Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Занятия с первой младшей группой. Как проводить открытые занятия в первой младшей группе? Виды образовательной деятельности

Пояснительная записка.

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребенок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно, способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речь, которой ребенок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. А процесс развития речи неотъемлемо связан с развитие мелкой моторики руки. Развивая мелкую моторику рук, мы параллельно оказываем благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Именно поэтому особое внимание на занятиях следует уделять продуктивной деятельности.

Это вторая часть моих занятий.

Я предлагаю развивающие занятия с детьми первой младшей группы (2-3 лет). Занятия проводятся в группе численностью 5-8 человек. Ребенок раннего возраста «работает на подражание», то есть развитие в возрасте от 1,5 до 3 лет идет наиболее активно, если рядом взрослый человек делает все вместе с ребенком. Малыш чувствует себя комфортно, защищено и в тоже время получает новую информацию, которую ему помогает усвоить взрослый. Поэтому психолог должен принимать активное участие в занятии: вместе ползать по коврику, строить башенки, танцевать, кормить кукол, петь. Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка.

Основная цель занятий – полноценное развитие ребенка раннего возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик.

На занятиях решаются следующие задачи:

Ø Становление правильной речи

Ø Развитие мышления

Ø Развитие умение сосредоточивать и удерживать внимание

Ø Углубление знаний об окружающем мире

Ø Оздоровление детей

Ø Развитие двигательной активности

Ø Развитие общей и мелкой моторики

Ø Пробуждение интереса к творчеству

Я привожу примерные конспекты занятий. Естественно, что они могут корректироваться в зависимости от особенностей вашей группы.

Скачать:

 

Предварительный просмотр:

Развивающие занятия

В первой младшей группе.

Занятие 1.

Задачи:
1. развитие речи, как средства общения

2. учить устанавливать контакты

3. обогащение словарного запаса

4. развивать бережное отношение к рукотворному миру.

Материал:
1. поднос

2. волшебная палочка

3. курочка и цыплята

Ход занятия:

Заходит психолог с подносом, накрытым тряпкой.

Психолог:
Здравствуйте ребята! Сегодня я буду волшебником. Смотрите внимательно, сейчас я покажу фокус.

Психолог взмахивает волшебной палочкой над подносом и снимает тряпку. Перед детьми появляется курочка.

Психолог:
Как вы думаете, кто это?
(дети отвечают)
Правильно! Курочка! Давайте все превратимся в курочек!
(взмах волшебной палочкой)

Проводится пальчиковая гимнастика «Курочка».

Зернышко за зернышком

Курочка клюет.

В клюве своим деткам

Зернышко несет.

(ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы прижимаются друг к другу. Сначала «клюем» по одной ладошке, потом по другой.)

Психолог:
Молодцы, отличные курочки! А знаете, как называют деток курочки?
(дети отвечают).

Цыплята (из-под курочки):
Пи-пи-пи…

Психолог:
Ой, кто это? Цыплятки? А где же они?
(курочку поднимаем, и дети видят цыпляток).

Каждому ребенку даем одного цыпленка.

Психолог:
Давайте погладим их. Какие они мягкие и пушистые. А теперь давайте поиграем.

Психолог включает музыку. Вместе с детками поем песенку и инсценируем ее.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

Лапками гребите, зернышки ищите!

Психолог:
А теперь у нас цыплятки разбежались!
(дети вместе с цыплятками бегают по группе).

Психолог:
Какие вы все молодцы! Нам с курочкой пора идти. Да и цыпляткам спать пора. Давайте мы поможем курочке собрать цыпляток в корзинку.

Психолог обращает внимание на бантики цыплят. Сначала в корзинку складываем цыплят с красными бантиками, потом с синими, потом с зелеными, потом с желтыми. Психолог помогает, подбадривает детей.

Психолог:
Спасибо ребята! Курочка вам очень благодарна. А теперь она пойдет кормить цыпляток и укладывать их спать. До свидания.

Занятие 2.

Задачи:
1. закреплять понятие о величине.

2. закреплять знание основных цветов.

3. развитие воображения.

4. учить сотрудничать друг с другом.

Материал:
1. Матрешки в разных платочках и сарафанчиках (плоскостные)

2. домик для матрешек

3. матрешка объемная

4. волшебная палочка.

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в гости. Закрывайте глазки, сейчас будет фокус. Раз, два, три!
(взмах волшебной палочкой).
Открывайте глазки! Посмотрите, какой красивый домик! Вам интересно, кто там живет? Но на двери замок. Давайте его откроем?

Проводим пальчиковую гимнастику «Замок».

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(пальцы крепко соединены между собой)

Потянули!

(пальцы – в замке. Потянуть, не расцепляя)

Покрутили!

(подвигать сцепленными пальцами от себя и к себе)

Постучали!

(Пальцы остаются в замке. Постучать основаниями ладоней друг о друга)

И открыли!

(расцепить пальцы.)

Психолог:
Вот мы и открыли замок! А теперь давайте постучимся в дверь. Тук — тук-тук…

Из домика «выходят» матрешки. Одна за другой. Обращаем внимание детей на цвет их косыночки и сарафанчика. Самая последняя выходит объемная матрешка.

Матрешка:
Здравствуйте, ребята! Как я рада Вас видеть! Но я не одна. Если вы меня откроете, то увидите моих сестренок!

Психолог:
Давайте попробуем? Позовем сестричек? Скажем вместе: «Матрешки выходите!!!».

Дети зовут все матрешки выходят. Обращаем внимание на разный размер матрешек.

Психолог:
А теперь матрешки хотят поиграть с вами в «Прятки».

Дети закрывают глазки, психолог прячет одну цветную матрешку. Потом дети должны отгадать, матрешка какого цвета спряталась.

Матрешка:
Какие вы молодцы! Со всеми трудностями справились!

Психолог:
Да, матрешка, наши ребятки уже большие и со всякими трудностями справятся. С тобой было очень весело, но нам пора домой. До свидания!

Дети прощаются, закрывают глазки и оказываются снова в группе. Психолог хвалит детей и прощается с ними.

Занятие 3.

Задачи:
1. развитие мелкой моторики

2. развитие речи

3. закрепление понятий о величине и цвете

4. развитие воображения, фантазии

Материалы:
1. игрушка белочки

2. лист бумаги формата А3

3. гуашь красного, желтого, зеленого цвета

4. волшебная палочка.

5. картинка с изображение осеннего леса.

Ход занятия:

С помощью волшебной палочки перемещаемся в волшебный лес (как и на прошлом занятии).

Психолог:
Ребята, посмотрите, как красиво! Это осенний лес!

Рассматриваем картинку. Обращаем внимание детей на характерные признаки осени. Рассматриваем обитателей леса.

Психолог:
Ой, слышите? Кто-то к нам бежит!… Да это же белочка!

Белочка:
Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли к нам в гости! У нас в лесу очень красиво! Осень все раскрасила в разные цвета. А давайте с вами поиграем?

Проводится пальчиковая гимнастика «Дерево».

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит.

(кисти рук перед собой, пальцы расставлены и напряжены, ладони к себе. Покачиваем руками из стороны в сторону)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

(покачиваем руками вниз-вверх, не сгибая пальцы)

Белочка:
Молодцы! А вы знаете, что когда дует сильный ветер, листочки с деревьев падают, и на земле появляется красивый ковер?

Психолог:
Да! Ребятки, давайте сделаем такой ковер.

Детям раздают кисточки. На столе лежит лист бумаги. Психолог вместе с детьми подходят к столу. Дети на листе бумаги оставляют отпечатки кисточек.

Психолог:
Вот какой ковер у нас получился! Красота! Вы молодцы! Но нам уже пора в группу.

Все прощаются с белочкой. С помощью волшебной палочки «возвращаемся» в группу. Психолог хвалит детей и прощается с ними.

Занятие 4.

Задачи:
1. закладывать основы гуманного поведения

2. развитие речи

3. обогащение активного словаря.

4. развитие памяти.

Материалы:
1. волшебная палочка

2. солнце с вставками для лучей

3. кукла петушка с вставками для перьев.

4. Игра «Спрячь Зайку»

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришло солнышко. Только оно немного грустит. Тучки хотят закрыть его. Мы с вами поможем солнышку засиять?

Детям предлагают взять лучики и прикрепить их на солнце. Обращаем внимание детей на размер лучиков. После того, как все лучики прикрепили, переворачиваем солнышко «улыбающейся» стороной. Обращаем на это внимание детей.

Солнышко:
Спасибо вам, ребята!!! Вы мне так помогли! Теперь я буду светить ярко!

Психолог:
Слышите, ребята, кто-то идет на солнышке погреться! Это же петушок! Петушок, а почему ты такой грустный? Расскажи, может мы тебе сможем помочь? Солнышку мы сегодня уже помогли – нашли лучики.

Петушок:
Пока я шел к вам, я свой хвостик потерял. Все перышки рассыпались. Помогите мне их найти.

Психолог:
Конечно, поможем! Ребята, давайте найдем перышки петушка.

Вместе с психологом дети ищут перышки. Когда перышко находим, дети должны назвать цвет. Вставляем перья в хвост петушка. Обращаем внимание детей на красивый хвост, рассматриваем его.

Петушок:
Спасибо вам! Вы и хвост мой нашли и тучки от солнышка разогнали. Так тепло сразу стало. А давайте с вами поиграем!

Психолог:
Давайте превратимся в петушков.
(взмах волшебной палочкой).

Петя-Петя-петушок,

Красный чудо-гребешок.

Очень громко он поет,

когда солнышко встает!

Петушок:
Какие вы молодцы!!! Знаете, а мне еще нужна ваша помощь. У меня есть друзья зайчата, но они перепутали дверки от своих домиков. Поможете мне навести порядок?

Детям предлагают 6 карточек (синяя, желтая, красная, зеленая, оранжевая, фиолетовая). На карточках белый квадратик, в котором нарисован зайчик. Они должны подобрать дверцу (квадратик), чтобы спрятать зайку.

Петушок:
молодцы! Всем сегодня помогли, со всеми заданиями справились! Но мне пора домой. До свидания!

Дети прощаются с петушком, с психологом.

Занятие 5.

Задачи:
1. побуждать детей к эмоциональным откликам

2. развитие речи

3. подводить к элементам драматизации

4. воспитывать доброе отношение к рукотворному

Материал:
1. настольный театр теремок

2. мешочек.

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку!

Психолог:
У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?

Взмах волшебной палочкой – из мешочка достает теремок. Дети рассматривают теремок.

Психолог:
Теремок стоит в лесу. Вот елка.

Из мешочка достаем елки. Дети расставляют их вокруг теремка.

Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, изображают их: голос, походку.

Когда медведь разваливает теремок, акцентируем внимание детей на том, как звери расстроены. Но медведь – не отрицательный герой. Ведь он помог построить новый теремок.

Вместе с детьми решаем, как звери помогали на стройке, кто какую работу выполнял.

Психолог:
Вот какие молодцы!!! Какой теремок построили!!! Еще лучше прежнего! А теперь давайте отдохнем.

Проводится пальчиковая гимнастика «Труба».

Дом стоит с большой трубой,

В нем мы будем жить с тобой.

Смотрит ввысь труба на крыше,

И дымит, как будто дышит.

(руки сжаты в кулачки, круглые отверстия внутри. Руки перед грудью. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук. Получается длинная «труба»).

Психолог:
Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли. Помните, в гости к какой сказке мы с вами ходили?… Теремок!

Психолог прощается с детьми, хвалит их.

Занятие 6.

Задачи:
1. развивать навыки правильного общения

2. развивать мышление, речь, мелкую моторику

3. продолжать развивать умение детей выражать свое эмоциональное состояние.

Материал:
1. игрушка петушка

2. игрушка курочки

3. 4 цыпленка с бантиками разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

4. 4 круга белого цвета

5. 4 разноцветных круга (желтый, красный, синий, зеленый)

6. мешочек с крупой (желательно крупной)

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте ребята! Доброе утро! Придумано кем-то просто и мудро – при встрече здороваться: Доброе утро!

Психолог говорит «Ку-ка-ре-ку…»

Дети здороваются с петушком. Психолог читает потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет.

Психолог:
Давайте и мы позовем курочку. Курочка-рябушечка, иди к нам сюда! А как мы еще можем назвать курочку ласково.
(помогаем детям придумать ласковые прозвища для курочки).

В группе появляется курочка. Напоминаем детям, что нам надо обязательно с ней поздороваться. Читаем стихотворение:

Я здороваюсь везде:

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

Курочку сажаем вместе с петушком. Дети их разглядывают. Отмечаем с детьми различия между петушком и курочкой: размер бородки и гребешка, хвоста, голоса.

Психолог:
Петушок – это папа, а курочка – мама. А кто же их детки? Правильно, цыплятки! А как цыплятки говорят?

В группе появляются цыплятки. Вместе с детьми рассматриваем их, отмечаем особенности. Обращаем внимание детей на цвет бабочек у цыплят.

Психолог:
Цыплятки наши есть хотят и на всю улицу пищат! Их услышал папа петушок, принес цыплятам зернышек мешок. Мама курица тарелки раздала, сыплет детям вкусного пшена.

Психолог достает тарелки, отмечает, что они белые
цыплятам трудно будет определить, где чья тарелка. Давайте поможем им).
Достаем цветные круги. Вместе с детьми клеим на белые круги цветные. Психолог помогает детям.

После сажаем цыпленка рядом с тарелочкой. Цвет бантика цыпленка совпадает с цветом тарелочки.

Психолог:
А теперь пора покормить цыплят.

Вместе с детьми насыпаем в тарелочки пшено. Психолог хвалит детей, отмечает, какие они заботливые, добрые. Курочка с петушком благодарят их.

После прощаемся и уходим.

Занятие 7.

Задачи:

3. развивать активность, самостоятельность.

Материал:
1. волшебная палочка

2. кисточки

3. гуашь зеленого цвета

5. баночки с водой

6. девочка Кисточка (см. рис.3)

7. картинки с изображение зеленых предметов.

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте ребята! Сегодня к вам в гости опять пришла девочка Кисточка. Хотите с ней поздороваться?

Кисточка:
Здравствуйте ребята! У меня есть для вас загадка. Попробуйте отгадать: зимой и летом одним цветом.
(дети отгадывают загадку. Если они затрудняются ответить, психолог помогает отгадать наводящими вопросами).
Вот какие молодцы, отгадали! А какого цвета елочка? А что еще у вас в группе зеленого цвета? Молодцы!!! А давайте теперь с вами нарисуем елочку.

Перед детьми кладем лист бумаги и показываем зеленую краску. Психолог рисует елочку. Потом говорим ребятам, что на елке растут шишки. Раздаем деткам вырезанные шишки и помогаем каждому ребенку наклеить шишку на елку. Психолог мажет шишку клеем, а ребенок наклеивает.

Психолог:
вот какая красивая елка у нас получилась!!! Молодцы!!! Но кисточке уже пора домой. Вы ее еще пригласите в гости?

Психолог и кисточка прощаются и уходят.

Занятие 8.

Задачи:
1. учить соотносить цвет с определенным предметом

2. воспитывать уверенность в своих силах

3. развивать умение ждать своей очереди

4. развивать активность, самостоятельность.

5. развитие мелкой моторики руки

Материал:
1. волшебная палочка

2. кисточка

3. гуашь желтого цвета

4. бумага (2 листа А3, склеенных между собой)

5. баночка с водой

6. солнышко (см. рис.2а)

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну красок. Закрывайте глазки.

Взмах волшебной палочкой. В руках психолога появляется корзинка.

Психолог:
Давайте посмотрим, что в этой корзинке.

Из корзинки появляется грустное солнышко без лучиков.

Солнышко:
Здравствуйте ребята! Я опять потеряла свои лучики! Поможете мне их вставить?

Каждому ребенку раздаем лучики. Потом вставляем эти лучики в кармашки. Обращаем внимание детей, что солнышко все равно грустит.

Психолог:
Посмотрите, ребята, в стране красок на небе сплошные тучи!!! Давайте подуем сильно-сильно, чтобы тучки разогнать… Вот солнышко снова улыбается!!! А давайте теперь, давайте нарисуем солнышко. Какое оно по форме? А по цвету?

Перед детьми кладем большой лист. Психолог рисует желтый круг. Потом предлагаем детям по очереди нарисовать лучики. Дальше психолог рисует глазки и ротик.

Солнышко:
Вот какие ребята молодцы! Какое солнышко нарисовали! Я буду вас снова ждать в гости. Вы еще придете?

Психолог:
конечно, Солнышко, придем. С удовольствием! А теперь нам пора прощаться.

Дети прощаются с Солнышком. После закрывают глаза и «возвращаются» в группу.

Психолог хвалит детей, прощается с ними.

Занятие 9.

Задачи:
1. закрепить знания детей о сыпучих предметах (горох, гречка, пшено, фасоль)

2. развитие мелкой моторики

3. развитие мышления

4. продолжать формировать способность работать вместе, дружно.

Материал:
1. кукла черепашки

2. лист бумаги форматом А3

3. клей ПВА

4. тряпочка.

5. горох, гречка, пшено, фасоль.

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте, ребята! Хотите, я расскажу вам сказку.

Сказка «Про черепашку Агашку»

Жила-была черепашка. Звали ее Агашка. Жила эта черепашка в пруду. Очень она любила играть с камешками на берегу. У черепашки было много друзей. Она дружила с рыбками, с раком Чикибряком, с пиявкой. На берегу она играла с гусеницами. Много игр она знала.
(спрашиваем детей, во что они любят играть).
Вот черепашка выросла и узнала, что есть такое место хорошее – детский сад. Узнала, что там много хороших детишек. И захотела она к ним в гости прийти.

Психолог:
Мы примем ее ребята?.. А вот и она!

Агашка:
Здравствуйте, ребята! Как я рада с вами познакомится! А вы любите играть? Давайте с вами поиграем?

Проводим пальчиковую гимнастику «Шарик».

Я надул упругий шарик.

(пальцам придать положение, какое бывает, когда держим шарик)

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда!

(пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками)

Новый шар надую я.

(снова надуваем шар).

Агашка:
Какие молодцы!!! Жалко, что я не могу с вами остаться. Но вы сможете сделать мой портрет, чтобы долго помнить обо мне.

Дети приглашаются к столу. На столе лежит лист бумаги, на котором нарисован контур черепашки (см. рис.4).

Рис.4

На столе в коробочках лежат сыпучие материалы. Вместе с детьми рассматриваем панцирь черепашки. Делаем аппликацию. Психолог намазывает клеем бумагу, а дети насыпают на клей материал.

В процессе работы хвалим детей, помогаем им.

После оцениваем работу, снова хвалим всех.

Черепашка и психолог прощаются с детьми.

Занятие 10.

Задачи:
1. закрепить знание свойств снега (холодный, белый, липкий)

2. развитие тактильных ощущений

Материалы:
1. иллюстрации с изображением зимнего пейзажа

2. чашка

3. снег

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте, ребята. А вы помните, какое сейчас время года? Правильно зима. А что зимой под ногами на земле? Конечно снег.

Вспоминаем с детьми о свойствах снега и снежинок. Зимой они летят легко и ложатся на землю. Вспоминаем, что будет, если мы возьмем снег в руки или занесем в помещение. А еще разговариваем с детьми о том, что можно сделать из снега.

Обращаем внимание детей на то, что снег есть нельзя. Для этого ставим опыт: из-за окна берем снег и кладем его в чашку. Через некоторое время смотрим, какая вода получилась. Такую воду пить нельзя, а значит, и снег тоже есть нельзя.

После проводим игру «Снежинки». Психолог говорит «сильный ветер», дети бегают быстро. После слов «ветер утих», дети останавливаются и присаживаются.

Занятие 11.

Задачи:
1. развивать умение работать сообща.

2. познакомить со свойствами снега

3. развитие воображения

4. развитие мелкой и общей моторики.

5. формирование аккуратности

Материал:
1. ½ листа ватмана, тонированного синим цветом

2. гуашь (зеленая, желтая, белая)

3. снежинки из бумаги

4. клей

5. кисточки

6. баночки с водой

Ход занятия:

Психолог:
здравствуйте, ребята! А какое у нас сейчас время года? Правильно, зима! А что у нас происходит зимой?
(дети описывают основные признаки зимы. Если они затрудняются, помогаем наводящими вопросами)
На улице у нас много снега. Давайте все станем снежинками. Когда я говорю «сильный ветер», вы будете бегать, как будто снежинки летают. А когда я скажу «ветер затих», вы будете просто ходить. Ведь когда сильного ветра нет, снежинки летают медленно.

Проводим игру 3-5 раз.

Психолог:
Ребят, а теперь посмотрите на картинку
(показываем картину «Зимний лес»).
Посмотрите, как в лесу много снега. А еще там растет много елок, и ярко светит солнышко. К вам из этого леса прилетело много маленьких снежинок. Они потерялись и очень хотят домой. Вы умеете рисовать елку и солнышко? Тогда давайте с вами вместе нарисуем красивый зимний лес и отправим туда снежинки. Тогда им не будет так грустно.

На столе перед детьми кладем большой лист. Раздаем детям кисточки. Сначала рисуем елочки зеленой краской, потом солнышко (психолог рисует солнышко, а дети лучики). После белым цветом рисуем снег.

Раздаем детям снежинки, и они их клеят на рисунок.

Психолог:
вот какие молодцы! Какая красивая картина у вас получилась! А теперь давайте уберемся, и тогда сможем поиграть.

Убираем вместе с детьми рабочее место, психолог прощается с детьми и уходит.

Занятие 12.

Задачи:
1. развивать эстетические чувства детей

3. учить ориентироваться на листе бумаги.

Материал:
1. разноцветные круги из бумаги.

2. дождик.

3. клей ПВА

4. изображение елки, наклеенное на бумагу.

5. картинка с изображением праздника «Новый год»

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте, ребята! Помните, какое сейчас время года? А какой у нас праздник зимой? Правильно, Новый год.

Показываем детям картинку «Новый год». Рассматриваем ее. Обращаем внимание на Деда Мороза, Снегурочку, подарки. Более подробно останавливаемся на елке.

Психолог:
Ребята, вот у вас стоит елка в группе очень красивая!
(рассматриваем ее).
А давайте с вами сделаем портрет нашей елки и отправим ее Деду морозу, чтобы он увидел, что мы готовы к празднику и поторопился к нам с подарками.

Выкладываем перед детьми картинку елки. Спрашиваем, что там не хватает. Раздаем всем детям по кружку. Наклеиваем на елку шарики. После наклеиваем дождик.

Психолог:
Вот какая красивая елка у нас получилась! Теперь Дед Мороз придет к нам очень быстро. Пойду я, ребята, отправлю письмо Деду Морозу. А мы с вами еще увидимся!

Занятие 13.

Задачи:
1. развитие мелкой моторики

2. закрепление полученного опыта.

3. развитие памяти.

Материал:
1. кукла деда

2. маленькие листочки из картона синего цвета (на каждого ребенка)

3. белый пластилин

4. гречка (крупа)

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте детки. Сегодня к вам в гости пришел дедушка. Давайте вместе поздороваемся с ним.

Дедушка:
Здравствуйте, ребята! Я получил ваше письмо и решил приехать к вам, посмотреть на вашу елку. Она у вас на самом деле очень красивая! А какое сейчас время года? Правильно, зима! А знаете, что я больше всего люблю делать зимой? Лепить снеговиков из снега. Хотите, я вас научу?

Раздаем детям по маленькому кусочку пластилина. Сначала вместе катаем большой шарик, потом средний, потом маленький. Психолог помогает детям. На каждый шарик выдаем пластилин отдельно. Потом складываем из этих шариков снеговика. Гречкой выкладываем пуговицы, глазки, носик, ротик.

Дедушка:
вот какие красивые снеговики у нас получились! Молодцы ребята! Извините мне пора. Еще ведь подарки надо собрать для детишек. Увидимся на празднике!!!

Психолог и Дед Мороз прощается с детьми и уходит.

Занятие 14.

Задачи:

3. формировать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

4. учить рассматривать игрушки (анализ и систематизация)

Материал:
1. кукла мышки

Ход занятия:

Психолог:
Ребята, здравствуйте! Сегодня к вам в гости пришла мышка. Давайте познакомимся с ней? Что нужно сделать, когда приходят гости? Правильно, поздороваться!

Мышка:
здравствуйте, ребята!

Вместе с психологом рассматриваем игрушку. Обращаем внимание на ушки, глазки, хвостик, животик, цвет. Вспоминаем, как говорит мышка, что кушает.

Психолог:
А кого боится мышка? Правильно, кошку! Давайте мы сейчас с вами поиграем. Вы превратитесь в маленьких котят и будете искать мышку.

Дети закрывают глазки, психолог прячет мышку. После этого дети ее ищут. Игра повторяется 3-5 раз.

Психолог:
Молодцы! Вы очень внимательные. А теперь давайте с вами построим домик для мышки, чтобы она пряталась там от кошки. Как вы думаете, домик должен быть большой или маленький? Только мы идем с вами тихонечко, чтобы кошка нас не услышала.
(дети идут на мысочках)
Ой, кошка бежит! Прячьтесь! (дети садятся на корточки, закрывают ручками лицо).

Мышка:
спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я к вам обязательно еще приду в гости! Вы примете меня?

Психолог и мышка прощаются с детьми и уходят.

Занятие 15.

Задачи:
1. закрепление названий основных геометрических форм

2. формирование умения ориентировки на листе бумаги

3. закрепление понятий «над», «под».

Материал:
1. кукла зайчика

2. лист формата А4

3. красный квадрат, желтый прямоугольник, синий круг, два зеленых треугольника.

4. клей ПВА

5. рисунок кровати (см. рис. 5)

Рис.5

Ход занятия:

Психолог:
здравствуйте, ребята. К вам в гости пришел зайчик. Он очень хочет с вами поиграть. Возьмете его в игру??

Зайка:
Давайте поиграем с вами в прятки. Я буду прятаться, а вы меня искать?

Дети закрывают глазки, зайка прячется под стол. Дети должны сказать, что он под столом. Игра повторяется 4-5 раз. Зайка прячется в разные места, дети должны назвать, где он спрятался.

Зайка:
Вот мы с вами поиграли. Я очень устал и хочу спать? А где можно спать? Правильно, на кровати. Только вот моя кровать вся перемешалась. Поможете мне ее застелить?

Показываем детям картинку кровати. Рассказываем, что в самом низу у нас красный матрасик. Психолог наклеивает на лист бумаги квадрат. Вспоминаем, чем накрываемся. Говорим, что на кровать кладем одеяло. Соответственно на квадрат клеим прямоугольник. Далее клеим круг (подушка) и два треугольника (на пододеяльник).

Зайка:
спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли. Но мне уже пора домой, отдыхать. Еще раз спасибо.

Психолог и бабушка прощаются и уходят.

Занятие 16.

Задачи:
1. закрепление понятия о цветах

  1. развитие моторики
  2. развитие восприятия

Материал:
1. карандаши желтого, зеленого, синего и красного цвета

2. рисунок петушка нераскрашенного и раскрашенного,

3. карточки «Петушок» для каждого ребенка,

4. карандаши для каждого ребенка.

Ход занятия:

Психолог показывает детям картинку с нераскрашенным петушком.

Психолог:
Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам в гости пришел петушок. Только он очень расстроен. Он потерял свои краски. Мы поможем ему найти их?

Психолог достает карандаши четырех цветов.

Психолог:
Ребята, эти карандаши согласились нам помочь. Только сначала они хотят поиграть с нами в прятки. Вы закрываете глазки, один карандаш прячется. Потом вы должны отгадать, какой карандаш спрятался.

Игра проводится 4-5 раз. После этого достаем картинку с изображением раскрашенного петушка.

Петушок:
Спасибо вам, ребята!!! Вы мне очень помогли. А теперь давайте с вами поиграем.

Проводим пальчиковую гимнастику «Петушок».

Петя-Петя-петушок,

Красный чудо-гребешок.

Шелкова головушка,

Масляна бородушка.

(указательный палец опирается на большой, остальные пальцы подняты вверх)

Очень громко он поет,

когда солнышко встает!

(выпрямленными руками бьем по бокам – хлопаем крылышками)

Петушок:
Вот какие вы молодцы! Мне пора идти, но я оставлю вам подарок. Мой портрет. Только вам надо его раскрасить.

Раздаем детям портреты петушка и карандаши. Они раскрашивают картинку.

После вспоминаем, что мы делали на занятии, прощаемся с детьми.

Занятие 17.

Задачи:
1. познакомить детей со свойствами воды (теплая, холодная, прозрачная, чистая, грязная).

2. подвести к пониманию того, что без воды не может жить никто.

3. учить соотносить слова и движения.

Материал:
1. аквариум (из бумаги или из ткани – см. рис.6.)

2. рыбки (из бумаги или из ткани)

3. игрушка Капитошка

4. игрушка Солнышко.

5. банка с грязной водой

Ход занятия:

Психолог:
Ребята, сейчас я вам расскажу сказку про маленькую капельку. Интересно вам послушать?

Сказка «Про капельку».

Жила-была маленькая водяная капелька.
(достаем куклу Капитошки).
Где была капелька, там и была вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, цветам и деревьям расти. А нам с ними купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер
(дуем вместе с детьми)
и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут птицы, цветы, рыбки. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, отогреет капельку!

Приходит солнышко. Дети хлопают в ладоши, а солнышко танцует. После танца капелька отогревается.

Капелька:
Привет, ребята. Спасибо вам. Вы мне помогли – солнышко вовремя позвали. Давайте теперь с вами поиграем.

Показываем детям рыбок. Спрашиваем, могут ли рыбки жить без воды. А где они живут дома. Показываем банку с грязной водой. Спрашиваем, могут ли рыбки жить в такой воде. После достаем аквариум и прикрепляем рыбок к аквариуму.

Капелька:
вот теперь вы и рыбкам помогли. Они теперь будут вашими друзьями. А кому еще нужна вода?

Вспоминаем с детьми, что мы поливаем цветочки водой, что все звери и люди пьют воду. Делаем вывод, что вода нужна всем живым существам на планете. Обращаем внимание, что пить можно только чистую воду.

Капелька:
Какие вы молодцы!!! Как много всего знаете! Но мне пора уходить. Надо посмотреть, кому еще нужна моя помощь.

Капелька и психолог прощаются с детьми и уходит.

Занятие 18.

Задачи:
1. познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят»

2. развитие координации движений

Материал:
1. сказка «Волк и семеро козлят» (кукольный театр)

2. волшебная палочка

Ход занятия:

Психолог:
(взмах волшебной палочкой)
… вот мы и в сказке.

Психолог садится за стол, а дети собираются вокруг.

Психолог:
Вот какие молодцы!!! А теперь давайте поиграем. Научим козлят прятаться от волка.

Дети встают в круг, вместе с психологом танцуют. После фразы «волк идет» дети приседают на корточки, закрывают личико руками. Потом проверяем, ушел волк или нет: вытягиваем шейку и смотрим в разные стороны. Потом встаем и снова танцуем. Игра проводится 2-3 раза.

Психолог:

Занятие 19

Задачи:
1. развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы

2. развитие памяти

3. закладывание основ драматизации

Материал:
игрушка волка.

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте, ребята! Помните, я вам рассказывала сказку про семерых козлят. А давайте вместе с вами сейчас поиграем в одну игру.

Встаем с детьми в круг. Предлагаем им сымитировать: веселых козлят, маму козу, испуганных козлят, сердитого волка, грустную козу, веселых козлят и козу.

Проводим игру «Спрячься от волка». Психолог прячет игрушку волка за спиной, дети прыгают, веселятся (имитация козлят). Как только психолог достает игрушку и начинает рычать, дети должны спрятаться. Игра проводится 4-5 раз.

Психолог:
вот какие вы актеры хорошие! Все у вас получилось. А скажите мне, почему волк съел козлят?
(они открыли ему дверь)
А разве можно им дверь было открывать? Вот видите, что случается, когда детки не слушаются маму. А вы послушные? Молодцы! Мне уже пора идти, но я обязательно к вам еще приду.

Психолог прощается с детьми и уходит.

Занятие 20.

Задачи:
1. воспитывать бережное отношение ко всему живому

2. развивать координацию движений.

3. развивать умение работать сообща

4. развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

Материал:
1. кукла козленка и козы.

Ход занятия:

Психолог:
Ребята, здравствуйте! Мне очень нужна ваша помощь. Все дело в том, что один козленок потерялся. Его мама скоро придет и заберет его, но пока ему надо куда-то спрятаться от волка. Давайте построим ему домик?

Только мы идем с вами тихонечко, чтобы волк нас не услышал
(дети идут на мысочках)
Ой, волк идет! Прячьтесь! (дети садятся на корточки, закрывают ручками лицо).

Эта игра повторяется 3-5 раз. После этого приступаем к постройке дома. Помогаем детям, связываем постройки детей между собой.

Козленок:
спасибо, ребята! Вы мне очень помогли.

Раздается стук в дверь. Появляется игрушка козы.

Коза:
спасибо вам ребята, что спрятали моего козленка. Но нам уже пора идти к остальным козлятам. Увидимся!

Психолог, козленок и коза прощаются с детьми и уходят

Занятие 21.

Задачи:
1. развитие восприятия, воображения

3. развивать умение работать сообща.

4. развитие аккуратности.

Материал:
1. лист формата А4 с нарисованной вазой и стебельками

2. бумажные цветочки белого цвета (по количеству детей)

3. клей

4. краски

Ход занятия:

Психолог:
здравствуйте ребята! Знаете, недавно был праздник – праздник мам. Вы знаете, что это за праздник.

Рассказать детям, что в этот деть все поздравляют мам и бабушек. Спросить, кто поздравил своих мам, какие подарки сделали.

Показываем детям нарисованную вазу, спрашиваем, чего не хватает.

Психолог:
Ребята, а давайте теперь мы с вами сделаем самый красивый букет для наших мам?

Сначала раздаем детям цветочки и краску. Предлагаем им раскрасить цветы. Потом вместе наклеиваем цветы на стебельки.

Психолог:
Посмотрите, какой красивый букет у нас получился! А теперь нам надо навести порядок. Давайте с вами пойдем и помоем кисточки и ручки.

Дети с психологом идут в ванную комнату, убирают рабочее место. После психолог хвалит детей, прощается и уходит.

Занятие 22.

Задачи:
1. формирование доброго отношения к окружающему миру.

2. развитие конструктивных способностей

3. развитие мелкой моторики

Материал:
1. пластилин

2. природный материал

3. зеленый картон формата А4

4. игрушка ежика.

Ход занятия:

Психолог:
Ребята, сегодня к вам пришел гость из леса. Сможете отгадать, кто это? Под соснами под елками лежит мешок с иголками. Правильно! Это ежик.

Ежик:
Какие вы молодцы, какую трудную загадку отгадали! Ребята, а я к вам за помощью пришел. Скучно мне одному в лесу. Помогите мне друзей найти.

Психолог:
Ребята, а давайте мы ежику друзей сделаем.

Достаем пластилин. Вместе с детьми катаем шарики. Потом предлагаем детям сделать для ежика иголки (из природного материала).

Психолог:
вот, сколько ежиков у нас получилось! А где они у нас будут жить? Давайте мы их поселим на зеленую полянку. Там им будет хорошо и весело всем вместе. Ну как, ежик, помогли мы тебе?

Ежик:
Еще как помогли! Спасибо! Ну, побежали мы на полянку зеленую играть Пока-пока.

Психолог и ежик прощаются с детьми и уходят.

Занятие 23.

Задачи:
1. познакомить детей со сказкой «Маша и медведь»

2. развитие координации движений

3. формирование умения соотносить действия со словами.

Материал:
1. сказка «Маша и медведь» (настольный театр)

2. волшебная палочка

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку! Закрывайте глаза… раз, два, три…
(взмах волшебной палочкой)
… вот мы и в сказке.

Психолог садится за стол, а дети собираются вокруг.

Поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, пытаются подражать им.

Психолог:
Вот какие молодцы!!! А теперь давайте поиграем. Попробуем, как Маша спрятаться в коробе.

Дети встают в круг, вместе с психологом танцуют. После фразы «медведь идет» дети приседают на корточки, закрывают личико руками. Потом проверяем, ушел медведь или нет: вытягиваем шейку и смотрим в разные стороны. Потом встаем и снова танцуем. Игра проводится 2-3 раза.

Психолог:
вот какие вы молодцы. Но мне пора идти. До свидания.

Занятие 24.

Задачи:
1. развитие конструктивных способностей

2. развитие мелкой моторики руки

3. закрепление полученного ранее материала.

4. воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Материал:
1. пластилин

2. маленькая корзиночка

3. стека

4. кукла Машеньки

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте ребята! Помните, мы с вами на прошлом занятии слушали сказку про Машеньку. Помните, как Машенька обхитрила медведя? Она сегодня пришла к вам в гости.

Машенька:
Здравствуйте, ребята! Очень приятно всех видеть! А давайте вместе с вами сейчас испечем пирожки.

Раздаем детям пластилин. Пирожки лепим вместе с детьми (поэтапно). Показ психолога ведется параллельно с действиями детей. В процессе работы помогаем детям, поощряем их. После того, как все пирожки слепили, складываем их аккуратно в корзинку.

Машенька:
Спасибо вам ребята! Было очень здорово с вами поиграть! Можно эти пирожки я отнесу бабушке с дедушкой? Им будет очень приятно получить гостинец из сада. Спасибо вам ребята! Еще увидимся!!!

Психолог и Машенька прощаются с детьми и уходят.

Занятие 25.

Задачи:
1. развитие воображения

Материал:
1. лист формата А3 тонированный зеленым цветом

2. цветочки из белой бумаги

3. гуашь разных цветов

5. тряпочки

6. картинка с изображением весны

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте. А вы знаете, какое сейчас время года? Правильно – весна! А после весны, какое время года будет? Лето! Посмотрите на картинке какое время года нарисовано? А как вы догадались?
(рассматриваем картинку, обращаем внимание на признаки весны).

А давайте сейчас вместе с вами сделаем красивую картину. Вы сейчас сами станете волшебниками. Посмотрите, у нас есть зеленый луг. Как вы думаете, что не хватает на этом лугу? Правильно, цветочков! Давайте сейчас каждый попробует сделать свой волшебный цветочек.

Раздаем детям цветы из белой бумаги. Каждый ребенок раскрашивает его так, как захочет. Потом каждый цветок складываем пополам, чтобы краска перемешалась. Кладем цветочки сохнуть.

Психолог:
вот какие красивые цветочки у нас получились. А теперь давайте с вами поиграем немного.

Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок».

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

(разводим одновременно пальцы рук в разные стороны, одновременно поднимаем руки).

Солнышко садиться –

Цветочек спать ложиться.

(сводим пальцы вместе, опускаем руки, приседаем на корточки).

Психолог:
молодцы! Давайте похлопаем друг другу.

Психолог прощается и уходит.

Занятие 26.

Задачи:
1. развитие воображения

2. закрепления умений пользоваться кисточкой

3. развитие умения работать сообща

4. воспитание чувства прекрасного.

Материал:
1. луг с цветочками, сделанный на прошлом занятии

2. бабочки из белой бумаги

3. гуашь разных цветов

4. кисточки (по количеству детей)

5. тряпочки

Ход занятия:

Психолог:
Здравствуйте. Помните, мы с вами на прошлом занятии делали волшебный луг. Посмотрите, как красиво у нас получилось! Но все равно что-то еще не хватает. Как вы думаете, чего? Волшебных бабочек! Давайте теперь каждый попробует сделать волшебную бабочку. Ведь теперь вы волшебники.

Раздаем детям бабочек из белой бумаги. Каждый ребенок раскрашивает ее так, как захочет. Потом каждую бабочку складываем пополам, чтобы краска перемешалась (аналогично цветам). Кладем сохнуть.

Психолог:
вот какие красивые бабочки у нас получились. А теперь давайте с вами поиграем немного. Превратимся в бабочек! Сначала полетаем.… А потом на цветочек сядем, отдохнем. А теперь опять полетели! Пора отдохнуть.

Молодцы! Давайте похлопаем друг другу.

Психолог прощается и уходит.

Примечание: на следующий день приходим и приклеиваем цветочки на луг.

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27

общеразвивающего вида д. Павлищево

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«БЕЗОПАСНОСТЬ В НАШЕЙ ГРУППЕ»

2013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНОСТЬ В НАШЕЙ ГРУППЕ»

Раздел программы Познавательная деятельность
Тема Воспитание основ здорового образа жизни у малышей
Тематическое поле
Название проекта «Медвежонок в гостях у детей»
Актуальность проекта Дети в недостаточной степени имеют представление об окружающем мире опасных предметов в группе детского сада. Дети не владеют навыком, убирания за собой игрушек на место.
Тематическое поле Работа над закреплением и упрочением знаний детей и познавательных умений.
Тип проекта Краткосрочный
Продолжительность проекта 10-15 минут
Виды детской деятельности Игровая, коммуникативная, познавательная
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира),

«Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическое развитие»

Цель деятельности педагога Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Формировать начальные основы безопасности жизнедеятельности дошкольника в группе детского сада.
Декорации, реквизит Обстановка групповой комнаты, на ковре разбросаны игрушки; ножницы, розетка, игрушка Мишка, атрибуты

игры

Задачи
  • Обобщать знания детей о правилах поведения в группе детского сада.
  • Познакомить и показать детям опасные предметы, находящиеся в группе детского сада, рассказать, как с ними надо обращаться.
  • Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к игрушкам, и желание всегда за собой убирать игрушки на место.
Мероприятия Формы работы с детьми

Игровая деятельность.

Подвижные игры
:
«У медведя во бору», «Медведь и дети», «Медведь и добрые зайчата».

Речь и речевое общение.

Дидактические игры
лото «Маша и Медведь»,

«Парные картинки».

Познавательное развитие.

Рассматривание иллюстраций, картинок опасных предметов.

Беседа: «Я знаю что можно, и что

нельзя!».

Эстетическое развитие.

Художественная литература.

Загадки о медведе.

Чтение, знакомство с произведениями о медведе.

Русская народная сказка «Три медведя»

О. Иванова «Мишка косолапый»

Предварительная работа над проектом Рассматривание картинок опасных предметов.

Беседа: «Я знаю что можно, и что нельзя!».

Чтение, знакомство с произведениями о медведе:

Русская народная сказка «Три медведя»,

О. Иванова «Мишка косолапый».

Подвижные игры
:
«У медведя во бору», «Медведь и добрые зайчата»

Дидактические игры
:
лото «Маша и Медведь»

Ход проекта:

Воспитатель:
— Ой, ребята, кто это там рычит за дверью? (ответы детей).

Правильно, Мишка. Он, наверное, пришел к нам в гости. Пойду посмотрю. (Воспитатель вносит медведя).

Здравствуй, Мишка, проходи! Ребята, пригласите Мишку. (Дети здороваются с медведем и приглашают его пройти). Ребята, потрогайте Мишку и скажите, какой он? Обследовательские действия детей: Мишка большой, мягкий, пушистый. (Загадка):

Он коричневый, лохматый.

Угадайте-ка, ребята,

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?

Медвежонок!!!

Мишутка в первый раз в детском саду, и поэтому хочет, чтоб ему показали, как вести себя в группе, что можно и что нельзя. Давайте расскажем и покажем?

(Помощник воспитателя помогает организовать выполнение утренний зарядки)

Утром мы делаем зарядку!

Построение в круг. Ходьба на месте. Мы шагаем друг за другом,

лесом и зеленым лугом.

Ходьба на носках, руки в стороны. Крылья пестрые мелькают.

Махи руками вверх и вниз. В поле бабочки летают.

1.2.3.4 полетели, закружили.

Ходьба, высоко поднимая колени. А теперь пройдем немного,

Поднимая выше ноги.

Ходьба, поднимая прямые ноги, как солдаты на параде.

не сгибая их в коленях. Мы шагаем ряд за рядом.

Пойдём Мишутка, мы познакомим тебя с нашей группой!

Воспитатель с Мишуткой идут по группе, по дороге, Мишутка «хочет» взобраться на подоконник.

Воспитатель:
Нельзя залезать на подоконник, а то упадешь!

Мишутка:
На окно не залезаю:

Я не птица, не летаю.

Упаду — не полечу,

Шишку на лоб получу!

Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, правильно говорит медвежонок?

(Помощник воспитателя помогает организовывать)

Физкультминутка

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает – в корзиночку кладет,

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ. (Повторить 2 раза.)

Воспитатель подходит к электрической розетке, Мишутка «пытается» сунуть в нее лапу.

Воспитатель:
Запомни милый мальчик,

Не суй в розетку пальчик!

Там живет его Величество-

Колючее, злое электричество!

Воспитатель: А
вы, ребята, будете трогать розетку? Кто живёт в розетке?

Воспитатель подходит к ковру, на котором разбросаны игрушки.

Воспитатель:
Милый мой Мишутка,

Убери игрушку,

Об неё споткнешься-

Слёз не оберешься!

Воспитатель:
Не хочет Мишутка убирать игрушки, пошел по ковру и
споткнулся, упал и ушибся. Давайте поможем ему убрать игрушки на место. А ты, Мишутка запомни: игрушки всегда нужно убирать на место.

Пальчиковая игра:
«Игрушки»

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно загибаем пальцы на обеих руках одновременно)

Есть у нас игрушка:

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо-книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять!

(разводим руки в стороны)

Воспитатель с медведем подходит к столу, берет ножницы, показывает, какие они острые.

Мишутка:
Ножницы стригут отлично,

Но и колются прилично.

Не играйте ножницами

С острыми концами!

Дидактическая игра:
«Парные картинки»

Воспитатель:
Как вы думаете, прав медвежонок? Ребята, скоро Надежда Викторовна (помощник воспитателя) принесет горячий обед и будет разливать суп по тарелкам. Расскажите медвежонку, где он должен находиться в это время, чтоб не обжечься?

Мишутка:
Играй смирно на ковре:

Суп горячий на столе.

Воспитатель:
А теперь давайте поиграем вместе с Мишуткой.

Подвижная игра:
«Медведь и дети» (физминутка):

Мишка по лесу гулял,

И детишек он искал.

Долго-долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Стали деточки плясать,

Стали ножками стучать:

Миша, Мишенька, вставай,

И ребяток догоняй!

(Дети убегают от медведя, он их догоняет).

Воспитатель:
Тише, дети, тише,

В группе не кричат,

От такого крика

Ушки заболят!

Воспитатель:
Правильно, в группе нужно вести себя спокойно, не кричать и не шуметь!

Рефлексия:

Ребятки, а теперь давайте напомним Мишутке, что можно делать в группе и чего делать нельзя!

1. Нельзя залезать на подоконник! 2. Нельзя сувать в розетку пальчики! 3.Можно всегда убирать за собой игрушки. 4. Нельзя играться с ножницами. 5. Можно в группе детского сада вести себя спокойно, не кричать и не шуметь, не бегать!

Вы сегодня очень хорошо занимались! Мне понравилось, как вы рассказывали и показывали Мишутке столько всего интересного и полезного. Мишутке очень понравилось у нас в группе!

 

Среди педагогов детского сада бытует мнение, что самый сложный этап обучения, развития и воспитания дошкольников — это ясельная (дети 1,5–2 лет) и первая младшая (2–3 года) группы. Эта точка зрения не лишена оснований, ведь образовательная деятельность с малышами такого возраста вплетается в режимные моменты, что, в свою очередь, делает её непрерывной в течение дня: один вид деятельности трансформируется в другой. Поэтому занятия с детьми раннего возраста носят название общеобразовательных.

Суть понятия

Общеобразовательное занятие в детском саду — это непосредственно образовательная деятельность (НОД), которая строится на основе комбинации разных учебно-воспитательных направлений, подчинённых раскрытию одной темы.
К примеру, в ясельной группе в рамках воспитания культурно-гигиенических навыков (КГН) дети осваивают навык мытья рук и умывания. В процессе этой работы они учат потешку «Водичка-водичка», то есть реализуют задачу из области развития речи, а также узнают о свойстве воды очищать, делать чистым всё вокруг, и таким образом, расширяют область познания. При этом одно направление всё же является основным: в нашем случае это воспитание КГН.

Это интересно. В методической литературе общеобразовательные занятия ещё называют комплексными, что связано с использованием именно этого термина в образовательной программе «От рождения до школы», по которой работает большинство детских садов в стране.

Занятия в ясельной и первой младшей группах строятся на комбинациях целей и задач разных направлений познания, развития и воспитания

Цели и задачи общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах

Миссия проведения общеобразовательных занятий опирается на триединую цель всего образовательного процесса: обучающую, развивающую и воспитательную. При этом аспекты каждой практически идентичны для работы с детьми и 1,5–2 лет, и 2–3 лет. Незначительные отличия будут касаться задач, которые обеспечивают реализацию поставленных целей, точнее, глубины их освоения.
Итак, целями общеобразовательных занятий для детей раннего и младшего дошкольного возраста является:

  • дать малышам представления о предметах ближайшего окружения, параллельно обогащать словарный запас (для обеих групп это в большей степени пассивный словарь) – обучающий вектор целей;
  • стимулировать развитие речевой функции, в том числе с помощью тренировки мелкой моторики — развивающее направление;
  • воспитывать КГН, эмоционально положительное отношение к миру вокруг — воспитательный элемент.

Таблица: задачи общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах

Ясельная группа Первая младшая группа
Знакомство с объектом по определяющему признаку. Например, вода нужна, чтобы пить и мыться. Расширение информативного поля объекта: вода необходима всему живому, без неё жизнь невозможна.
Осмысление мира вокруг через взаимодействие с ним. Дети рассматривают кубики, гладят их, то есть подключают сенсорные каналы восприятия. Изучение предметов происходит комплексно: малыши играют с кубиками, подключая другие игрушки, например, ставят на них машинки.
Накопление знаний. Так, дети узнают, что есть четыре времени года, умеют называть то, что сейчас. Систематизация имеющихся знаний. Ребята узнают, что у каждого сезона есть определяющие признаки (зима — снег, осень — дождь, весна — зелёные листья, цветочки, лето — яркое солнце, жара).
Пробуждение фантазии. Например, дети знакомятся с акварельными красками, выполняют простые манипуляции с ними: делают отпечатки на бумаге пальчиками, а педагог помогает воспитанникам увидеть образ рисунка (одуванчик, солнышко). Направление творческой энергии в нужное русло. Дети раскрашивают простые шаблоны с крупными участками для заполнения цветом.
Воспитание КНГ (умения мыть руки, умываться, вытираться полотенцем, пользоваться горшком, просить о помощи), а также создание положительного образа коллектива сверстников (малыши привыкают взаимодействовать в коллективе, даже несмотря на то, что ведущий вид деятельности — игра — пока происходит рядом, а не вместе, как это будет, начиная со второй младшей или средней группы.

В любом виде деятельности дети раннего и младшего школьного возраста учатся работать параллельно друг с другом

Виды образовательной деятельности

Вне зависимости от возраста детей в детском саду практикуется пять видов образовательной деятельности:

  • развитие познавательной сферы (в раннем возрасте через знакомство с названиями окружающих малышей предметов);
  • речевое развитие (дети 1,5–2 лет должны произносить слоги, имитирующие звуки, которые издают животные, использовать слоги для обозначения предметов и явлений вокруг, в пассивном словаре содержать около 200–300 слов; в 2–3 года пассивный словарь малышей должен пополниться примерно 1200 словами, должна развиться способность характеризовать предмет по цвету, размеру, форме, качеству — плохой или хороший);
  • социально-коммуникативное (маленькие воспитанники учатся делиться игрушками, в первой младшей группе предпринимаются попытки организовать игры вместе, а не рядом, например, сюжетно-ролевые игры «Семья», «В машине»);
  • физическое (малыши узнают своё тело, пытаются им управлять);
  • художественно-творческое (дети знакомятся с материалами для творчества, учатся ими пользоваться).

Если говорить о приоритетном виде активности, то и в яслях, и в первой младшей группе это познание и речь.

Дополнительные методики на занятиях в яслях и первой младшей группе

Самым продуктивным способом включить или переключить внимание воспитанника раннего возраста является привлечение «движущейся картинки», то есть мультфильмов, видеороликов. Кроме информационных компьютерных технологий, в детском саду в работе с воспитанниками раннего возраста практикуются такие методики:

  • артикуляционная гимнастика с 2 лет в форме разучивания чистоговорок для освоения детьми звукового строя языка (например, «Уп-уп-уп, мама варит суп»);
  • игры с бобовыми, обычно с фасолью (например, в ясельной группе это игра «Найди игрушку», в которой малыши достают из ёмкости с фасолью игрушки, а в первой младшей «Золушка» — малыши раскладывают красную и белую фасоль по отдельным тарелочкам);
  • элементы методики су-джок (дети катают между ладошками «колючий» шарик, разрабатывая мелкую моторику и стимулируя акупунктурные точки);Малыши любят упражнения с массажными мячиками
  • игры с бутылочками с растительным маслом и пищевыми красителями, развивающие наблюдательность, навык различать цвета (малыши 1,5–2 лет могут наблюдать за перекатыванием шариков с маслом в ёмкости, а в 2–3 года называть цвета);
  • забавы со шнурками (в основном эта методика используется в ясельной группе — дети перекручивают, скручивают, связывают шнурки, тренируя мелкую моторику);
  • игры с бусами (в первой младшей группе это может быть нанизывание бусин определённого цвета на нитку, к слову, во второй младшей и средней группах задание усложнится тем, что нанизывать бусины нужно будет в определённом порядке);
  • сказки с пантомимой (дети слушают сказку, педагог показывает движения персонажей, например, «Репки», дети повторяют, а затем сами выполняют движения под текст);
  • игры с бизибордом, также развивающие мелкую моторику (самодельные или фабричные доски с замочками, кнопками и другими деталями, дающими представление об устройстве окружающего мира).

Играм – развлечениям в первой младшей группе уделяется наиболее серьезное внимание. Необходимо проводить их ежедневно, разделяя детей на подгруппы или индивидуально. Данные рекомендации основаны на современных психологических и педагогических исследованиях. Это способствует гармоничному развитию ребенка, развивает мускулатуру рук и пальцев, мелкую моторику рук ребенка, развивает подражательные движения, активизирует речь детей, поддерживает у малышей бодрое и радостное настроение, расширяет их кругозор, учит действовать по речевому сигналу.

Игр очень много. Такие как «Коза — рогатая», «По узенькой дорожке», «Прятки», «Догонялки» достаточно широко известны. Ниже, как мне кажется, приведены менее известные игры.

«Пальчики»

Цель
: В веселой игре развивать мелкую моторику.

Ход занятия:
Занятие проводится с группой детей (6-8 человек). Воспитатель, следуя тексту «потешки» движением своих пальцев показывает, как пальчики пошли в сад, побуждает малыша к подражанию.

Текст «потешки»:

Этот толстый и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу,

Средний палец, самый меткий — он срывает сливу с ветки,

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик в землю косточку бросает.

«Заводной цыпленок»

Цель
: Повысить эмоциональный тонус детей.

Ход занятия:
Воспитатель собирает детей вокруг себя, и говорит, что сейчас им что-то покажет. Заводит и пускает заводного цыпленка.

Зерна курочка клюет — (Обе ладони вместе, отклоняются от себя)

И цыплятки тут как тут — (Обе руки поочередно «клюют» всеми пальцами, собранными вместе)

В воду уточка нырнет — (Рука, соединенные указательными пальцами «ныряют» от себя)

А цыплятки не нырнут — (Большой палец держит средний, безымянный и мизинец, указательный выпрямлен. Рука покачивается из стороны в сторону – грозим пальчиком)

Или используется детская песенка:

Цып-цып мои цыплятки,

цып-цып мои ребятки,

вы пушистые комочки,-

мои будущие квочки)

– это веселит и радует детей, поднимает эмоциональное настроение.

«Вышли пальчики гулять»

Цель
: В веселой игре активизировать движения пальцев рук

Ход занятия
: Воспитатель усаживает перед собой группу детей(4-6 человек).

Текст «потешки»:

Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем руку в кулак, затем по одному пальцу отгибаем)

Вышли пальчики гулять (крутим руку вокруг своей оси)

Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем по одному пальцы в кулак)

В домик спрятались опять (соединяем два кулака вместе, изображая «домик»).

«
Паровоз»

Дети очень любят эту игру, на группы делить детей не нужно. Играют обычно все активно.

Цель
: вовлечь в игру малоподвижных детей, вызвать эмоциональный подъем, создать радостное настроение, учить играть вместе, весело и дружно, активизировать речь детей.

Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям поиграть и начинает:

«Чух-чух, чух-чух-мчится поезд во весь дух» (руками показывает движение колес поезда).

Дети держатся за воспитателя и за пояс друг друга, образуя «поезд». Воспитатель останавливается:

«Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?»

Дети: «Мишку».

Хором рассказываем стихотворение «Мишка косолапый по лесу идет…». Дети имитируют движения согласно тексту.

Повторяем игру, имитируя любые любимые стихи.

Например:

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, он ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

вот так, вот так, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять. Надо Зайке поплясать,

вот так, вот так, надо Зайке поплясать»

Игры — развлечения необходимы для развития детей, они создают эмоциональный подъем и живой интерес к игре. Готовясь к очередному занятию с детьми, я прочитала притчу, которая, на мой взгляд, очень хорошо отвечает на вопрос — «Зачем мы используем игры в работе с детьми первой младшей группы?»: я пытался достичь сердца ребенка словами, они часто проходили мимо него неуслышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» — воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».

АВТОР: МАРТЫНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК», Г. МАРИИНСК

«Овощи»

Возраст: 2 – 3 года

Форма организации: подгруппа

Тема: «Овощи»

Цель: познакомить детей с овощами, уточнить их название, цвет, форму; учить правильно передавать форму морковки при лепке

Задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

1. Развивать слуховое внимание;

2. Развивать умения отвечать на вопросы воспитатель;

3. Продолжать обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет, величину, форму предметов.

Образовательная область «Познание»

1. Закреплять умения детей различать овощи по внешнему виду;

2. Развивать внимание, интерес, мышление;

3. Воспитывать умение слушать внимательно и узнавать знакомые предметы.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1. Вызвать у детей интерес к лепке;

2. Совершенствовать умения в лепке;

3. Учить аккуратно пользоваться материалом;

4. Учить обращать внимание детей на характер предметов.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Совершенствовать двигательную активность;

2. Сохранять правильную осанку.

Образовательная область «Социализация»

1. Формировать умения и желания активно участвовать в ходе занятия.

Дидактический наглядный материал: муляжи овощей для показа.

Предварительная работа: разучивание стихотворения про зайку, чтение стихотворений про овощи, рассматривание иллюстраций овощей, сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей».

Оборудование: игрушка заяц, корзинка с муляжом морковки, разнообразные овощи для игры, красный пластилин, доска, влажные салфетки, порезанные кусочки морковки на блюдце.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель подзывает детей к себе

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости должен прийти зайка. Давайте позовем его: «Зайка, зайка» (появляется мягкая игрушка – зайчик).

Дети: Зайка, зайка.

Воспитатель: Зайка боится к нам подходить. Позовем его ласково. Вот так: «Зайка, иди к нам»

Дети: Зайка, иди к нам.

(Дети движением руки манят зайчика к себе, стараются произнести слова с ласковой интонацией в голосе. Зайка приближается и кланяется)

Воспитатель: Зайка тоже с вами поздоровался. (Здравствуйте, дети). Ребята, а вы знаете какой – нибудь стишок про зайчика?

Дети: Знаем.

Воспитатель: Ну тогда давайте расскажем стихотворение зайке.

Стихотворение:

Скачет между травками быстроногий зайчик.

Смял своими лапками белый одуванчик.

Полетели высоко белые снежинки.

Скачет зайчик далеко по лесной тропинке.

2. Основная часть

Воспитатель: Молодцы, хороший стишок рассказали! Ребята, посмотрите, зайчик пришел к нам в гости с корзинкой. Вам интересно, что лежит у зайки в корзинке.

Дети: Да.

Воспитатель: мне тоже очень интересно? Давайте посмотрим, что же лежит в корзинке. Посмотрим?

Дети: Да, посмотрим.

Воспитатель: ребята, посмотрите, что же я достала. Что это?

Дети: огурец.

Воспитатель: верно, это огурец, а какой он формы?

Дети: овальной

Воспитатель: правильно, а какого цвета?

Дети: зеленого.

Воспитатель: молодцы, узнали огуречик. А сейчас я достану другой овощ. Что это?

Дети: это помидор

Воспитатель: правильно, а какой помидор цвета?

Дети: красного

Воспитатель: а какой он формы?

Дети: круглой

Воспитатель: верно, а какай по величине?

Дети: большой

Воспитатель: умницы, ребята. Узнали помидор. А сейчас я достану еще. Смотрите, что это?

Дети: это какуста

Воспитатель: правильно, капуста. Дети, а какой она формы?

Дети: она круглая

Воспитатель: а какого цвета?

Дети: зеленая

Воспитатель: а по величине капуста какая?

Дети: большая.

Воспитатель: и капусту узнали. Молодцы! Остался последний овощ. Что это?

Дети: это морковка

Воспитатель: да, это морковка. Какого она цвета?

Дети: красная

Воспитатель: а какой формы?

Дети: овальная с заостренным кончиком

Воспитатель:верно. Какие вы у меня умные дети! Все отгадали. Вы, наверное, услали?

Дети: да

Воспитатель: тогда давайте с вами проведем немного отдохнем, проведем физкультминутку.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Воспитатель: молодцы, ребята, все движения выполнили правильно, а сейчас давайте продолжим с вами занятие. Ребята, посмотрите внимательно на огуречик, помидор, морковку и капусту. Каким общим словом мы можем их назвать, подумайте.

Дети: это овощи

Воспитатель: верно. Кто – нибудь из вас ел что – то из этих овощей, которые лежат перед вами? (ответы детей). Ребята, а как вы думаете, какой овощ любит больше всего наш зайка?

Дети: морковку

Воспитатель: да, это морковка. А вы любите есть морковку?

Дети: Любим.

Воспитатель: Это хорошо. Морковь есть надо, потому что она очень полезная. Ребята, а кто из вас знает какая морковка на вкус? Скажите мне.

Дети: она твердая и хрустящая.

Воспитатель: правильно, поэтому ее и любит кушать зайчик, т. к у него крепкие зубы.

Воспитатель: ребята, а хотите поиграть вместе с зайчиком?

Дети: очень хотим!

Воспитатель: ну тогда мы сейчас с вами будем играть в игру «Собери овощи». Но для этого мы должны отправиться туда, где растут овощи. Ребята, скажите, где растут овощи?

Дети: в огороде.

Воспитатель: верно, в огороде. Берите корзинки и по моей команде, пока играет музыка, не зевайте и урожай собирайте!

Дети бегают и собирают овощи, воспитатель останавливает музыку, и дети прекращают собирать урожай.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много овощей собрали. А теперь сядем на свои места. Ребята, наш зайка что – то загрустил. Давайте спросим что у него произошло. Он говорит нам, что в лесу у него есть маленькие зайчата, и что они голодные и хотят есть. Но у нашего зайки совсем нет овощей. Дети, давайте вспомним, какой овощ больше всего любит есть зайка.

Дети: морковку

Воспитатель: правильно, это морковка. Поэтому я хочу вам предложить слепить много морковок для маленьких зайчат. Будем с вами лепить?

Дети: да, давайте лепить

Воспитатель: тогда садитесь на свои места и начнем лепить. Ребята, посмотрите на пластин и скажите, какого цвета будет наша морковка?

Дети: красная.

Воспитатель: верно, а какой формы?

Дети: овальной с заостренным носиком.

Воспитатель: молодцы, все правильно ответили, а теперь давайте приступим к лепке моркови. Смотрите внимательно, я беру кусочек пластилина и начинаю его раскатывать, положив на дощечку. Затем, из получившегося овала, начинаю вытягивать носик. Вот и готова морковка. А сейчас вы сами слепите морковку для нашего зайчика (воспитатель во время работы помогает детям) .

3. Заключительная часть

Воспитатель: ребята, какие вы молодцы! Какие у вас красивые морковки получились, и как много их. Теперь нашему зайке хватит морковки, чтобы накормить маленьких зайчат. Давайте сложим получившиеся морковки зайке в корзинку, чтобы он поскорее отнес их деткам: «Держи зайка». Дети, зайка благодарит вас за помощь и хочет угостить морковкой (воспитатель достает из корзинки порезанную морковку и угощает детей). Ребята, вам понравился зайкин подарок?

Дети: да.

Воспитатель: давайте, скажем ему спасибо.

Дети: спасибо, зайка.

Воспитатель: ребята, зайке пришло время прощаться с нами, потому что в лесу его ждут зайчата. Он тоже говорит вам до свидания и обещает к вам прийти.

Дети: до свидания зайка, приходи еще к нам в гости.

Под музыку зайка уходит, а дети продолжают есть морковку
.