоколадками.

Одевшись (а вот тут и пригождались пионеры из оцепления!), выходили на улицу и, как чемоданы в аэропорту, двигались по овальной петле. А родители выхватывали детей как вещи с ленты транспортера. Кого не выхватили на первом круге (точно также как и чемодан), уходил на второй и мог так намотать кругов восемь, прежде чем родители соизволят окликнуть свое чадо.

Билеты в Кремль распространялись через школу, причем я даже не помню особых интриг при распределении. Престижность данная елка имела больше в глазах взрослых, чем в глазах детей.

Это же самое представление потом ребенок мог увидеть и по телевизору. Числа седьмого января нового года (в конце новогодних каникул) телевидение обязательно показывало действо. Это видимо, для тех эстетов, кто на нее не попал, а уровень оценить хотел. По телевизору она выглядела даже еще скучнее и хуже чем вживую и трансляция ее не вызывала ажиотажа у детей даже на уровне кукольных мультфильмов.

Сейчас детская елковая культура совершенно ушла в прошлое и у нынешних детей в Новый Год (слава богу!) ныне совершенно другие удовольствия. Такие, о которых мы не могли и мечтать.

Сначала ёлка, как атрибут религиозного пережитка — Рождества, была внесена в список классово чуждых элементов. При этом до поры до времени жёстких гонений на новогодние празднования не было. В советских книжках для детей даже рассказывалось о том, как лично Владимир Ильич Ленин
посещал новогодние утренники.

Однако в 1928 году, на пике антирелигиозной кампании, с ёлками и новогодними торжествами было покончено. Казалось, что навсегда.

Но в 1935-м всё чудесным образом переменилось. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павел Постышев
выступил в газете «Правда» со статьёй, в которой фактически реабилитировал Новый год и призвал устраивать для детей весёлые новогодние праздники.

Чем был славен наш народ во все эпохи, так это стремительной реакцией на вышестоящие указания. Уже 30 декабря 1935 года в Харькове, где Постышев незадолго до этого работал первым секретарём обкома партии, прошёл первый в СССР новогодний бал-карнавал. В нём приняли участие около 1200 школьников.

Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».

С этого момента и детские, и взрослые новогодние торжества получили постоянную прописку в Стране Советов.

1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.

Интересно, что даже на высшем уровне термин «главная ёлка страны» был весьма условным. Когда Лазарь Каганович
спросил лидера СССР Иосифа Сталина
, где ставить главную ёлку страны, вождь народов изрёк:

У нас все ёлки главные!

Тем не менее «кремлёвская ёлка» неофициально имела самый высокий статус. При этом нужно отметить, что изначально, как уже говорилось выше, она проходила в Доме Союзов, расположенном у нынешнего здания Государственной Думы.

Праздник политического значения

Первые советские новогодние ёлки имели довольно политизированный характер. Представления так или иначе затрагивали тему классовой борьбы, а дети приходили на них в костюмах красноармейцев или ударников труда. Воспевались также достижения героев-лётчиков, покорителей Арктики — словом, мальчишкам и девчонкам популярно объяснялось, отчего именно так «хорошо в стране советской жить».

Время сказалось не только на сценариях новогодних представлений, но и на судьбе «отца» советского Нового года Павла Постышева
. В 1938-м внутрипартийная борьба привела к тому, что он был снят со всех постов и арестован, а в феврале 1939 года расстрелян в Бутырской тюрьме.

Новогодние празднования тем не менее продолжались. Даже в военное время, несмотря на все трудности, детские новогодние утренники проводились. А в 1945 году праздничный размах новогодней ёлки в Доме Союзов символизировал приближение Победы. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр. «Зайцы» вместо труб играли на морковках. В фойе работали аттракционы: качели, «чёртово колесо», карусель. Перед «волшебной комнатой» играл кукольный джаз под руководством дирижёра Гуталина Гуталиновича
.

Снегурочка-сталинистка и Новый год — коммунист

23 декабря 1947 года Президиум Верховного Совета СССР объявил 1 января «праздником и нерабочим днём». Таким образом, Новый год в СССР получил не только признание, но и официальный статус.

Главная ёлка страны проводилась в Доме Союзов до 1954 года, когда впервые новогодний детский утренник был допущен непосредственно в Кремль, а точнее, в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца.

Сценарий для праздничного представления писали знаменитые Лев Кассиль
и Сергей Михалков
. При этом идеологическая составляющая никуда не делась — так, до самой смерти Сталина Дед Мороз и Снегурочка не забывали в стихотворной форме славить «вождя народов».

Да и после смены Советского руководства тема достижений и «отдельных недостатков» решительно не желала оставлять новогодние ёлки.

В 1961 году, с открытием Кремлёвского Дворца Съездов, главная ёлка страны перекочевала туда. Но и здесь поначалу всё оставалось по-прежнему. Так, после объявления Никитой Хрущёвым
плана построения коммунизма в СССР к 1980 году артист сообщал детям:

Я — первый год из двадцати,

Вам в коммунизм со мной идти!

Идеологию победили создатели Волка и Чебурашки

Коренной перелом ситуации произошёл в 1964 году, когда к разработке сценария кремлёвской ёлки были привлечены молодые авторы Александр Курляндский
и Эдуард Успенский
— будущие «отцы» соответственно «Ну, погоди» и «Крокодила Гены».

Вместо традиционных для того времени крейсера «Авроры», Кукурузы и тому подобных актуальных сюжетов они предложили путешествие пионера в Страну Сказок.

С чем сравнить шок советских чиновников от такого сценария? Ну, представьте себе реакцию нынешних чиновников, узнай они, что главным героем детского утренника станет Михаил Ходорковский
?

Тем не менее Курляндскому и Успенскому удалось провести сценарий в жизнь, и с этого момента главная ёлка страны, как и все прочие, стала эволюционировать в сторону волшебного детского праздника, не смешиваемого ни с какой идеологией.

Кремлёвская ёлка являлась самой, что называется, «статусной» — в дни зимних новогодних каникул представление показывали по телевизору.

Страшилочка про ёлочку

Билетами на ёлку в Кремль награждали самых лучших учеников Москвы и других городов страны. Считалось, что на кремлёвской ёлке не только лучшие представления, но и самые лучшие подарки.

Особенностью ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов была её массовость. Зал, вмещающий несколько тысяч человек, забивался детьми до отказа. С этим связан и ещё один нюанс главной ёлки страны. Дабы избежать потери детей родителями, которых на само представление не пускали, после окончания ёлки мальчиков и девочек строем выводили на Соборную площадь Кремля, где они ходили по большому кругу, в то время как стоящие вокруг родители выхватывали своих чад.

Естественно, в детской среде возникли на сей счёт страшилки, начинавшиеся словами: «Одного мальчика родители не забрали с Кремлёвской ёлки, и…». А далее шёл ужастик, в зависимости от силы воображения рассказчика.

После распада СССР статус «главной ёлки страны» существенно упал. Многочисленные яркие новогодние шоу потеснили её в глазах детей и родителей.

Тем не менее совсем отказываться от традиций не хотят и власти современной России. В этом году отмечается 50-летие первой новогодней ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов, ныне Государственном Кремлёвском Дворце. К юбилею было поставлено новогоднее шоу по мотивам сказок Пушкина — «Красота несказанная», в котором задействованы свыше 300 артистов театров, вузов, творческих коллективов.

И это правильно — ведь хорошие традиции делают этот мир лучше. А главная ёлка страны за десятилетия согрела светом своих новогодних огней сердца сотен тысяч мальчишек и девчонок.

Совсем недавно на концерте в филармонии неожиданно увидел свою школьную учительницу, преподавателя физики Тамару Ивановну Поспелову (ныне заслуженный учитель РФ Т. И. Кравченко). Во многом благодаря её урокам я в своё время пошёл учиться на физмат пединститута. В антракте я подошёл к ней, поздоровался и без особой надежды на желанный ответ (с тех пор, как мы виделись, прошло больше пятидесяти лет) спросил: «Тамара Ивановна, вы узнаёте своих бывших учеников?». Ответом я был ошеломлён. «Конечно, узнаю – Вадим Свиридов», – без раздумий уверенно отозвалась Тамара Ивановна. Подумать только – после двадцати шести лет преподавания в школе, двенадцати лет работы заместителем заведующего городским отделом народного образования и многих лет работы руководителем секции ветеранов педагогического труда, когда тысячи людей промелькнули в её жизни, Тамара Ивановна помнит имена своих первых учеников!

И тогда, в преддверии Нового года, мне вспомнилось то удивительное для двадцати мальчишек и девчонок восьмых классов железнодорожной школы № 12 города Ярославля событие школьной жизни, которое произошло благодаря Тамаре Ивановне. Я имею в виду поездку в Москву в школьные январские каникулы 1955 года на новогоднюю кремлёвскую ёлку. А ведь в то время сама мысль о посещении Московского Кремля казалась невероятной и фантастической. Кремль всегда был закрыт для народа, и вдруг впервые в те дни его врата распахнулись для детей. В Кремле решались судьбы страны, и предстоящее посещение его вызывало определённый трепет. Времена тогда были ещё очень мрачные, тревожные, и даже нам, детям, вокруг виделись враги, вредители, шпионы, которых вылавливает КГБ. А вокруг страны империалистическое окружение, военные блоки и базы, авианосцы и самолёты с водородными бомбами, что ни говори, а страх жил в наших душах. Имя великого Сталина ещё было окружено ореолом славы, хотя почему-то всё реже слышалось по радио и мелькало в газетах. До разоблачения культа личности оставалось чуть меньше двух лет. Свежо было в памяти и имя Берии, замаскированного врага народа, проникшего в Кремль. Это мои оценки с позиции тех лет.

В то время я, конечно, не задумывался, чего стоило нашей учительнице достать в Ярославле билеты на самую первую в жизни кремлёвскую ёлку, и только позднее понял, как сложно было отправить нас в столицу. Это отдельная история. Какими-то невероятными усилиями, неведомыми ходами, привлечением влиятельных людей в Москве, настойчивостью и энергией Тамары Ивановны эта поездка в Кремль стала возможна.

И вот мы в Москве. Разместили нас в школе, в спортивном зале, где нам предстояло провести три ночи, так как кроме ёлки было запланировано посещение ещё нескольких музеев. Спали мы тогда на полу, на спортивных матах – девочки в одном углу зала, ребята в другом. Ложились, не раздеваясь, накрывшись только своими пальтишками. Тогда нам это казалось нормальным и даже привычным, потому что осенью на уборке картошки в колхозе «Горшиха» мы целый месяц в деревне спали так же.

Москва в те дни показалась мне неуютной и серой, с угрюмыми и тоже серыми людьми, среди которых было очень много, что особенно бросалось в глаза, подтянутых военных непонятно каких родов войск. Я всё время ощущал какое-то напряжение в лицах и молчаливых толпах людей. Улицы казались безлюдными, очевидно, от двадцатиградусного мороза и колючего ветра, из-за которого нам приходилось передвигаться по городу трусцой. У Боровицких ворот Кремля строгий военный на пропускном посту проверил наши билеты, и вот мы уже стоим у Царь-пушки и Царь-колокола, которые сильно поразили наше воображение. Помню, позднее один молодой грузин после посещения Кремля взволнованно рассказывал мне, что там он «видел болшой звонок». Действительно, Царь-колокол – это как наш большой школьный звонок.

Мы прошли через Грановитую палату в величественный Георгиевский зал, где была установлена огромная ёлка, увешанная шарами и сияющая разноцветными огнями. Зал заполнили старшеклассники, обступившие ёлку, откуда-то слышались затейливые голоса Деда Мороза и Снегурочки. Новогоднее веселье стояло в Кремле!

Таким как мы довольно взрослым ребятам сама ёлка была мало интересна, тем более, что подарки нам не полагались в отличие от москвичей, которые, к нашей зависти, получали их в красивых металлических расписных чемоданчиках. Для меня Новый год до сих пор отождествляется с запахами еловой хвои и мандари­нов, а тогда в кремлёвских буфетах продавались ещё и апельсины, которых я не пробовал, и лимонад в страшно привлекательных бутылках, обёрнутых золотой фольгой. Всё это запомнилось, но самым главным для меня тогда было другое. Я представлял себе, как по этим великолепным залам шествовали цари и императоры и, наверное, скрипели сапоги самого Сталина. Я заглядывал во все уголки Большого Кремлёвского дворца, куда можно было пройти. Почему-то незапертыми оказались двери зала заседаний Верховного Совета СССР, куда я робко, на шажок, вошёл, увидев наяву то, что часто печаталось в газетах. Для меня дворец был интересен ещё и тем, что здесь в 1938 году побывала моя мать на совещании членов женсоветов командного состава Красной Армии. Это было совсем не рядовое событие, потому что перед женщинами выступал Сталин. У нас в семье до сих пор хранится картонный, с тиснёной печатью номерной пропуск на её имя.

Побывали мы в Кремле и в Оружейной палате, которая была впервые открыта в те дни, где был выставлен и Алмазный фонд страны. Всё это было интересно, особенно для ребят. Два дня мы посвятили походам в Третьяковскую галерею, Пушкинский музей и музей подарков Сталину. Музей подарков занимал громадное здание с огромным количеством всевозможных экспонатов, начиная с сотен курительных трубок и кончая персидскими коврами. Помнится, больше всего поразили огромные ковры с изображением Сталина и сценами из его жизни, выполненные среднеазиатскими мастерицами. Как сейчас вижу и лежащее под микроскопом маленькое рисовое зерно, на котором была написана целая поэма, посвящённая вождю.

Позднее стало понятно, что открытие Кремля для народа, проведение там первой новогодней ёлки были началом той хрущёвской оттепели, что пришла чуть позже. Прежде всего это выразилось в том, что вскоре начали встречаться люди с интеллигентными лицами, в одеждах с чужого плеча, обутые на босу ногу и с фанерными чемоданчиками. Вскоре появилась и возможность, пусть робко, говорить правду о том, что у нас было.

Та давняя кремлёвская новогодняя ёлка запомнилась не просто необычным развлечением, а оставила глубокий след в сознании каждого из нас и явилась, нужно прямо сказать, одним из переломных событий в жизни всей страны.