Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Процесс умывания в младшей группе. Конспект ООД во второй младшей группе «Умывание каждый день

Конспект НОД во второй младшей группе
Тема «Умывайся каждый день»

Кокурина Лариса Анатольевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №38», город Шуя, Ивановская область.
Описание:
Данный конспект будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей 3-4 лет, но, в зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.
Цель:
воспитывать культурно гигиенические навыки у детей через трудовую деятельность.
Задачи:

1. Закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.
2. Познакомить с некоторыми свойствами воды.
3. Закреплять умения выполнять трудовые действия, намыливать губку, тереть ею кукол, смывать водой, отжимать губки.
4. Развивать речь, активизировать в речи слова неряха, аккуратный, прозрачный.
5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание быть красивыми, чистыми.
6. Уважительно относиться к своему телу, желание оказать помощь, доброту, отзывчивость.
7. Воспитывать умение работать в паре, договариваться с партнером.
8. Развивать наблюдательность, любознательность.
Оборудование:
разноцветные тазики с водой, мочалки, мыло, полотенца, грязные куклы, схема-алгоритм мытья рук и теда,картинки банных принадлежностей, три нарисованных мальчика (чистый — грязный, чистый).
Предварительная работа
: чтение потешек при умывание, чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», беседы «Как мы моем ручки?», « Не хочу быть грязным», «Чистота – залог здоровья», рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, игра «Кто умеет чисто мыться?», обучение трудовым действиям с мочалками-губками.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
« Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Организационный момент


Приветствие детей настрой на эмоционально положительный лад
Ножками мы топаем!
Ручками мы хлопаем
А теперь мы повернемся
И друг другу улыбнемся.
(Стук в дверь)

— Вы слышите, кто-то стучит. Пойдемте, посмотрим кто там. (За дверью два нарисованных мальчика, один чистый другой грязный).

Дети здороваются, приглашают войти, знакомятся.
Чистый мальчик:
— меня зовут Коля.
Грязный мальчик:
— меня зовут Петя.
-А вас как зовут? (Дети представляются)
.
-Посмотрите на мальчиков. Какие они? (Происходит сравнение мальчиков)
.
— Петя весь грязный, интересно, что с ним случилось? Ребята, как вы думаете? (Он испачкался, забыл помыться.)
Да он весь испачкался, пришел к нам в гости, забыв помыться.
-Посмотрите на Колю, какой он? (Чистый.)
Да, он чистый, опрятный. С каким мальчиком вам приятно здороваться? (Колей.)
Почему? (Он чистый.)
А с Петей приятно было здороваться? (Нет.)
Почему? (Он грязный)

-Да, этот мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.
Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха,
Про такого говорят, он плохой неряха.
— Кто из этих мальчиков неряха? (Петя.
) Кто такой неряха? (Грязный, неопрятный, чумазый человек.)
Про кого можно сказать — неряха? (Грязного человека.)

Повторите слово неряха (хоровые и индивидуальные ответы детей).
— А про Колю как можно сказать? Какой он? (Чистый.)
Он аккуратный. Повторите. (Хороводные и индивидуальные ответы детей). Кого мы называем аккуратным? Каких людей? (Чистых, опрятных.)

— Посмотрите, какие места испачканы у Пети? (Лицо, руки, ноги.)
Что ему надо сделать? (Помыться.)
А зачем надо мыться? (Чтоб быть чистым.
) Почему надо быть чистым? (Чтоб быть красивым, не болеть, чтоб с тобой дружили.)
Интересно, а Петя умеет мыться? Спросите у него.
Петя:
— Нет.
— Что же делать? (Научить)
. Петя, ребята тебя научат мыть руки, покажут и расскажут, как это делать.
-Что нам нужно чтобы мыть руки? Какие предметы? (Мочалка, мыло, вода, полотенце)
.

А скажите и покажите, как надо мыть руки, а помогут нам в этом картинки.
Д/игра «Моем руки»


Цель: закрепление алгоритма мытья рук, умение правильно мыть руки.
Дети расставляют по порядку картинки-алгоритмы последовательного мытья рук и показывают имитации процесса мытья рук.
Закатать рукава.
Открыть кран.
Взять мыло.
Намылить, потереть, чтобы была пена.
Смыть.
Закрыть кран.
Вытереть руки.
Закатать рукава.

-Руки научились мыть Петю, но у него испачканы и другие части тела. Покажем ему как надо мыться?
Игра «Кто умеет чисто мыться?» (физкультминутка)


Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
Это мы! Это мы! Это мы!
(дети поднимают руки)

Кто не хочет быть грязнушкой?
Хорошенько моет ушки?
Это мы! Это мы! Это мы!
(дети трут ручками ушки)

Умываться мы умеем.
Мы мочалкой моем шею!
Вот так! Вот так! Вот так!
(изображают как трут шею)

А потом помоем ловко
Мы над тазиком головку.
Вот так! Вот так! Вот так!
(наклон вниз и изображают, как моют голову)

Чтобы чисто вымыть ножки,
Мы потерли их немножко
И вот так! И вот так! И вот так!
(изображают, как моют ноги)

Мы помылись как большие
Вот мы чистые какие!
Посмотрите вы на нас!
(повороты из стороны в сторону
)
Пете дают мочалку, мыло, и полотенце и отправляют в умывальную комнату умываться.
— Ребята, а вы ничего не слышите? А я слышу, что кто-то плачет. Тихо — тихо, это где-то здесь. Вот отсюда я слышу, плачь. (Открывается ящик). Тут кто-то есть. (Достают грязных кукол). Какие куклы? Они грязные или чистые? (Грязные
). Да, они грязные, плачут. Почему они плачут? (Потому что они грязные).

— Вы бы хотели играть с грязными куклами? (Нет.)
Вот и с ними никто не хочет играть. Почему куклы грязные? Они сами могли испачкаться? Вот Петя сам испачкался, а они как стали грязными? (Их испачкали ребята, играли грязными руками, бросали на пол.)

-Что же им делать? Как помочь? (Помыть.)
Вы уже сказали, что нужно для этого, но давайте еще раз повторим. Лицо — чем моем? (Водой с мылом.)
Что надо делать, когда вы умываетесь с мылом? (закрывать глазки)
. Почему? (Чтоб глазки не щипало.)

Руки – мочалкой и мылом.
Тело – мочалкой и мылом
Ноги — мочалкой и мылом.

У меня все это есть. Колю возьмем с собой, чтоб он посмотрел, как мы поможем куклам стать чистыми.
-Вы сказали, что нужна мочалка? Вот вам мочалки трите лучше своих кукол, а какой стороной приятнее тереть, попробуйте на себе, шершавой или гладкой? (Гладкой.)
А куклам как вы думаете, как приятней будет? (Тоже гладкой.)

— Лучше трите, чтоб всю грязь смыть. Не оттирается грязь? Наверно с мылом лучше получится. Возьмите мыло. Понюхайте, какое оно душистое, носиком вдохнем, ротиком выдохнем. Не намыливается? Почему? Значит, нужна вода. Положите все, и пойдемте ко мне.
— А в какой воде нужно мыться? (Теплой, чистой.)
Найдите где холодная, а где теплая вода. Как сделать, чтобы вода везде была теплая? (Добавить теплую, горячую воду)
.
-Какого цвета таз? (Синего)
А какого цвета вода в нем? (синяя)

-А какого цвета этот таз? (Зеленый.)
А вода в нем? (Зеленая)

Аналогичная работа с другим тазом.
-А теперь я из этого таза налью воду в стакан. Какого цвета вода? Она бесцветная, чистая, прозрачная, вода цвета не имеет, посмотрите через нее можно видеть. Вот и в тазах через воду мы видим дно.
(Показываю стакан с грязной водой.)
-А здесь, какая вода? (Грязная.)
Через нее можно видеть? (Нет.)
Почему? (Грязная.)
В какой воде нужно мыться? (Чистой.)

-Вода у нас чистая, прозрачная, теплая берите мыло, мочалки и будем мыть кукол. Мочалку нужно сначала намочить, отжать, намылить мылом и потом уже мыть кукол (алгоритм выставляется) в водичке помочили губку и отжали, и смыли мыло. Вспомните, как мамы вас дома моют, купают, как они все аккуратно нежно с любовью делают.

Дети делятся на пары и моют кукол. Во время мытья кукол звучат песни, потешки про умывание, дети сами читают знакомые потешки.
-Какие куклы стали чистые. Повеселели. А что надо делать, чтобы они всегда были такими веселыми? И больше не плакали? (Играть чистыми руками, бережно, аккуратно.)

-Посмотрите, какая вода у нас стала? (Грязная.)

Вспомните, какая была вода, перед тем как мы стали мыть кукол. (Чистая.
) Посадим кукол в теплое место, закутав их в полотенце, пусть они сушатся и греются. Потом мы их нарядим.
-Посмотрим как там наш Петя, помылся или нет еще. (Выносят чистого Петю). Какой он стал? (Чистый.)
Вспомните, какой он был? (Грязный, неряха.)
Что же надо делать, чтоб всегда быть аккуратным, чистым и красивым, Как Коля? (Мыться, не пачкаться).

-Что же вы сегодня узнали интересного? Что запомнилось?
Мальчики благодарят детей, отмечают, как они занимались (положительно оценивают каждого ребенка.)
-Сегодня мы с вами научили Петю, что надо делать, чтобы быть чистым, как Коля. Помогли куклам стать чистыми, а в следующий раз мы вспомним, как надо ухаживать за своей одеждой, чтоб она была опрятная и красивая.
Мальчики прощаются с детьми и обещают прийти еще раз и поговорить об одежде.

Предлагаю свой конспект непосредственной образовательной деятельности в ходе режимных моментов для детей (2-3 лет) по теме: «Водичка, водичка…». Данный конспект будет полезен воспитателям работающим на ясельной, 1 младшей группах, а так же для родителей. Этот материал научит сделать обычный ритуал умывания интересным, занятным, а так же поможет развить память, связную речь у детей.

Мой конспект направлен на формирование у детей культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в ходе режимных моментов для детей 1 младшей группы на тему: «Водичка, водичка…»

Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Социализация», «Музыка».

Задачи:

Совершенствовать навыки самостоятельно мыть руки, лицо.

Учить детей правильно называть предметы туалета.

Продолжать формировать навык пользования индивидуальным полотенцем и расческой.

Развивать самостоятельность, тактильные ощущения.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Обогащать словарный запас: душистое, гладкое мыло, полотенце.

Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие: умыться, закатать рукава, намылить, смыть мыло, причесаться.

Продолжать детей учить отвечать на простейшие вопросы.

Методические приемы:

Игровая ситуация, показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы воспитателя и ответы детей, объяснение, показ предметов туалета, чтение потешек, отрывков из стихотворений, предоставлять детям возможность договаривать слова и фразы при чтении знакомых потешек и стихотворений.

Предварительная работа:

Беседы о назначении мыла, о том каким оно бывает; рассматривание сюжетных картинок с изображение предметов используемых для умывания, используя для этого дидактические игры «Чудесный мешочек», «Научим Катю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купание кукол».Знакомились с водой,ее свойствами, где ее можно встретить. Разучили новые малоподвижные игры «Мы проснулись…», «Умывалочка»(зайка серый умывается видно в гости собирается….).Разучивание потешек, пальчиковой игры, чтение отрывков из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. и П.Барто «Девочка чумазая» и другие произведения.

Оборудование
: мешочек с мылом разных цветов и форм, полотенце, расческа, рисунок.

Ход:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся(становятся в круг).

Ребятки, какие вы у меня красивые, опрятные, аккуратные. Я вижу у вас сегодня хорошее настроение».

Воспитатель предлагает детям немного поиграть.

Педагог показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют за воспитателем.

Мы проснулись рано утром (шагают на месте),

Потянулись бодро, шумно (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх);

Чтобы сон ушел — зевнули,

Головой слегка тряхнули (выполняют наклоны влево — вправо. Отводят руки к плечам).

Разбудил нас бег на месте (бегут на месте),

К ванне побежали вместе (выполняют упражнение «пружинка». Руки на поясе.)

Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались, (выполняют круговые движения ладонями около лица).

Причесались аккуратно (гладят ладонями голову от макушки к вискам).

Приоделись все опрятно (выполняют руками 2 раза движения от груди вниз, опускают руки к бедрам).

Не хотим мы больше спать,

Будем весело играть! (упражнение « пружинка», хлопают в ладоши).

Воспитатель: Вот какие молодцы! А сейчас садитесь на стульчики».

Стук в дверь, входит мальчик (взъерошенные волосы, щеки, руки испачканы краской,одежда неопрятная).

Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам стучит?

Входит мальчик: Привет ребята! Я не опоздал? Здесь празднуют День рождения? А где девочка Вика, ну та у которой сегодня праздник?!!Что-то я не вижу ее среди вас.

Воспитатель: Здравствуй, а ты кто такой, как тебя зовут?

Мальчик: Игорек

Воспитатель: А у нас в группе нет такой девочки! А ты, что и в правду идешь на День рождение?

Мальчик: Ну да, а что? Вот я для нее и подарок приготовил, сам нарисовал, вот какой рисунок (показывает). А бабушка моя не смогла пойти, но подарок передала.

Воспитатель: Да, наверное ты так увлекся, что даже не заметил, что весь испачкался. Да и одежда, и волосы у тебя не опрятные, ты наверное и в зеркало не смотрелся. Разве можно таким грязным, неопрятным отправляться в гости?»

Воспитатель обращается к мальчику: Посмотри на себя в зеркало.

Мальчик: А как вы думаете, мой подарок и подарок моей бабушки ей понравятся?

Воспитатель: А что у тебя там?

Мальчик: Достает мыло

Воспитатель: Ребята, а ну-ка посмотрите, что это?(мыло)

Потрогайте его, какое оно на ощупь?(гладкое)

Понюхайте его (оно пахнет, оно душистое)

Вот какое здесь мыло: гладкое, душистое, бывает разного цвета.

А вы знаете, для чего оно нужно? (чтобы мыть руки, смывать грязь)

Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели.

Ой, а здесь еще что-то лежит? (достаю полотенце)

Что это? (полотенце)

Потрогайте его какое оно мягкое, а для чего оно нам нужно?(чтобы вытираться)

А ты, наверное Игорек и умываться не умеешь?

Мальчик: А что? Нет, не умею. Ребят, а может вы меня научите?

Воспитатель: Ну что, ребята, научим Игорька умываться?

Дети: «да».

Воспитатель: А что нам нужно,чтобы научить Игоря умываться?

Дети: вода, мыло, полотенце.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Смотри Игорек, мы тебе покажем, как нужно правильно умываться, вытираться. А ты запоминай и делай все вместе с нами.

Давайте пройдем в умывальную комнату.

Что мы должны сделать перед тем, как помыть руки?»

Дети: Закатать рукава

Воспитатель: Правильно, нужно закатать рукава, чтобы не намочить одежду.

Ваня, покажи (имя), как нужно закатывать рукава. А ты Игорек смотри и делай как Ваня и вы тоже ребята (все дети закатывают рукава).

Чтение потешки:

«Руки с мылом надо мыть,

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит».

Воспитатель: Ну вот рукава закатали. А теперь, давайте покажем, как надо мыть руки, одна ладошка моет другую.

Пальчиковая гимнастика: «Моем руки»

«Ах вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги-вправо, брызги -влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро!

Воспитатель подходит к крану и читает потешку:

«Знаем, знаем, да, да, да,

Где здесь прячется вода.

Выходи водица, мы пришли умыться,

Ладушки, ладошки

С мылом моют крошки»

Вос-ль: «Сначала смочим руки водой, потом намылим руки мылом и потрем одну ладошку о другую.А после этого смоем пену водой и не забудем встряхнуть руки».

Дети намыливают руки мылом.

Вос-ль: «Посмотри Игорек, какие ручки стали у ребят? Как будто белые перчатки надели. Ну, а теперь смывайте пену с рук и умывайте лицо».

Чтение потешки:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

Воспитатель: Ну вот Игорь, ребята тебе показали как нужно мыть руки и лицо. А теперь их нужно вытереть полотенцем. Оно должно быть у каждого свое. И поэтому мы решили тебе Игорек тоже подарить полотенце (дарю полотенце).

Мальчик: Спасибо!

Воспитатель: Ну,а теперь ты Игорек покажи, как ты научился мыть руки?!(показ)

Дети смотрят.

Мальчик: Я смотрю вы все хорошо вымыли с мылом руки и вытерли насухо полотенцем. И я вместе с вами научился правильно умываться.

Воспитатель: Игорек, а еще ты забыл, что волосы тоже нужно привести в порядок(подаю расческу и зеркало).Она тоже должна быть у каждого своя.(выходят из умывальной комнаты).Вот теперь ты можешь идти на праздник к Вике.

Мальчик: Да, я и в правду, теперь очень красивый (любуется на себя).И я понял, как важно следить за собой-это полезно и красиво.

Воспитатель: Мы рады, что ты это понял. Ведь если человек всегда ходит чистым, то он помогает своему здоровью».

«Все болезни у ребят,

От микробов, говорят

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть»

Мальчик: Ну все, пока ребята, я побежал на День рождение! А вас, я очень благодарю за помощь (уходит).

Подведение итога:

Воспитатель: Ребята, ну что всем понятно, что прежде чем выйти на улицу нужно посмотреть в зеркало. Иначе может получиться не очень приятная история, как у (имя). Будем аккуратными и чистыми?»

Дети: «Конечно!»

Воспитатель благодарит детей.

Список используемой литературы

1. «Ладушки» Русские народные песенки и потешки.

2. К.Чуковский «Мойдодыр».

Методика совершенствования культурно-гигиенических навыков

в процессе умывания во второй младшей группе

Программное содержание:

Формировать и закреплять у детей простейшие навыки умывания — правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки; насухо вытираться личным полотенцем после умывания, вешать его на место.

Дидактический материал:
предметы туалетной принадлежности (мыло, полотенце), кукла, предметы туалетной принадлежности для неё, картинки с изображением алгоритма умывания, грязных рук, процессом умывания.

Словарная работа:
мыло, мыльница, намыливать, смывать, полотенце, мыльная пена.

Приёмы:
беседа, сюрпризный момент, художественное слово, проявление умений и творчества воспитателя, выражения положительного отношения, проявления доброты, внимания заботы, доверия.

Ход режимного момента:

1. Беседа.

Показ детям картинки с грязными руками, предложить им посмотреть на свои ладошки, поинтересоваться, может у кого-то из них такие же ручки. Выслушав высказывания детей, спросить, что же следует делать если ручки грязные, затем показать иллюстрацию с изображением рук под струёй воды. Дать детям сказать по поводу умывания, помочь им при возникновении затруднений. далее показываем детям иллюстрацию с алгоритмом умывания, рассматриваем её, обсуждаем. После чего поинтересоваться: «А что же делаем дальше, после того как помыли руки?» Выслушав ответы, задаём вопрос: «Каким полотенцем вытираем руки?» Тем самым заостряем внимание детей на том, что каждый ребёнок вытирается личным полотенцем, вспомнив по очереди с каждым ребёнком, какая же картинка изображена возле его полотенца. После чего спрашиваем: «Вытерли руки, а что же делаем дальше?» Даём возможность ответить детям, хвалим тех детей, которые считают, что полотенце вешаем обратно на место.

2. Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Удивляемся вместе с детьми: «Интересно, кто же пожаловал к нам в гости?»

Входит кукла Маринка (испачканы руки).

Я кукла — Маринка
Была, как картинка!
Теперь — это ясно
Я стала ужасна
Почему?
А что же мне делать
Одной без ребят.
Отмыться мне надо
А я не умею.
Ну, кто же поможет?
Ну, кто пожалеет?
Отмойте, пожалуйста.

Интересуюсь: «Сможем ли мы помочь кукле Марине?» Выслушав ответы детей, предлагаю показать детям как надо правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем, сначала в группе, затем, пройдя в умывальную комнату. Раздаю детям мыло (можно новое, в обёртке).Давай те возьмем его. Пощупайте, какое оно гладкое, а какой приятный запах! Детки нюхают. Что мы мылом будем делать?

Показываю сама, при этом использую художественное слово:

Кусочек мыла я возьму, и ладошки им потру.

Будет мыло пенится, грязь куда-то денется.

Теплою водою руки чисто мою.

Далее предложить детям показать кукле Марине как надо намыливать руки, при этом повторяя стишок. Затем, спросить у детей, что делаем когда намылили руки, выслушав ответы, объясняем, что кукле Марине покажем как споласкивать руки в умывальной комнате. Уточнить у детей, что делаем, когда сполоснули руки. Раздаём полотенца, показываем как правильно вытираем руки, после чего просим детей показать.

Затем, уточняем у детей, что же надо сделать тем деткам, у кого длинные рукава. выслушав ответы, уточняем — закатать.

Переходим в умывальную комнату, и покажем Маринке, где у нас умываются.

Воспитатель говорит и дети вместе с ним повторяют:

Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!

Интересуюсь: «Где у нас вода?»

Дети отвечают: «В кране (умывальнике).

Воспитатель:
Смотри, Маринка, мы тебя поучим мыть руки. Ой, что же это у нас стоит на умывальничке?

Дети:
Мыльницы.

Воспитатель:
Какие они разноцветные, давайте посмотрим, какого они цвета! А в них лежит мыло. Это домики для мыла.

Воспитатель:
Я сейчас вам покажу, как сделать мыльные перчатки: я открываю кран, смачиваю руки, беру мыло. Ладошка с ладошкой дружит, гладит друг дружку, каждый пальчик так, чтобы руки были все в пене, как перчатки. Ни чего страшного, если мыло уронишь, его можно поднять. Намылили руки и положили мыло в домик — мыльницу. А теперь смоем перчатки! Потекли с ручек грязные ручейки. Отожмём руки, чтобы с них не капало на пол. А теперь будем вытирать. Где мое полотенце? А вот оно, я его снимаю с крючка, разворачиваю и вытираю ладошки, сначала одну, потом другую. Вот, Маринка, какие у меня руки чистые! Теперь покажите Маринке, как вы умеете мыть руки. (Дети умываются, воспитатель помогает им и напоминает весь процесс умывания; дети показывают ладошки Маринке). Какие вы молодцы!

Кукла Маринка благодарит детей, прощается с ними.

Конспект занятия «Чистота – та же красота!»

(Вторая младшая группа «Б»)

Задачи.

Образовательные
: закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; закрепить знания о свойствах воды; развивать творческое воображение; закреплять знания о пользе овощей и фруктов.

Развивающие:
вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность; развивать умение отгадывать загадки: развивать речь, обогащать их словарь.

Воспитательные
: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу.

Словарная работа:
чистый, грязный, опрятный, неопрятный, причёсанный, непричёсанный, микробы, расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, чистота, здоровье.

Оборудование:
посылка, конверт, зонтик, предметы личной гигиены, музыкальное сопровождение, макет Мойдодыра.

Раздаточный материал:
маркеры по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель.
Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, а гости это всегда радость и улыбки, давайте улыбнёмся и поздороваемся с ними.

(Дети входят в группу, приветствуют гостей.)

Воспитатель.

Ребята, сегодня утром нам кто-то принёс необычную посылку. Давайте с вами посмотрим, что там лежит. (Открываем, достаём конверт и зонт.) Читает: «Дорогие ребята, пишет вам из волшебной страны здоровья, хорошо вам известный Мойдодыр. Нашу прекрасную, чистую страну захватил Грязнуля. Он отобрал у наших жителей всё мыло. Дорогие друзья, поспешите к нам скорее на помощь. Попасть в нашу страну вы можете с помощью волшебного зонта. Его нужно раскрыть и сказать вот такие слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети». Ваш Мойдодыр.

Воспитатель.
Ребята, поможем жителям страны здоровья, избавить их от Грязнули?

Дети.
Да, поможем.

Воспитатель.
Тогда, сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Давайте вспомним, на чём можно путешествовать? (На корабле, на самолёте, на вертолёте, на машине, на автобусе…) Верно, но Мойдодыр предлагает нам совершить своё путешествие при помощи зонта. Но, перед тем, как сказать волшебные слова давайте станем в круг.

Мы проснулись рано утром, (Шагают на месте.)

Потянулись бодро, шумно. (Поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх.)

Чтобы сон ушёл, зевнули,

Головой слегка тряхнули. (Выполняют наклоны влево- вправо. отводят руки к плечам.)

Разбудил нас бег на месте. (Бегут на месте.) .

К ванне побежали вместе. (Выполняют упражнение » пружинка». руки на поясе.)

Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались. (Выполняют круговые движения ладонями около лица) .

Причесались аккуратно. (Гладят ладонями голову от макушки к вискам.)

Приоделись все опрятно. (Выполняют руками 2 раза движения6 от груди вниз опускают руки к бёдрам, пальцы рук сжаты в кулачки.)

Не хотим мы больше спать,

Будем Мойдодыру помогать выполняют упражнение «пружинка», хлопают в ладоши.

Воспитатель.
Ну, а сейчас в путь дорогу. Становитесь все под зонтик. Давайте все вместе произнесём волшебные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети!».

Звучит музыка. (Начало из мультфильма «Мойдодыр».)

Воспитатель.
Кажется, мы прилетели. Посмотрите, в какую красивую страну мы попали. Давайте сядем на полянку. (Деревья, цветы на ковре.)

(Появляется мальчик Грязнуля.)

Грязнуля:
Здравствуйте, ребята!

Воспитатель.
Здравствуй, мальчик. А ты кто?

Грязнуля:

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка как лягушка ускакала от меня.

Воспитатель.
Ребята, вы узнали кто это?

Дети.
Это Грязнуля из стихотворения Корнея Чуковского « Мойдодыр».

Мальчик, а почему ты такой грязный?

Грязнуля:
А, я мальчик Грязнуля и чистым быть не хочу.

Воспитатель.

Да ты можешь заболеть, у тебя такие грязные руки и лицо.

Ребята, а что это значит?

Дети.
У него много микробов.

Воспитатель.
Ребята, а что нужно делать чтобы не было микробов?

Дети.
Мыть руки и умываться.

Воспитатель.
Ребята, а когда нужно мыть руки?

Дети.
После улицы, после сна, после посещения туалета, перед едой, после игры.

Воспитатель.

Грязнуля, а ты умеешь мыть руки?

(Грязнуля плюёт на руки и растирает.)

Ребята, давайте расскажем Грязнуле, как нужно мыть руки.

(Ребята рассказывают по схеме — правило мытья рук.)

Нужно засучить рукава.

Открыть несильно кран.

Смочить водой руки.

Взять мыло и намылить руки круговыми движениями до образования пены.

Затем положить мыло в мыльницу и всё хорошо смыть водой.

Закрыть кран.

Вытереть руки насухо полотенцем.

Давайте покажем теперь Грязнуле как нужно мыть руки.

МОЕМ РУКИ

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(Энергично потираем ладошку о ладошку.)

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

(Сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду.)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки быстро.

(Энергичными движениями «вытираем» поочередно руки.)

А теперь давайте встанем и покажем как нужно умываться.

«Кран откройся, нос умойся.

Мойтесь сразу оба глаза.

Мойтесь ушки, мойся шейка.

Шейка мойся хорошенько.

Мойся, мойся, обливайся. Грязь смывайся, грязь смывайся».

Воспитатель.
Ребята, а что может случиться, если не мыть руки? Чем опасны грязные руки?

Дети.
Можно заболеть, потому что на грязных руках живут микробы.

Воспитатель.
Ребята, а где ещё могут жить микробы?

Дети.
На грязных овощах, фруктах, в песке, в земле, на любых предметах.

Воспитатель.
А чего боятся микробы?

Дети.

Мыло и воды.

«Часто врач спешит на помощь, где едят немытый овощ,

Там живот болит, озноб, а всему виной – микроб.

Он малюткой – невидимкой ждёт на ягодах в корзинке,

Вдруг малыш в один присест горсть немытых ягод съест»? (1-ый ребёнок.)

Воспитатель.
А, чтобы овощи и фрукты съесть их нужно мыть или нет?

Дети.
Нужно, потому, что на фруктах и овощах, как на руках живут грязные микробы.

«Хороша морковка с грядки! И сочна, и ароматна,

Вымой прежде корнеплод, чем отправить его в рот».

«Чтобы ни один микроб не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой нужно с мылом и водой». (2-ой ребёнок.)

Воспитатель.
Ну, что Грязнуля, теперь ты освободишь нам Мойдодыра.

Грязнуля:
Для этого вы должны отгадать мои загадки и тогда Мойдодыр будет с вами.

А загадки в этом мешочке. (Достаёт мешочек с загадками и предметами личной гигиены.)

Загадки:

Воспитатель по одному достаёт предметы и рассматривает вместе с детьми.

1. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло.)

Для чего нужно мыло?

Какое мыло? (Розовое, ароматное, гладкое, душистое.)

2. Вытирало я, старалось после бани паренька.

Все помялось, все промокло, нет сухого уголка. (Полотенце.)

Для чего нужно полотенце?

Какое полотенце? (Большое, мягкое, красивое, махровое, пушистое.)

3. Хвостик из кости, а на спинке — щетинки. (Зубная щетка.)

Для чего нужна зубная щётка?

Какая зубная щётка? (Синяя, жёсткая, с белыми щитинками.)

4. Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.

Собирается она вымыть спинку докрасна. (Мочалка.)

Для чего нужна мочалка?

Какая мочалка? (Мягкая, жёлтая.)

6. Целых двадцать пять зубков для вихров и хохолков. (Расческа.)

Для чего нужна расчёска?

Какая расчёска? (Большая, пластмассовая, красная.)

Воспитатель.
Ребята, скажите это вещи, которыми может пользоваться только один человек или несколько?

Дети.
Один человек. – Они называются – личные вещи, вещи – личной гигиены! Нельзя давать их другому человеку, даже если он твой друг, папа, мама, или братишка.

Воспитатель.

А еще ребята есть много пословиц о чистоте.

  • В здоровом теле — здоровый дух.
  • Кто аккуратен, тот людям приятен.
  • Чаще мойся, воды не бойся.
  • Мыло серо, да моет бело.
  • Будет мыло пениться, грязь куда-то денется.
  • Чаще руки мой, грязь вся смоется водой.
  • Где чистота, там и здоровье.

Ребята, а как вы себе представляете микробов, какие они?

Дети.
Маленькие, кусачие, страшные.

Воспитатель.
Самое главное они невидимые, но очень опасные.

Воспитатель.
Ребята, давайте поиграем в игру «Кран открывается — микробы убираются!»
(У меня в руке кран с водой. Пока он закрыт – микробы двигаются, а как только я подниму кран «Открою его», все микробы

приседают и не двигаются, как будто больше их нет.)

(Воспитатель приглашает поиграть и Грязнулю.)

Воспитатель.
А, давайте нарисуем микробы так, как вы их себе представляете.

Дети рисуют микробов (коллективная работа – фломастерами).

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, какие микробы страшные и их так много, но мы с вами знаем, чего боятся микробы.

А боятся микробы – ВОДЫ.
(Хором.)

Воспитатель.
Ребята, а где же Грязнуля?

Появляется чистый Грязнуля с Мойдодыром. (Песня из мультфильма «Мойдодыр».)

Я – великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир.

Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я,

Наконец- то ты Грязнуля

Мойдодыру угодил!

Воспитатель.
Ребята, мы помогли освободить Мойдодыра. Помогли Грязнули стать чистым мальчиком, а теперь нам пора возвращаться в свою группу. Подойдите все ко мне и встанем под зонтик. Давайте вспомним волшебные слова и произнесём их: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три, зонтик лети». (Звучит песня из мультфильма «Мойдодыр».)

Воспитатель.
Вот мы и в группе. Дети вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей.)

Мне тоже понравилось с вами путешествовать, вы так много знаете о том, как беречь здоровье, умеете отгадывать загадки и дружно играть. Молодцы! Спасибо вам!

Одно из направлений работы педагога ДОУ с дошкольниками — это развитие культурно-гигиенических навыков. Это ключевая составляющая, с одной стороны, культуры поведения, а с другой, здорового образа жизни малыша. Эта деятельность должна планомерно проводиться с самого начала пребывания ребёнка в детском саду. Особенно важна она во второй младшей группе, ведь многие ребята начинают посещать дошкольное учреждение не с яслей, а именно с трёх лет.

Какие КГН следует развивать в младшем дошкольном звене

Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении — это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности, культурное взаимодействие с другими людьми.

Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители едва ли не с рождения приучают сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.

В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ. В частности, некоторые трёхлетние малыши не понимали, что такое горшок, и приходили из дома в памперсах (мама рассчитывала на то, что воспитатель и няня никуда не денутся и всему научат). Были ребята, не понимавшие в младшей группе, как самостоятельно кушать ложкой или пить из кружки (дома родители вместе с бабушками их кормили с ложечки и поили посредством бутылки).

Мудрые и заботливые родители с самых ранних лет приучают своего ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию

За время пребывания во второй младшей группе ребята должны хорошо овладеть такими навыками:

  1. Правильно и быстро умываться, мыть руки: пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок.
  2. Уметь расчёсываться.
  3. Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть обратно в карман.
  4. Уметь элементарно вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной), вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол.
  5. Самостоятельно одеваться и расчёсываться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.

К концу учебного года воспитанники младшей группы должны овладеть рядом навыков, например, самостоятельно умывать лицо и мыть руки

Методы и приёмы обучения, актуальные для работы в младшем дошкольном звене

Для успешного становления КГН у дошкольников необходимо задействовать массу педагогических приёмов. Делать это нужно с обязательным учётом возраста воспитанников. Так при работе с малышами четвёртого года жизни самыми актуальными будут следующие приёмы.

Показ с подробным объяснением

Каждое действие воспитатель обязательно показывает. При этом оно разделяется на отдельные операции: выделяются наиболее важные и вспомогательные. Например, в процессе мытья рук самым важным будет процесс намыливание и смывание моющего средства. Всё остальное — уже дополнительные манипуляции: взять мыло из мыльницы, положить его обратно, снять полотенце, тщательно вытереть руки, затем повесить его на крючок.

Каждое действие педагог показывает и подробно объясняет

Не нужно часто использовать запреты, например, «Нельзя брызгать водой!», «Нельзя кидать одежду на стул!». Ведь многим младшим дошкольникам свойственно упрямство и своеволие (проявления пресловутого кризиса трёх лет). У ребёнка может сложиться понятие, что взрослый препятствует его интересным действиям. А действовать детям просто необходимо: задача воспитателя — только переключить ненужные манипуляции на полезные.

Упражнение и контроль

Чтобы у малышей младшей группы сформировался устойчивый культурно-гигиенический навык, определённые действия должны повторяться многократно. Ведь это те же привычки, и они должны стать очень прочными.

В этом плане крайне важно соблюдать единство требований всех сотрудников, работающих в группе.
Ведь когда в разные смены к детям приходят два воспитателя, нередко они ведут себя по-разному. Например, один педагог приучает малышей обязательно вытирать ротик салфеткой после приёма пищи, а другой не уделяет этому особого внимания. Естественно, в таком случае навык будет формироваться гораздо медленнее.

На начальном этапе создания навыков важен контроль. Педагог должен проверять, как каждый воспитанник выполняет определённое действие, равно как и всё задание целиком.

Личный пример взрослого

Дошкольники, особенно младшего звена, весьма наблюдательны, всегда стремятся подражать взрослым. Вот почему воспитатель (а также его помощник) всегда должен быть образцом для детей: в поведении, манере разговаривать, одежде и пр. Его пример может быть и прямым («Повторяй за мной»), и косвенным (используются разные способы для привлечения детского внимания). Так, во время приёма пищи педагог демонстрирует красоту этикета, сидит с ровной спиной, не обсуждает свои проблемы с помощником.

Вообще, совместный приём пищи всегда способствует сближению, возникновению тесных взаимоотношений. Малыши воспринимают педагога как часть родственного коллектива, доверяют ему, следуют его замечаниям.

Аналогично после возвращения с прогулки воспитатель аккуратно снимает верхнюю одежду и обувь, стараясь, чтобы дети непременно это заметили. Можно прямо акцентировать внимание малышей.

Обязательная похвала

Обязательно нужно поощрять дошкольников, которые хорошо справились с заданием. Например, «Какой же у нас Ваня умница! Не брызгался водой, а вымыл ручки аккуратно, быстро. И мыло положил на своё место». Другой пример: «Как же красиво и аккуратно Катя повесила свою курточку в шкафчик! Я надеюсь, что и остальные наши ребята смогут так же сделать». Подобное ободрение поступка ребёнка вызовет у остальных малышей желание поступать подобным образом, ведь им тоже хочется, чтобы их хвалили. При этом педагог должен показывать свою искреннюю заинтересованность, уверенность в возможностях детей.

Сопровождение гигиенических процедур художественным словом

Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным словом. Очень хорошо использовать фольклор. Например, в процессе расчёсывания уместно рассказывать потешки: «Расти коса до пояса», «Петушок, петушок, подари мне гребешок», «Нету краше нашей Глаши» и пр. Во время умывания это будут потешки «Водичка, водичка…» или «Ай, лады, лады, лады…». Также следует активно использовать загадки: про банные принадлежности, одежду и пр.

Наглядность

При работе с маленькими дошкольниками наглядность (тематические картинки, плакаты и пр.) имеет крайне важное значение, поскольку абстрактное мышление у них ещё не развито — оно наглядно-образное. Картинки будут постоянно напоминать им о важных вещах. Причём они должны висеть на видном месте, всё время быть перед глазами ребят.