Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Организация познавательной деятельности и обогащение сенсорного опыта дошкольников Сенсорный опыт и познавательное развитие дошкольников

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями.

Остановимся на них более подробно.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте . Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания.

Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений. В дошкольном возрасте восприятие стано­вится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состо­яния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно сле­дующее:

– восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

– зрительное восприятие становится одним из ведущих: воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму,

величину (освое­ние сенсорных эталонов);

– совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос­ледовательность событий.

Внимание . Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

Внимание – это психический процесс, условием которого является успешное осуществление любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2– 3 предметами, оно становится более устойчивым. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

В 4 – 5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием.

Развитие произвольного внимания связано с развитием речи, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, а также с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

– значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

– складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

– внимание становится опосредованным;

– появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память . Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно – образное мышление.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ре­бенок не ставит перед собой цели что – то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоми­нания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связы­вать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

– преобладает непроизвольная образная память;

– память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

– словесно – смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

– складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

– формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

– по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Мышление . Мышление – это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мыш­ления тем не менее является наглядно –образное, что соот­ветствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрос­лой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как са­мостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет­ские вопросы – показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребен­ка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свой­ства мышления, позволяющего стать на точку зрения дру­гих людей, предвосхитить их будущее поведение и в зави­симости от этого строить свое собственное поведение.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

– ребенок решает мыслительные задачи в представлении – мышление становится внеситуативным;

– освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

– детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

– появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

– ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

– возникают попытки объяснить явления и процессы;

– экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

– складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Воображение . Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого бедностью, смутностью и схематичностью образов. Ведь в основе образов воображения лежит комбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры.

Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших – выполнение взятой на себя роли. Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их созда­ния. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

– воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

– оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

– ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

– воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Развитие речи . Речь – это процесс общения, опосредованный языком. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

– расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

– феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и

языковых структур;

– убывание эгоцентризма детской речи;

развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

– развитие функций речи:

Речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется – от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа не удовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т.п.;

– речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения .

Таким образом, дошкольный возраст сенситивен для развития психических познавательных процессов.

Список литературы:

    Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2013. – 672 с.

    Выготский, Л. С.Психология развития человека. – М.: Смысл, 2010. –360 с.

    Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 336 с.

    Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2012. – 352 с.

    Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.

Сенсорные основы познавательного развития ребенка и освоения основных видов деятельности. Накопление чувственного опыта, формирование обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов в дошкольном детстве.

Этапы педагогической технологии. Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребенка. Условия самостоятельного применения детьми сенсорных эталонов и обследовательских действий в разных видах деятельности.

Предметно-развивающая среда как условие организации сенсорного развития дошкольников.

Направления психолого-педагогической диагностики сенсорного развития ребенка: развитие моторики и зрительно-моторных координаций; зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения); слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение); восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов); тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности.

Познавательная деятельность в дошкольном возрасте. Особенности проявления любознательности, познавательной активности и интересов в дошкольном детстве.

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности. Особенности детского экспериментирования (родство детского экспериментирования с игрой, с манипулированием предметами, служащими для детей важнейшими способами познания мира). Активно-преобразующий характер детского экспериментирования. Мотивы детского экспериментирования. Роль детского экспериментирования в развитии самостоятельности и творчества у детей дошкольного возраста. Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе экспериментирования.

Организация взаимодействия педагога и детей в процессе экспериментирования. Развитие самостоятельности детей в деятельности экспериментирования. Роль детских вопросов в организации детского экспериментирования. Организация опытов с детьми дошкольного возраста. Организация места для детского экспериментирования и опытов.

Педагогические основы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.

Понятия «творчество» и «воображение». Показатели и своеобразие проявления творчества в дошкольном возрасте. Идеи, подходы к развитию творчества у дошкольников (Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Р.М. Чумичева, Е.И. Торшилова и др.). Развитие творческих способностей у дошкольников. Уровни и этапы развития детского творчества. Ориентиры современных образовательных программ в области развития детского творчества. Приемы и методы развития детского изобразительного творчества. Использование разных техник, творческое экспериментирование. Соотношение деятельности по собственному замыслу и по теме, предложенной педагогом.

Театрально-игровая деятельность игра как разновидность художественно-творческой деятельности дошкольников. Виды детского театра. Педагогические условия накопления и обогащения художественно-игрового опыта у детей дошкольного возраста. Развитие способности восприятия художественного образа и творческих художественно-игровых умений детей. Роль сотворчества воспитателя и детей в развитии творческой активности в театрализованных играх. Режиссерская позиция воспитателя в процессе организации театрализованных игр.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» села Доброе Добровского муниципального района Липецкой области

Чичикина

Алия Арифовна

воспитатель

Доброе

2016 год

Часть I. Введение....………………………………………………………………… 3

1.1.Условия возникновения опыта……....……………………………………. 3

1.2.Актуальность опыта………….…...…………………………….…………... 4

Часть II. Основная часть ………………………………... ……………………...5

2.1. Описание средств достижения цели………………………………………..5

2.2. Работа с родителями………………………………………………………...6

2.3.Эффективность дидактических игр…………………………………………7

Часть III. Заключение………………………………………………………………8

3.1. Анализ проведённой работы………………………………………………8

3.2.Выводы………………………………………………………………………10

IV. Литература…………………………………………………………………….10

I. Введение.

1.1 Условия возникновения опыта.

Познание подобно трём ступеням: прошлое, настоящее и будущее. На какую ступень встанешь, по тому пути и пойдёшь. М. Горький сказал: «Сила познания – в сомнении».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, оно необходимо для успешного обучения.

ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Дидактические игры использую в организованной образовательной деятельности, в свободной и самостоятельной деятельности, в групповой и индивидуальной работе, как закрепление на прогулках и режимных моментах, то есть они пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия развития интеллектуально – познавательных способностей детей.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Поэтому темой моего опыта стало “Развитие интеллектуально – познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр».

1.2 Актуальность опыта.

В исследованиях отечественных психологов А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития.

Ребенок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, овладеть способами анализа и решения разнообразных проблемных задач.

Поэтому вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

При недооценке важности этой проблемы, по мнению К.В. Бардина, можно получить негативные результаты. "Не заложите этих основ - и вам придётся столкнуться с немалыми трудностями".

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детский интеллект. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу всей работы в ДОУ должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

Сенсорная дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста. Она рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств и качеств предметов.

В процессе дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Целью своей работы ставлю: показать эффективность сенсорных дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:

  1. Раскрыть значение сенсорных дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников.
  2. Сформировать сенсорные способности.
  3. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность и кругозор детей.
  4. Оценить эффективность использования сенсорных дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

II. Основная часть.

2.1 Описание средств достижения цели

Сенсорное воспитание – это основа умственного воспитания дошкольника.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • развивает наблюдательность, внимание, воображение, память;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Каждый этап дошкольного возраста имеет свои способы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка по интеллектуально-познавательному развитию, которые я учитываю в своей работе.

В младшем дошкольном возрасте я поддерживаю детское любопытство через экспериментирование, развиваю интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

Знакомлю детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способам обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).

Формирую умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие; учу подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

В среднем возрасте продолжаю обогащать сенсорный опыт детей через специально организованные задания – познавательные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, совершенствую восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомлю с новыми способами обследования.

Учу детей замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее заметные, скрытые.

Способствую освоению ребёнком соответствующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества, действия обследования, понимать значение слов «форма», «размер», «цвет», «материал».

Формирую умение соотносить признаки предметов с освоенными эталонами (трава зеленая, яблоко крупное, похожее на шар, крыша треугольная, карандаш деревянный, елка высокая).

В старшем дошкольном возрасте поддерживаю и стимулирую попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов через проектную деятельность.

Развиваю умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств.

Учу освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Учу выделять структуру геометрических фигур, устанавливать связи между цветами спектра, подбирать мерки для измерения соответствующих величин.

Чтобы максимально сформировать и поддержать потребности детей к познанию, в группе выделен центр сенсорного развития.

Это один из самых любимых центров моих воспитанников. В нём собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

Весь дидактический материал находится в свободном доступе, ребёнок может пользоваться им как индивидуально, так и в совместных играх с взрослыми и сверстниками.

В том, что я делаю, нет ничего нового, любой воспитатель планирует работу по развитию сенсорных навыков, используя дидактические игры. Но я в своей работе большой упор делаю на игры, которые сделаны своими руками, в этом особенность моего подхода к интеллектуально-познавательному развитию.

Итальянский педагог М.Монтессори предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. «До 5 лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было» - отмечала она, и я согласна с этим.

2.2. Работа с родителями.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали моими помощниками, я убедила их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее дела, чем учиться понимать своего ребенка, быть терпеливым, деликатным, и тогда все получится.

Мне трудно обойтись без поддержки родителей. Гораздо дешевле изготовить игру из подручных материалов, чем приобрести готовую в магазине. Именно поэтому многое в группе сделано руками наших родителей. Они помогали в изготовлении дидактических игр по сенсорному развитию, используя самые простые и доступные материалы:

  • пробки от пластиковых бутылок (разные по цвету и размеру);
  • колпачки фломастеров (для нанизывания бус);
  • разноцветные шнурки;
  • бельевые прищепки разного цвета (для развития координации движений пальцев рук);
  • «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные цветными пробками, шишками и т.д.;
  • ленточки цветные атласные (для выработки вращательных движений);
  • цветные крышки – для продевания шнурков.

Но прежде чем предложить родителям изготовить игру, через анкетирование были выявлены интересы и знания родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников, я узнала, в какие игры любят играть их дети. На родительских собраниях проводила тематические консультации: «Какие игры необходимы детям», «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». Многие консультации предполагали проведение мини – практикума по обучению родителей изготовлению дидактических игр, в проведении интеллектуальных игр дома или демонстрацию работы.

Совместно с родителями обсуждали, чем будет полезна ребёнку игра, сделанная своими руками, подбирали такие предметы, которые смогли развить у ребёнка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь.

Дидактические игры:

  • «Подари иголки ёжику»;
  • «Лучики для солнышка»;
  • «Божья коровка» -

помогают детям в развитии мелкой моторики рук, а значит, способствуют развитию речи, подготовки руки к письму.

С помощью дидактических игр:

  • «Яблонька»;
  • «Цветочки»;
  • «Бусы» -

дети закрепляют основные цвета, учатся различать понятия «один» и «много», развивают мелкую моторику рук.

«Дидактический коврик» с использованием пуговиц, молний, шнурков, способствует развитию действий детей с предметами.

«Зонтик» с использованием лент – «моталочек» помогает закрепить цвет предметов, развивает детские пальчики.

Все эти игры способствуют умственному развитию дошкольников.

2.3. Эффективность дидактических игр.

Наиболее эффективны эти игры при организации образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и элементарных математических представлений.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.

Систематически усложняя материал с учётом требований программы, я через дидактические игры сообщаю доступные знания, формирую необходимые умения, совершенствую психические процессы.

Игры-занятия с дидактическими игрушками развивают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу - он старается добиться результата. Постепенно включаются задачи сенсорного характера: научить различать величину, форму, цвет.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения.

III. Заключение.

3.1. Анализ проведённой работы.

Для проверки эффективности разработанной методики использования сенсорных дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников я провела сравнительный анализ, используя следующие методики: тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека", "Логическая классификация" Лурия-Карпова, "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равена.

Данные диагностики и целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО, позволяют мне оценить эффективность применения сенсорных дидактических игр в интеллектуально – познавательном развитии детей раннего возраста и дошкольников на этапе завершения дошкольного образования.

Воспитанники моей группы уже в раннем возрасте интересуются окружающими предметами, активно действуют с ними и с игрушками, проявляют настойчивость в достижении результата.

Старшие дошкольники достигли большего, они овладели основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

У них развито воображение, они любознательны, интересуются причинно-следственными связями, любят экспериментировать, принимают самостоятельные решения в разных видах деятельности. У большинства дошкольников сформированы предпосылки учебной деятельности.

Таким образом, результаты работы доказали эффективность целенаправленного применения дидактических игр, поэтому целесообразно их дальнейшее использование в практической деятельности воспитателей детских садов при условии соблюдения возрастных, индивидуальных и психических возможностей и способностей детей.

Мой опыт легко трансформируем, это доказывает использование его в своей работе педагогами нашего дошкольного учреждения.

Также распространяю свой опыт через выступления на практико – ориентированных семинарах, мастер – классах, открытых показах образовательной деятельности для педагогов из других детских садов района.

За последние годы провела:

  • открытый показ образовательной деятельности «Наши маленькие соседи» (семинар – практикум «Интеллектуально – познавательное развитие дошкольника»);
  • мастер – класс «Умная игрушка – лучшая подружка» (областные выездные курсы «Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования»);
  • мастер – класс «Игры с прищепками», (семинар «Детское экспериментирование и моделирование – средства интеллектуального развития дошкольников»);
  • открытый показ образовательной деятельности для педагогов района «В гости к нам пришёл котёнок», (районная конференция «Современные методики и технологии, обеспечивающие высокую исследовательскую активность и формирующие интеллектуальное развитие дошкольников»);
  • мастер-класс «Сенсорика – первая ступенька к интеллектуально – познавательному развитию», (муниципальная педагогическая конференция «Образование Добровского муниципального района: маршруты инновационного развития»);
  • открытый показ образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в волшебный лес», (практико-ориентированный семинар «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО»).

3.2. Выводы.

Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения.

Становится очевидным, что роль сенсорной дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей дошкольников несомненна.

Создавая условия для формирования интеллектуально – познавательного развития, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

В дальнейшем планирую работать над следующими задачами:

  1. Более глубоко изучить теоретические основы сенсорного воспитания.
  2. Изготовить более сложные игры для сенсорного развития.
  3. Совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
  4. В системе проводить диагностическую работу по сенсорному воспитанию.
  5. Продолжить работу по созданию в группе прочной базы для развития интеллекта ребёнка посредством практического сенсорного материала.
  6. Опубликовать материалы из опыта работы в СМИ и журнале «РОСТ».

IV. Литература.

1. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М.: 2000.

2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М.: 1999.

3. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М.: 1996.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: 2005.

5. Ерофеева Т.И. Давайте поиграем. Математические игры для дошкольников. М.: 1998.

6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: 1985.

7. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. Под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: 1998.

8. Сорокина А.И. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: 2003.

9.Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М.: 2000.

11.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль. 1996.

10.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: 2001.

11.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М.: 1998.


Восприятие - это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Во всех видах восприятия важную роль играют двигательные ощущения .

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и сенсорных эталонов . У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям . Исследование З.М.Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом . К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования , обследовательских действий , последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущux . Формируется акт рассматривания, складываются рациональные приемы обследования предметов, возрастает целенаправленность и управляемость процессом восприятия со стороны самого ребенка. А поэтому растет продолжительность ознакомления с предметами , его планомерность .



Возрастает любознательность ребенка. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах . Наблюдение превращается у дошкольника в своеобразную умственную деятельность. У дошкольника речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели. Называние воспринятого признака. Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации . Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования , замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами . Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов . Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени . Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия.

Восприятие времени - один из самых сложных видов восприятий в силу его специфических особенностей. Время не имеет наглядной основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или особого предмета - часов. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
- осваиваются сенсорные эталоны;

Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

С установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

16. Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте .

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды уровня деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Память составляет совокупность процессов запоминания (фиксации) информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной, В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной.

Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

Память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

Она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;

Материал фиксируется ребенком непроизвольно;

Сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:

Обогащается содержание представлений;

Возрастает объем и прочность сохранения материала;

Появляется новый процесс памяти - воспроизведение;

Бурное развитие получает словесная память.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах восприятии и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Словесная память дошкольника интенсивно развивается. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. память все больше становится подконтрольной самому ребенку.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

Преобладает непроизвольная образная память;

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

По мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.Увеличивается его объём: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это даёт ребёнку возможность выполнять под руководством воспитателя определённую работу, пусть даже неинтересную. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности. Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Внешние средства- указательный жест, слово взрослого, речь самого ребёнка. Развитие внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте: - зничительновозрастает его концентрация, объём и устойчивость; - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; - внимание становится опосредованным; - появляются элементы послепроизвольного внимания.

В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное существо. Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник.» Важное значение для развития внимания ребёнка имеет дневной режим дня. Он создаёт опорные точки в жизни людей, служит внешним средством её организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Поэтому на сенсорном развитии детей сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребёнка на определённом этапе его развития. Потери в развитии ребёнка, допущенные в дошкольном возрасте, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие у детей познавательных интересов

через сенсорное развитие»

1Наименование опыта. Его актуальность и перспективность.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Поэтому на сенсорном развитии детей сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребёнка на определённом этапе его развития. Потери в развитии ребёнка, допущенные в дошкольном возрасте, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Свою работу я основала на научных трудах и идеях, таких учёных- педагогов, как А.П.Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Л.А. Венгер, И.М. Сеченова, В.М.Бехтерева, Е.И.Тихеевой, доктора медицины, врача, психолога и педагога М.М.Монасеиной, а также я использовала собственный опыт, наработанный в педагогической практике.

Я считаю,что данная тема актуальна всегда, потому что сенсорному развитию детей отводится ведущая роль в процессе первоначального формирования личности.

Развивая сенсорные восприятия мы развиваем у детей умственные способности, вызываем у них интерес к математике, логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Должное внимание уделяется развитию речи. Педагог не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривает с детьми, использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок.

Познавая окружающий мир, ребёнок учится мыслить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания- систематическое упражнение органов ощущения. Ребёнок должен быть физически здоров, аксиома, основное условие столь же объективное, сколько и необходимое для сенсорного развития и воспитания. Ребёнок должен быть здоров- это должно быть известно каждому, но не каждый знает, что только здоровый ребёнок развивается нормально в умственном и нравственном отношении. Формировании личности как сложный и противоречивый процесс усвоения социального опыта, требует от взрослых систематически целенаправленных упражнений с детьми с самого раннего возраста по сенсорному и умственному развитию и воспитанию в органическом единстве.

В связи с этим, я считаю необходимым уделить достойное внимание этой теме, направленной на формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов, которое необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.

2.Условия возникновения становления опыта.

Вопрос сенсорного развития в дошкольной педагогике и психологии раскрыт достаточно хорошо. Однако, на практике многие воспитатели сенсорное развитие используют недостаточно, не находя им места в течении дня.

Цель моей работы заключается в том, чтобы внедрить в педагогическую деятельность знания о сенсорном развитии детей и формировании представлений у них о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира, а так же о тренировках органов чувств.

Задачи исследования:

1.Теоретическое обоснование формирования у детей дошкольного возраста основ сенсорного развития.

2.Изучить проблему применения сенсорного развития в педагогический процесс детского сада, с целью формирования у детей представлений о внешних свойствах предметов.

3.Внедрить изучение сенсорного развития в педагогический процесс с целью формирования у детей представлений о внешних свойствах предметов.

4.Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.

6.Способствовать накоплению разнообразного сенсорного опыта детьми дошкольного возраста.

7.Организовать обучение детей сенсорным эталонам.

8. Установить с детьми эмоционально положительный контакт и вызвать интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Методы исследования:

Теоретические(анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения)

Эмпирические (диагностика, анализ результатов детской деятельности)

База исследования: ДОУ №62, дети младшего дошкольного возраста.

3.Теоретическая база опыта.

Проблема сенсорного развития и воспитания в дошкольной педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими учёными как

А.П.Усова, А.В.Запорожец, Н.Н.Подьякова. Заметный вклад в исследование этой проблемы внесли профессор Л.А.Венгер и его ученики и последователи.

Проблема сенсорного развития детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов, таких как И,М, Сеченов «Рефлекс головного мозга»-1966г., «Физиология органов чувств»-1867г., К.Д,Ушинского

«Человек, как предмет воспитания»., В.М.Бехтерева, И.А.Секорскоко,

Е.И.Техеевой. Особый интерес к этой к этой проблеме проявила М,М,Монасеина- доктор медицины, врач, психолог, педагог. Все эти учёныу подчёркивали особое значение раннего сенсорного развития, где нервная система и органы чувств называются «посредником» между внешним миром и сознанием. Подчёркивая такую взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребёнка, М.М.Монасеина утверждала: « чем скорее и чем лучше выучится ребёнок управлять своими органами чувств (зрением и особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие»

Основное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей, главным образом через развитие органов чувств. «Это настолько необходимо,-отмечает М,М,Монасеина,-что дети сами собой только и делают в течении первых лет жизни, что упражняют свои органы чувств, т.е. учатся видеть, слышать, обонять, осязать, учатся различать вкусы и т.д.» Дети инстинктивно совершают изо дня в день гигантскую работу: одну и ту же вещь рассматривают, ощупывают со всех сторон, тащат в рот, прикладывают к уху, бросают- т.е. производят с ней бесчисленные всевозможные опыты.

Сенсорное развитие связано не только с формированием его речи, умственных способностей ребёнка оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира.

Сенсорное развитие составляет одну из главных задач детей дошкольного возраста, оно очень многогранно. В сенсорном развитии и воспитании ребёнка не надо забывать и о воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающее верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребёнка вникать во все подробности, частности, способствующие развитию внимания и наблюдательности.

Формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положение в пространстве, необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается его познание.

Профессор Н.М.Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой»

cенсорного воспитания.

Моя задача заключается в том, чтобы найти для каждого ребёнка способы оптимального развития его интересов, способностей личности в целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации.

Исходя из этого, я выработала для себя следующие положения, которые применяю на практике:

1.управлять обучением и всей жизнью детей с позиции их интересов;

2.постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого дошкольника. Ведь педагог должен верить в возможности каждого ребёнка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к ребёнку;

3.быть этичным по отношению к дошкольнику, уважать и поддерживать его достоинство;

4.постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе, учить детей этике отношений;

5.проявлять живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого ребёнка.

Таким образом, сенсорное развитие дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними: этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.

4.Ведущая педагогическая идея.

Cодержание воспитания и обучения детей сенсорному развитию – это совокупность основных знаний(представлений понятий, терминов и т.д.),

Умений и навыков(способов действия) овладение которыми обеспечивает формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов.

Цель стоящая передо мной – повышение уровня знаний основ сенсорного развития, через восприятие детьми окружающего мира.

Работа по сенсорному развитию детей я построила на основе следующих принципов:

- принцип стандартизации базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам; -- принцип целостности базовых знаний, умений и навыков, обеспечение которых определяется набором типичных и проблемных ситуации - принцип дифференциации содержания изучаемого материала на основе последовательного ступенчатого развития у детей сенсорных процессов

Принцип связи применять полученные знания на практике.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Воспитательно –образовательные задачи , которые мною решаются при формировании у дошкольников представлений о внешних свойствах предметов и полноценного восприятия ими окружающего мира:

1.Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности.

2Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. 3.Закреплять полученные ранее навыки и совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

4. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

5.Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы

6.Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

5.Технология опыта.

Учитывая важность проблемы сенсорного развития,я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении.

Гипотеза.

Я предполагаю, что систематическое развитие сенсорных процессов окажет положительный результат в речевом развитии ребёнка и повысит работоспособность коры головного мозга.

Работу по развитию у детей познавательных интересов через сенсорное развитие в педагогический процесс с целью формирования у дошкольников сенсорных процессов, я выстроила в 3 этапа.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

Задача: Выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста познавательных интересов.

Чтобы определить уровень сенсорного развития у детей младшего возраста, я провела в начале учебного года диагностику. И получила такие результаты:17% низкий уровень, 44% средний уровень, 39% высокий уровень.

На основе диагностики я стала включать в занятия обширный материал по сенсорному развитию детей.

2 этап.Формирующий эксперимент.

Задача. Формировать у детей основы познавательных интересов через сенсорное развитие.

Свою работу по сенсорному развитию я начала проводить с младшей группы.

В утренние и вечерние часы пребывания детей в ДОУ, я проводила индивидуальную работу с отстающими детьми, где предлагаю им дидактические игры, «Больше, меньше,ещё меньше», «Поможем кукле, клоуну.» и т д.

Для самостоятельной деятельности детей я предлагаю такие дидактические игры как «Цвета», «Цветные коврики», «Мозаика», сюжетные игры, типа «Одень куклу», спортивные «Попади в свою мишень», «Добеги до флажка» и т д. Дети охотно играют в эти игры, а в игре, как известно, всё запоминается лучше и быстрее.

Но моя работа была бы не полной и не достигла бы таких успехов без помощи родителей Значительное внимание я уделяла работе с родителями.

Ведь именно они помогают детям закрепить знания, полученные в ДОУ дома, в привычной для них среде. Мною были проведены открытые занятия для родителей, консультации для родителей на тему «Математика для малышей» и т.д. Благодаря планомерной и систематической работе с семьёй, родители стали активно включаться в жизнь группы и детского сада.

3 этап. Контрольный эксперимент.

Задача. Выявить уровень усвоения знаний детьми познавательных интересов, с целью формирования сенсорных процессов.

Чтобы узнать была ли эффективна работа по усвоению детьми познавательных интересов, с целью формирования сенсорных процессов, я провела контрольную диагностику:. низкий уровень 15%, средний уровень-39%, высокий уровень-46% Такую же диагностику я провела в средней, старшей и подготовительной группах.

Средняя группа начало года: 14% низкий уровень, 37% средний уровень, 49% высокий уровень. Конец года: 12% низкий уровень, 36% средний уровень, 52% высокий уровень.

Старшая группа начало года:10% низкий уровень, 34% средний уровень, 56% высокий уровень. Конец года: 8% низкий уровень,32% средний уровень,60% высокий уровень.

Подготовительная группа начало года: 5% низки1 уровень, 30% средний уровень,65% высокий уровень. Конец года: 0% низкий уровень, 28% средний уровень,72% высокий уровень.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведённой работы уровень детей с высоким сенсорным развитием вырос, а низкий снизился.

Кроме того у детей сформировались такие качества личности: общительность, дисциплинированность, организованность, ответственность, самостоятельность, уверенность; развилась способность анализировать свои действия и поступки.

Следовательно, работа по внедрению в педагогический процесс усвоения детьми знаний познавательных интересов через сенсорное развитие была эффективна и дала положительный результат.

Среди направлений дальнейшей работы я выделяю следующее:

Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по усвоению детьми познавательных интересов через сенсорное развитие.

Обновлять и обогащать предметно-развивающую среду.

Совершенствовать и повышать качество анализа процессов, диагностики и отслеживания результатов.

Активно привлекать родителей к совместным мероприятиям по усвоению познавательных интересов через сенсорное развитие.

Вовлекать малоактивных родителей в педагогический процесс.

Проводить чаще анкетирование родителей, чтобы получать представление о том, что их интересует, в каких консультациях они нуждаются.

6. Новизна опыта.

Сенсорное развитие положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышление, внимание, воображение, а так же развитие речи.

7.Адресная направленность.

Данный опыт работы адресован педагогам дошкольных учреждений, студентам пед.колледжей, проходящим пед.практику в ДОУ. С помощью моей работы можно развить у детей умственные способности, главным образом через развитие органов чувств, развить речь детей, сформировать представление о внешних свойствах предметов, воспитать интерес к математике, логике.