Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Родительская гостиная взаимоотношения в семье. Формы работы с семьёй

.Материал предназначен воспитателям для работы с родителями.
Желаю, чтобы дети никогда не огорчали своих родителей, а родители всегда понимали своих детей. Не оставляйте друг друга без внимания и участия! Всем желаю здоровья и семейного счастья.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39.

СЕМЕЙНАЯ ГОСТИННАЯ

«СЕМЬЯ – ЭТО СВЯТОЕ»

Воспитатель Бондаренко Т.А.

2017.

Семейная гостиная.

«Семья – это святое»

воспитатель: Бондаренко Т.А..

Задачи.

  • Формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и родителями, основанные на доверии.
  • Развивать область правовых знаний детей и родителей.
  • Воспитывать любовь и уважение к семье.

Предварительная работа.
Беседа с детьми о членах семьи и семейных взаимоотношениях; рисование родителями и детьми членов семьи; изготовление родителями цветов, на лепестках которых написаны ласковые обращения к ребенку; оформление зала плакатами с пословицами о семье; разучивание стихов, песен, танцевальных движений; музыкальное оформление.

Оборудование:
дидактическое пособие «Дерево». Корзинка, карточки с изображением различных предметов, стеклянный фонарь, свеча, столы, сервированные для чаепития.

Ход встречи:

Воспитатель.
Уважаемые родители! Мы рады встречи с вами в семейной гостиной. Постараемся ответить на вопросы, которые интересуют не только взрослых, но и детей: что такое семья? Счастье? Домашний очаг? (Ответы родителей).

Демонстрация домашнего задания «Цветок – ласковый лепесток»
(выполняют родители).

Воспитатель.
Посмотрите, как уютно и тепло стало в нашей гостиной! От улыбок, добрых слов улучшается настроение, распускаются цветы на деревьях. Наше дерево предлагаю украсить самыми красивыми цветами, которые вы сделали дома (родители украшают дерево). Посмотрите, какие замечательные дети – цветы растут в ваших семьях! Представьте, пожалуйста каждый свой цветок.

Родители свой цветок, в середине которого – фотография ребёнка, а на каждом лепестке написаны ласковые слова, которыми они называют своих детей например «солнышко». «рыбка», «зайчик», «любимый», «золотой» и т.п.

Воспитатель.
Как приятно, когда к тебе ласково обращаются! Значит, тебя любят!

Блиц-опрос для детей.

Воспитатель.
Дети — цветы жизни они обычно похожи на своих родителей. Обратимся к детям и узнаем, на кого они похожи.

Воспитатель обращается к каждому ребёнку. Затем кто либо из детей читает стихотворение.

Ребёнок.

Улыбаюсь я как мама, так же хмурюсь я упрямо!

Так же хмурюсь я упрямо

У меня такой же нос

И такой же цвет волос

Ростом ниже я,

Но всё же и глаза у нас похожи,

Даже папа мне сказал: «Просто мамины глаза!». О. Дриз

Воспитатель.
Порой взрослые нуждаются в поддержки и одобрении со стороны своих детей. Я хочу пригласить в круг родителей. Предлагаю им похвастаться своими достижениями или умениями, а мы вместе с детьми поддержим их словами. Например: «мама говорит: «Я умею танцевать!», а мы все вместе отвечаем: «Это здорово!»
(родители по очереди рассказывают о своих умениях и способностях).
Наверное, для многих детей стало открытием, что их родители такие умелые, способные, рукодельные – одним словом, замечательные.

Игра-ассоциация «Лукошко» (проводиться с детьми).

Воспитатель.
Продолжая разговор о семье и семейных отношениях, хочу предложить ещё одну игру. В этом лукошке я собрала карточки с изображением различных предметов. Сейчас каждый ребёнок выберет себе одну карточку и ответит на вопрос: как этот предмет связан с семьёй, домом, семейными отношениями? Например: «Мне достался стол. По вечерам вся семья собирается за столом» (дети рассказывают, родители им помогают).

Совместный танец детей и родителей (произвольный)

Воспитатель.
Пришло время отдохнуть и повеселиться. Сейчас родители увидят, какие их дети красивые, веселые, любимые! А дети покажут танец и пригласят родителей к ним присоединиться. Чтобы перейти к следующему упражнению, сначала хочу побеседовать с детьми. Дети попробуйте нам взрослым дать ответы на такие вопросы: что такое семья? Назовите членов семьи; какие отношения должны быть в семье7 как родители должны относиться к детям? Как дети должны относиться к родителям? Какой у тебя папа? Какая мама?
(высказывание детей)
. Спасибо! Как много интересного и важного мы услышали от наших маленьких членов семьи! Уверена, дети могут научить нас чему то ценному, важному и даже дать полезный совет.

Психологическое упражнение «Имя качества» (проводится с родителями).

Воспитатель.
Теперь попросим родителей рассказать о характере своих детей. Выполнять это упражнение нужно с одним условием – называть качество характера с той же буквы, что и имя вашего ребенка, например «Мой Саша – смелый», «Моя Настя – надежная».

Воспитатель.
О семье о любви к детям, об уважении к членам семьи написано немало замечательных песен и стихов. Давайте послушаем, как их исполняют дети.
(Дети читают стихи: «Если был бы я девчонкой» Э Успенский; «Если бабушка сказала» М.Танич; «Что такое семья» Е. Василий)

Дети исполняют песню «Моя семья» (муз. И сл. Е. Гомоновой).

Психологический этюд «Свеча».
(проводится с детьми и родителями).

Все приглашаются в центр зала. Родители образуют внешний круг, дети встают во внутренний лицом к родителям. Ведущий зажигает свечу, ставит её в стеклянный фонарь. Звучит тихая инструментальная музыка.

Воспитатель.
Наша встреча подходит к концу. Я зажгла эту свечу как символ домашнего очага, домашнего тепла. Пусть она согреет каждого из вас! Настал тот момент, когда вы, дети и родители, можете обменяться своими желаниями или просто сказать друг другу что то хорошее, сокровенное.
(Фонарь передаётся по кругу. Дети говорят свои пожелания родителям, а родители детям.)

Воспитатель.
Желаю, чтобы дети никогда не огорчали своих родителей, а родители всегда понимали своих детей. Не оставляйте друг друга без внимания и участия! Всем желаю здоровья и семейного счастья.

Открытое мероприятие по взаимодействию с родителями «Семейная гостиная»

Программное содержание

1. формирование любви и уважения к членам семьи
2.вызвать стремление у родителей и детей к творческому самовыражению и сотрудничества
Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о членах семьи и семейных взаимоотношениях
2. Рисование родителями и детьми членов семьи
3. Изготовление родителями цветов, на лепестках которых написаны ласковые обращения к ребенку
4. Оформление зала плакатами и пословицами о семье
5. Разучивание стихов и песен
Оборудование:

Дидактическое пособие «Дерево», корзинка, карточки с изображением предметов, свеча

Ход встречи.

Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел.
Перемыл бы чашки-ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.

Отчего ж я не девчонка,
Я бы маме так помог.
Мама сразу бы сказала:
— Молодчина ты, сынок. Э. Успенский
2. Воскресенье — вот везенье!

Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блин
3. Папу с мамой берегу
Олег Бундур

Папа жалуется:
— Что-то
Утомляюсь от работы…
Мама тоже:
— Устаю,
На ногах едва стою….
Я беру у папы веник _
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, —
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!
4. Что может быть семьи дороже?
Тараданова Дарья

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
5. Если бабушка сказала:

То не трогай, то не смей,-
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.
Мы без бабушки однажды
Приготовили обед,
Сами вымыли посуду,
И с тех пор посуды нет.
Посвящает воспитанью
Папа свой свободный день,
В этот день на всякий случай
Прячет бабушка ремень.
Ходит в школу на собранья,
Варит бабушка бульон.
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон. М. Танич
6. «Семья»

Мне очень важно,
Мне очень нужно,
Чтоб вся семья
Собиралась за ужином!
Выложит дед,
Что узнал из газет,
Бабушка же,
Поправляя очки,
Что засушила
Шалфея пучки…
Папа и мама –
О важной работе,
Брат – о рыбалке,
Футболе, походе…
И о контрольной
Сегодняшней — я…
За окнами вечер,
А в доме – СЕМЬЯ! (В. Дробиз)
Дети исполняют песню «Моя семья» (муз. И сл. Н. Мурычевой)

Мы сидим за круглым столом,
Вкусный чай с пирогами пьем,
Вся семья собралась в этот час,
А кто в семье, мы скажем сейчас.
Припев:
Дедушка, бабушка, мама, папа, я,
Братик и сестренка младшая моя,
А еще кот Васька, рыбки, попугай, —
Всем нам очень весело,
Ты нам подпевай.
Мы сидим за круглым столом,
Вкусный чай с пирогами пьем,
Песню веселую вместе поем,
А потом все плясать пойдем.
Припев.
Психологический этюд « Свеча» (проводится с детьми и родителями)
Все приглашаются в центр зала. Родители образуют внешний круг, дети встают во внутренний круг лицом к родителям. Ведущий зажигает свечу, звучит тихая музыка.
Ведущая:

Наша встреча подходит к концу. Я зажгла эту свечу как символ домашнего очага, домашнего тепла. Пусть она согреет каждого из вас! Настал тот момент, когда вы, дети и родители, можете обменяться своими пожеланиями или просто сказать друг другу что-то хорошие, сокровенное. (свеча передается по кругу родителями. Дети и родителя говорят слова любви, пожелания). Желаю, чтобы дети никогда не огорчали своих родителей, а родители всегда понимали своих детей. Не оставляйте друг друга без внимания и участия! Всем желаю здоровья и семейного счастья!

«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»

Актуальность

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Семейная гостиная» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Положение о клубе «Семейная гостиная»

ГБУ КО СРЦН «Ровесник» Отделение временного пребывания

1. Общие положения.

1.1. Клуб «Семейная гостиная» является структурным подразделением комплексной социально-психолого-педагогической программы «Шаг на встречу», посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.2. Клуб «Семейная гостиная» является одной из форм деятельности социально-психолого-педагогической работы отделения временного пребывания, объединяющих родителей общими интересами, к общению друг с другом, к сотрудничеству с педагогами, специалистами по работе с семьей.

1.3. Клуб «Семейная гостиная» осуществляет свою деятельность за счет бюджетных средств учреждения на основании Устава ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

1.4. Клуб «Семейная гостиная» создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Администрации ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

2. Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная».

2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

2.2. Задачи:

3. Управление Клубом «Семейная гостиная».

3.1. Общее руководство Клубом «Семейная гостиная» осуществляется Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

3.2. Руководство деятельностью Клуба «Семейная гостиная» осуществляют руководители Клуба – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

3.3. Органом коллективного управления Клубом «Семейная гостиная» является общее собрание Клуба.

3.4. Ответственность за содержание деятельности Клуба «Семейная гостиная» несет Администрация ГБУ КО СРЦН «Ровесник» и руководители Клуба – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

4. Материальная и финансовая база Клуба «Семейная гостиная».

4.1. Помещение, оборудование, мебель для работы Клуба «Семейная гостиная» предоставляет Администрация ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

4.2. Руководители Клуба «Семейная гостиная» несут ответственность за сохранность предоставленных материальных ценностей, за соблюдение установленного Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник» порядка и режима работы.

4.3. Финансовая поддержка Клуба «Семейная гостиная» обеспечивается Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник» и спонсорской помощью.

Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная»

Цель
создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

Задачи:

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
  • развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
  • обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.

Условия реализации Клуба

Место проведения
– ГБУ КО СРЦН «Ровесник»

Сроки реализации
– Заседание Клуба «Семейная гостиная» проводится 1 раз в месяц в течение реабилитации несовершеннолетних воспитанников отделения. Запланировано 6 тематических встреч, но по запросу родителей могут быть дополнительные заседания.

Время –
Длительность занятий 40-60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.

Оборудование
– комната психологической разгрузки, коврики, кресла, столики, доска.

Материалы и инструменты
– магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв.бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.

Количество участников
– 5-10 человек.

Основные принципы
работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.

Участниками
Клуба могут быть: родители воспитанников, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.

Формы организации работы
Клуба: «круглый стол», психологический практикум, тренинги, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.

Структура заседаний Клуба:

1. Теоретическая часть
– проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

2. Практическая часть
– предполагает реализацию (или хотя бы «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.

3. – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).

Главные принципы при подготовке
материалов к каждому этапу заседания это:

  • позитивный настрой;
  • отсутствие назидательности и нравоучений;
  • «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.

В работе Клуба осуществляется комплексный подход:
привлекаются зав.отделением, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по труду, мед.персонал, инструктор по физ-ре и ЛФК.

Работа Клуба «Семейная гостиная» реализуется в рамках комплексной социально-психолого-педагогической программы «Шаг навстречу», посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Однако возможности Клуба достаточно широки, предложенную структуру, методы и формы можно использовать как отдельное направление в работе с родителями.

Тема заседания №1 – «Наши дети»
(Приложение 1)

Цель

Ознакомление участников с целями и задачами Клуба; формирование установки на активную работу и доверительные отношения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми.

Теоретическая часть

Предоставить информацию об особенностях семейного воспитания; провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания семье и особенностями поведения ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми.

Практическая часть

В практическую часть включены игры, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

1) телесно-ориентированные упражнения;

2) ролевые игры;

Обратная связь

Возможные формы организации:

2) домашнее задание: изготовить с детьми «Тетрадь моих достижений»

3) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания
№2 – «Мама, папа, я – вместе мы здоровая семья»

Цель

Активное включение родителей и детей в содружество «врач-педагог-семья» с целью гигиенического воспитания детей, привития им навыков здорового образа жизни.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются тезисы, раскрывающие различные грани понятия «здоровье», рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, заболеваний органов зрения, слуха.

Практическая часть

В практическую часть включены упражнения и игры, направленные на развитие стрессоустойчивости.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– «Весёлые эстафеты»

Обратная связь

Возможные формы организации:

1) анкета для родителей и детей «Вредные привычки»;

2) буклет «Сохраним главное…»;

4) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания
№3 – «Я родитель, а это значит»

Цель

Профилактика жестокого обращения и насилия в семье, рассмотреть подходы к эффективным дисциплинарным методам воздействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Ознакомление с родительскими обязанностями и правами ребенка, с видами жестокого обращения и насилия несовершеннолетних детей, для обсуждения предлагаются тезисы, позволяющие родителям «проанализировать и протестировать» свои родительские установки, взглянуть по-новому на свои методы поощрения и наказания.

Практическая часть

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:
интеллектуальные соревнования «Права и обязанности».

Обратная связь

Возможные формы организации:

– буклет «Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!»

– вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания
№4 – «Рецепт счастья – «Большая семья – большая радость»

Цель

Попытаться раскрыть такую важную тему, как детско-родительские отношения, рассмотреть подходы к эффективным методам взаимодействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющиеся расширить возможности понимания психологических особенностей своего ребенка, Способствующие повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру, на развитие чувства принадлежности к группе, а также на развитие любознательности.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– «совместное рисование»;

– общий танец в круге, хороводы и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

Тема заседания №5 – «Мы вместе»
(Приложение 2)

Цель

Создание ситуации и условий для взаимодействия и сотрудничества детей совместно с родителями в игровой ситуации, ролевых играх.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющие проанализировать и выделить преимущества больших семей, особенности воспитания детей, принцип «сравнивания». Для примера, выступление многодетной матери, обмен опытом.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– «шумовой оркестр»;

– общий танец в круге, хороводы;

– совместное пение под караоке и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

– анкета о работе Клуба «Счастливая семья»

– пожелания родителей на будущий учебный год (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Тема заседания №6 – «Семейные ценности»
(Приложение 3)

Цель

Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как музыкотерапия, театральная деятельность и др.

Практическая часть

В практическую часть включены театральные постановки, с привлечением детей и их родителей, импровизация.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– танцевальные и вокальные номера;

– совместное пение под караоке и торжественное чаепитие.

Обратная связь

Возможные формы организации:

– анкета о работе Клуба «Семейная гостиная»

– пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Прогнозируемый результат:

Участие в работе Клуба поможет родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появится желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повысится психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров. К тому же родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.

Литература:

  1. Баркан А.Н.
    Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
  2. Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.
  3. Даринская В.М.
    Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.
  4. Зажигина М.А.
    Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240c.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б.
    Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.
  6. Марковская И.М.
    Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.
  7. Млодик И.
    Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010. – 232 c.
  8. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.
  9. Сурженко Л.
    Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.

Мастер-класс для педагогов «Родительская гостиная»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание:
В статье представлен опыт работы с родителями в форме родительской гостиной, где педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной. Данный материал будет полезен всем, кто работает с детьми и кому необходимо взаимодействовать с родителями воспитанников.
Цель мастер-класса:
повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:

1. Показать необходимость творческого взаимодействия педагогов с родителями.
2. Познакомить с формой взаимодействия с родителями в виде гостиной, показать ее отличительные особенности.
3. Познакомить педагогов с проведением родительской гостиной по теме «Развитие мелкой моторики».
4. Показать эффективность внедрения данной формы взаимодействия с родителями.
Оборудование:

1.Мультимедийная система.
2.Презентация 17 слайдов.
3. Цветы красной и желтой окраски по количеству педагогов.
4. Магнитофон с записью латышской польки, музыки Е.Макшанцевой «Разминка»
5. Кисточки по количеству детей.
6. Мягкая игрушка — медведь средней величины.
7. Круги из картона, пластилин, природный материал для украшения, влажные салфетки.
Ход мастер-класса.

Слайд 1. Обозначение темы.


Взаимодействие с родителями – важное направление профессиональной деятельности педагогов.
Слайд 2. Необходимость взаимодействия с семьей.


Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин:
1. Тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на поведение ребенка.
2. Неизбежность совместных усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.
3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными.
Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Слайд 3. Родительская гостиная.

Педагоги нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана “Родительская гостиная”.
«Родительские гостиные» — это модель взаимодействия «родитель – ребенок – педагог», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.
На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.
Слайд 4. Отличительная особенность родительских гостиных.


Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Подготовка каждой семьи к встрече.
Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания.
Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

Слайд 5. Цель

данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе.
Слайд 6. Задачи.


— Организовать консультации специалистов, просвещение родителей в области педагогики и психологии;
— Изучить и распространить семейный опыт в воспитании детей;
— Информировать родителей о жизни детей в группе;
— Формировать позицию “любящего взрослого”;
— Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
Слайд 7. Темы творческих гостиных.


Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в наших “Родительских гостиных”, является многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Темы творческих гостиных на учебный год:
— Давайте познакомимся!
— В здоровом теле – здоровый дух!
— Развивающие игрушки
— Учимся красиво говорить
— Развитие мелкой моторики
— Фейерверк добродетелей (конференция с награждением)
Слайд 8. Участники гостиных.


— педагог-психолог;
— учитель-логопед;
— инструктор по физкультуре;
— музыкальный руководитель;
— дети группы
— родители воспитанников;
— воспитатели группы.
Сейчас предлагаем разделиться на родителей и детей и поучаствовать в одной из гостиных «Развитие мелкой моторики». Для этого предлагаю каждому взять по одному цветку. Те, у кого окажутся желтые цветы будут детьми, а те, у кого красные – родителями.

Слайд 9. Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики».


Цель:

взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи:

расширить психолого-педагогические знания родителей об играх, упражнениях, развивающих мелкую моторику детей раннего возраста, создать благоприятные условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста.
Слайд 10. Цитата В.А.Сухомлинского.


Сообщение «Что такое мелкая моторика».


Психолог:
Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительная и двигательная память, речь.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук, идет развитие речевой функции. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться хорошего уровня развития речи не удастся. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Слайд 11.Игры и пособия для развития мелкой моторики.


Обзор пособий и игр, развивающих мелкую моторику.


«Родители» — те, кто взял красный цветок, — передают друг другу какой-либо предмет для массажа рук и рассказывают, как дома со своим ребенком они развивают мелкую моторику. Затем воспитатель описывает наиболее интересные игры, которые есть в детском саду.


Слайд 12.Сюрпризный момент.


Приветственная песенка «Здравствуйте».


«Дети» — те, кто взял желтый цветок, выходят из музыкального зала, а затем заходят и подходят к «родителям». «Родители» вместе с «детьми» садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Я буду петь приветственную песенку «Здравствуйте» под музыку латышской польки, а вы повторяйте слова и движения за мной. Первый раз строчку я пою одна, а потом мы повторяем ее вместе.

Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Все мы вместе потянулись
И друг другу улыбнулись!

Слайд 13. Подвижная игра «Птички».


Подвижная игра «Птички»


Воспитатель:
Давайте мы с вами поиграем – превратимся в птичек. Покажите, как птички летают, клюют зернышки. Вдруг налетел злой ветер, закапал дождик «Тук-тук-тук». Прячьтесь, птички, в домик! (дети садятся на корточки, соединяют руки над головой). Дождик закончился, опять птички летают, зернышки клюют.
Когда я скажу: «Бегите к маме, папе!», «дети» побегут к «взрослым» (игра повторяется 2-3 раза).


Слайд 14. Значение и виды массажа.


Сообщение о значении массажа.


Психолог:
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что массаж рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм. Указательного — активизирует деятельность желудка. Среднего — активизирует деятельность кишечника. Безымянного — нормализует функцию печени. Мизинца — стимулирует работу сердца.

Игровой массаж.


Воспитатель.
Давайте выполним игровой массаж. Большим и указательным пальцами одной руки растирайте каждый палец руки ребенка. Растирайте и разминайте пальцы рук от кончиков пальцев и обратно.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
А теперь повторим массаж на другой руке.
Пальчиковая гимнастика.


Воспитатель:
Теперь под музыкальное сопровождение Е. Макшанцевой «Разминка» давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Родители, помогайте детям сделать пальчиковую гимнастику.
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки

Похлопаем в ладошки – очень хорошо! перед грудью. (2 раза)

Вращая кистями

И пальчики попляшут у маленьких ребят! медленно поднимают

И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх и

А девочки и мальчики все ровненько сидят. опускают их.

Тук-тук молотком — Стучат кулачками

Мы построим птичкам дом. друг о друга.

Тук-тук молотком —
Поселяйтесь птички в нем. (2 раза)

Бум-бум барабан! Стучат по коленкам

Что за шум и тарарам? указательными пальчиками.

Бум-бум барабан –
Просыпайтесь по утрам! (2 раза)

Ду-ду-ду, ду-ду-ду перебирают пальчиками

Вот какая дудка! обеих рук, имитируя игру

Ду-ду-ду, ду-ду-ду на дудочке

Вот какая дудка! (2 раза)

Поехали потихонечку, Медленно попеременно хлопают

Поехали потихонечку! ладошками по коленкам.

И быстренько, Быстро, весело хлопают по коленкам

И быстренько! (5-6 раз)

Игра с кисточкой.


Воспитатель:
Возьмите по одной кисточке и делайте в соответствии со словами (дети сидят на коленях у родителей).
Вышла кисточка гулять, водим по ладошке ребенка, кисточкой

Стала пальчики считать затем по каждому пальчику

Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам

Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики, проводя кисточкой

по их тыльной поверхности

Вышли пальчики гулять разжимаем пальчики

В домик спрятались опять сжимаем кулачки.

И решили рисовать. свободные движения кисточкой по телу ребенка.

Игровое упражнение «Поиграем с мишкой».


Психолог вносит в зал игрушечного медведя.

Психолог:
Ребята посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости! Поздоровайтесь с ним, погладьте медведя ладошкой. Покажите, как мишка ходит (дети изображают)
, подойдите к маме и покажите как мишка сердится (дети и взрослые показывают мимикой).

Слайд 15. Угощение для мишки.


Лепка «Угощение для мишки».


Психолог:
Мишка хочет пригласить друзей в гости и просит помочь ему приготовить угощение. Поможем ему?

Для угощения надо растереть пластилин на картоне и украсить бусинами, косточками, пуговицами (во время работы родители обмениваются впечатлениями о встрече, о том, что понравилось, что хотели бы еще узнать).

После изготовления угощения, психолог подходит к каждому ребенку, благодарит от имени медведя за угощение, берет малыша за ручки и поет на прощание:
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Психолог:
Наша встреча в родительской гостиной подошла к концу, и мы все становимся опять педагогами.
Слайд 16. Результат.


Психолог:
«Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.

Заседание семейного клуба в детском саду

Родительский клуб как форма взаимодействия с семьей в ДОУ

Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Необходимость работы с родителями диктуется не столько потребностью помощи детскому саду со стороны пап и мам, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка.
Родители сейчас, не смотря на обилие информации, а может и вопреки ей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Им необходимы точные, однозначные ответы на вопросы о развитии своих малышей, о том, как с ними взаимодействовать, что читать, о чем говорить, как себя вести в сложных ситуациях.

Консультации необходимы родителям всех социальных групп. Даже если никаких особых проблем во взаимодействии с ребенком у родителей нет, им хочется узнать что-то новое о своем чаде, научиться чему-то новому, послушать других родителей и педагогов. Родителям не нужны долгие лекции, сложные научные выкладки, им интересно познакомиться с основными этапами развития самооценки и саморегуляции, психических процессов, разных структур личности ребенка; знать, какими способами можно развивать своего малыша, как помочь ему в общении с другими детьми, обучении и личностном росте.

Некоторые из родителей, приводя ребенка в группу детского сада, проявляют интерес к вопросам воспитания, но при этом в каждом конкретном случае педагогического взаимодействия оказываются в растерянности и затрудняются сделать необходимый выбор.

Именно поэтому в нашем детском саду созданы клубы «Ступеньки роста» и «Школа родительской мудрости»» для родителей воспитанников.

Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся программой

Клубная форма взаимодействия обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах педагогов, психологов, родителей.

При наличии развитых форм клубной работы встречи в клубе могут проводиться в форме дискуссий, тренингов, развивающих игр и пр. В клубе руководитель выступает в качестве организатора и эксперта, находясь на втором плане обсуждений. Обмен родительским (педагогическим) опытом – главное и основное, что организуется в наших Клубах.

Для удовлетворения потребностей родителей в психолого-педагогических знаниях в настоящее время лекционная форма работы перестала себя оправдывать. Это можно объяснить тем, что лекционная информация воспринимается современными родителями как давление со стороны педагогов. При этом известно, что в процессе пассивного слушания усваивается только 10-20% информации, да и мотивация участников снижается, поскольку, как правило, лектором не учитывается жизненный опыт участников и их личный запрос к специалисту.

Главным условием нашей работы с родителями стало сотрудничество, а средством — общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми.

Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные:

лекция — диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;

дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой-либо проблемы;

психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);

диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания).

На встречах с родителями для усиления их эффективности мы используем анкеты, рисуночные пробы, цветодиагностика и многое другое.

Основные этапы работы по организации клубов в учреждении

:

1.Теоретический- Изучение опыта работы клубов для родителей социально-психологической направленности в городе и регионе,

2.Подготовительный

2.1 Работа специалистов ДОУ

Мотивационный семинар по вопросу организации родительского клуба

Поиск эффективных форм работы с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания детей; развитие отношений взаимопонимания и сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями

2.2 Работа с родителями

Мотивационные встречи с родителями в группах ДОУ

Проведение тематических встреч с родителями, изучение их мнения о целесообразности организации в ДОУ клуба для родителей

3. Организационно-методический

Создание творческой группы по руководству Клубом.

Разработка положения о Клубе.

Разработка тематического плана работы

4. Теоретико-практический (апробирование деятельности родительского клуба)

Разработка сценариев тематических встреч

Проведение тематических встреч с родителями дошкольников

Анализ предварительных результатов

5. Научно-методический

Анализ результатов проведения родительского клуба в ДОУ

Описание этапов работы

Обобщение опыта работы

Основные функции групповой работы

:

Коммуникативная – создание и сплочение родительского коллектива как субъекта педагогической деятельности.

Личностно-ориентированная — раскрытие родительского и педагогического потенциала участников.

Содержательная — решение проблем, возникающих в межличностных детско-родительских отношениях.

Инструментальная — выработка у родителей умений и навыков анализа, саморефлексии.
В начале каждого года мы проводим анкетирование родителей по вопросу работы клуба. Это позволяет выявить наиболее интересные темы для обсуждения, время заседаний, ожидания родителей от работы Клуба.

72% родителей желают посещать заседания Клуба. Основными условиями, которые необходимы для этого, были названы: вечернее время проведения – 46%, наличие свободного времени – 35%, интересные темы – 9%.

Наиболее интересными формами проведения заседаний были выбраны: обсуждение – 42%, дискуссия – 20%, круглый стол – 14%.

Также родители указывают темы, которые были бы им интересны, исходя из этих запросов и были выбраны темы для заседаний Клуба.

Во время наших заседаний мы пришли к следующим выводам о том, как повысить эффективность групповой работы:

1. Ориентироваться на интеллектуальные и эмоциональные ресурсы родителей.

2. Учитывать предпочтения и пожелания участников.

3. Выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решений.

4. Обсуждаемая проблема должна приниматься и осознаваться участниками.
5. Оказывать помощь друг другу в решении проблем детей.

4. Формат свободного общения, вопросов и ответов, обмена мнениями позволяет не учить родителей педагогике и психологии, а дать им возможность самим придти к разрешению своих сомнений.

5. Темы для обсуждения выбираются из предложенных самими родителями, таким образом, в рамках Клуба реализуется социальный заказ.

Правила взаимодействия участников Клуба:

1. Уважение мнения каждого участника.

2. Активная работа всех членов Клуба

3. Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме.

4. Обсуждение ПРОБЛЕМЫ, а НЕ личности!!!

5. Взаимная помощь и поддержка.

6. Говорим только от себя и за себя.

7. Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей.

Правильно организованные встречи специалистов детского сада с родителями помогают позитивному общению, способствуют выработке единой стратегии воспитания детей той или иной возрастной группы, анализу и коррекции поведения детей.

Педагог-психолог 1 кв. категории Коковина А.А.