Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Конспект открытого логопедического занятия «Весна» в подготовительной группе. Логопедическое занятие «Весна» план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему Конспект логопедического занятия весна старшая группа

Наумова И.А.
учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77

Цель: закрепить представления о весне; учить устанавливать последовательность весенних явлений; развивать умение подбирать слова-признаки к заданным словам; подбирать слова, обозначающие предметы; упражнять в звуковом анализе слова; пересказывать рассказ по заданному образцу; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картинки с изображением примет весны; конверты с синими, зелёными и красными квадратиками для звукового анализа слов.

Предварительная работа: беседа о весне, рассматривание картин с изображением ранней и поздней весны, чтение стихотворений: Ф. И. Тютчев «Весна», С.Я. Маршак «Весенняя песенка», С.А. Есенин «Черёмуха», А.Н. Плещеев «Весна».

1.Логопед: Стало солнце пригревать,

Стали птицы прилетать,

Лёд и снег – всё тает.

Когда это бывает?

Дети: Весной!

Логопед: Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.

Когда наступает весна? (После зимы). Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май). Какие вы знаете приметы весны? (Пригревает солнышко, тает снег, набухают почки на деревьях, начинается ледоход, появляются первые подснежники, прилетают перелётные птицы). Как вы думаете какая примета самая важная? (Пригревает солнышко).

2. Логопед: А вы знаете, ребята, что весна бывает ранняя и поздняя. Сейчас, я буду вам показывать картинки с приметами весны, а вы будете отвечать, когда это бывает? (Вешает картинки на доску).

Тает снег — … (ранней весной).

Порхают бабочки — … (поздней весной).

Цветёт яблоня — … (поздней весной).

На реке ледоход — … (ранней весной).

Первая гроза — … (поздней весной).

Распускается подснежник — … (ранней весной).

Распустились листья на деревьях — … (поздней весной).

Тают сосульки — … (ранней весной).

Набухли почки — … (ранней весной).

Щебечут ласточки — … (поздней весной).

Прилетают грачи — … (ранней весной).

Зацвела сирень — … (поздней весной).

3. Логопед: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Назови что это».

Светит, греет… (солнце).

Тает, темнеет… (снег).

Бегут, журчат, звенят… (ручьи).

Капают, тают… (сосульки).

Пробиваются, распускаются… (подснежники).

Набухают, лопаются… (почки).

Распускаются, зеленеют… (листочки).

Чирикают, прыгают… (воробьи).

Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).

Физ. Минутка.

Голубые, синие

Небо и ручьи.

(руки через стороны вверх)

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

(приседания)

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

(прыжки на месте)

Первые проталинки,

Первая трава.

(хлопки в ладоши).

Логопед: А теперь, давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ВЕСНА.

Сколько букв в этом слове? (Пять). Сколько в нем звуков? (Шесть). Почему? (Потому, что звук [Е] состоит из двух звуков [Й] [Э]). Сколько согласных звуков? (Три). Назовите согласные мягкие звуки. ([В»]) Какие согласные твёрдые звуки в этом слове? ([С], [Н]) Сколько гласных? (Два- [Е] [А]). Выложите с помощью зеленых, синих и красных квадратиков звуковой анализ этого слова. (Самостоятельная работа детей).

Логопед: А теперь, давайте вместе придумаем рассказ о весне. Наступила … (весна). Стало пригревать …(солнышко). Снег начал …(таять). На проталинах появились первые …(подснежники). На деревьях набухли …(почки). Скоро вернутся в родные края перелётные … (птицы).

Дети повторяют рассказ.

Цель:
формирование навыка использования в
речи однородных определений.

1. Закреплять знания детей о признаках весны.

2. Учить согласовывать в речи имя
существительное и имя прилагательное.

3. Расширять и активизировать словарь
слов-признаков.

4. Формировать глубокий вдох и длительный
плавный выдох.

Оборудование: иллюстрации, пенопласт,
стаканы с водой, соломинки, цветочки, конфеты,
маленькие пробники с духами, аудиозапись пения
птиц.

Ход занятия

Орг. момент. Сообщение темы: “Весна. Признаки
весны”.

Назовите, какое сегодня число, день недели,
месяц?

Назовите, какое сейчас время года?

Назовите по порядку весенние месяцы?

Какой месяц был предыдущий, какой будет
следующий месяц?

Хорошо, молодцы. А теперь попробуйте отгадать
мои загадки.

Сошли снега, шумит вода,
Все оживает.
Когда это бывает?

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла…

Тает снежок. Цветет лужок.
День прибывает. Когда это бывает?

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

Дыхательная гимнастика.

Скоро наступит весенний праздник. Вспомните,
это какой праздник? Правильно, 8 Марта. А что
принято дарить на праздник мамам? Цветы. Давайте
возьмем цветы, которые лежат у вас на партах и
понюхаем их. (Дифференциация носового и ротового
дыхания) – вдох через нос, выдох через рот (3-4
раза). “Ах, какие ароматные цветочки!”.

Конфеты. Глубокий вдох через нос и выдох через
нос. Произнести “Ах, какие вкусные конфеты!”.

Духи. Глубокий вдох через нос и выдох через рот.
“Ах, какой аромат!”

Ребята, мы сегодня говорим о весне. Все мы рады
приходу весны, ждали ее с нетерпением.

Раньше люди звали весну в гости и говорили:
“Весна-красна! В гости просим! Приди скорей!
Принеси теплое солнышко
, певчих птичек
,
зеленой травки
, ярких цветов
! (Дети
добавляют слова-предметы).

Ребята, мы знаем признаки, приметы весны.
Давайте придумаем предложения о приметах,
признаках весны, да не простые, а очень длинные, с
множеством слов-признаков. Для этого нам
понадобятся картинки.

Наступили … (теплые, солнечные, светлые,
весенние) деньки.

На лужайке появилась … (первая, зеленая, свежая)
травка.

Птички запели … (звонкие, радостные, веселые)
песенки.

На полянке зацвели … (желтые, душистые, яркие)
одуванчики.

Солнышко светит … (теплое, яркое, ласковое).

Мы много поработали, теперь отдохнем.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики,
начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают
кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена, листья каштана,
Листья дуба соберем (загибают пальчики, начиная с
большого)
Букет маме отнесем (шагают пальчики по столу)

Ну что отдохнули? Давайте выполним упражнение
на развитие силы выдыхаемой струи воздуха.
Сначала тихо подуем, затем сильнее.

1. Подуем на воду с пенопластом. (Лед на реке
растаял)

2. Подуть на карандаш на столе. (Полились ручьи)

4. Подуть в воду через соломинку. (Бурная река
весной)

Хорошо. А теперь поработают наши ушки.

Развитие фонематического восприятия.
Слушаем и отгадываем звуки. Аудиозапись с пением
птиц, журчанием ручья, шум колокольчика, звук
шмеля, кваканье лягушек.

Игра с мячом “Почему?”

Почему весной тает снег?

Почему весной мы сняли шубу и варежки?

Почему весной бегут ручьи?

Почему весной сосульки капают?

Почему весной прилетают птицы?

Почему весной на деревьях набухают почки?

Почему весной птицы вьют гнезда?

Формирование пространственных представлений. Индивидуальная
работа – лабиринт. Надо найти путь к поляне с
цветами. У каждого ребенка листок бумаги с
лабиринтом.

Итог занятия. Молодцы! Мы сегодня о каком
времени года говорили? Правильно, о весне. Вы все
активно работали! И заслужили съесть конфету,
которая лежит у вас на парте.

Логопедическое занятие. Тема «Весна»

Подготовительная к школе группа.

Цель

. Развитие речи.

Коррекционно – образовательные задачи.

Уточнение и закрепление представле­ний о весне и ее приметах. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна», совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Автоматизация правильного произношения звуков [Н] и [Н,], закрепление звука и буквы [Н], дифференциация звуков [Н] и [Н,] в слогах, словах.

Коррекционно развивающие задачи.

Формирование фонематического слуха. Развитие фонематического вос­приятия. Развитие связной речи, мышления, памяти, навыков звукового анализа, чувства ритма, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации речи с движением. Совершенствование навы­ка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактиль­ной чувствительности.

Коррекционно- воспитательные задачи

. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование

: мяч, картины с признаками весны, разнообразные картинки на тему: «весна», тазик, наполненный пластмассовыми шариками, картинки связанные с вес­ной на каждого ребенка по одной: солнышко, сосулька, подснежник, грач, ручей. скворечник магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», предметные картинки со звуками [Н] и [Н
,
] в названиях предметов

Предварительная работа:

Прогулка в парк, наблюдение за ве­сенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Раз­учивание упражнения «Клен». Слушание и обсуждение с музы­кальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с вос­питателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март».

Ход занятия

1. Организационный момент


. Со­здание эмоционально положительного фона.

В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник»

Логопед выключает маг­нитофон и читает стихотворение.

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идет.

Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!
Н. Нищева



2. Д.И. «Однокоренные слова»

Логопед:

Давайте, образуем слова одной семьи от слова
капать.



Логопед. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (Капли)

Логопед. Что начинается на припеке с крыш ранней вес­ной? (Капель.)

Логопед. Как можно назвать маленькую каплю? (Капелька)

Логопед. Если капли капают, какие они? (Капающие)

Логопед. Давайте повторим все слова одной семьи, начи­ная со слова капать.

Дети:
Капать, капля, капель, капелька, капающие.

3. Артикуляционная гимнастика общая.

«Футбол»


(развитие направленной воздушной струи).

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

«Грибок»


(вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —

Гриб мне надо удержать.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

«Лошадка»


(укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно

Ритм копыта отбивают,.

Язычок им помогает.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна,
работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

4. Игра с мячом «Приметы весны».

(Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках)

Логопед приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Отвечаем полными предложениями.

Солнце светит ярко и пригревает.

Бросает мяч стоящему 1- ому ребенку (ответ) На солнце снег начал таять.

Бросает мяч 2-ому ребенку. (ответ) Появились первые проталинки вокруг дере­вьев.

Бросает мяч 3-ему ребенку. (ответ) На проталинках зазеленела травка.

Бросает мяч 4-ому ребенку. (ответ) Побежали веселые ручейки.

Бросает мяч 5- ому ребенку. (ответ) Ночи стали короче, а дни.

Бросает мяч 6- ому ребенку. (ответ) На деревьях набухли почки.

5.

Упражнение «Раздели на слоги».


Логопед убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный пластмассовыми шариками

Логопед.

Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите картинки связанные с вес­ной.

Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одной картинке.

Логопед.

Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.

1-й ребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.

2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.

3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.

4-й ребенок. Грач. Один слог.

5-й ребенок Ру-чей. Два слога

6-й ребенок Скво-реч-ник. Три слога

6. Физминутка

«Клен»

За

окном сосулька тает
,

Дети стоят, повернувшись лицом вкруг.


Выполняют



4



прыжка на носочках, держат руки на поясе.


Ветер тучи рвет в клочки.
Руки вверх. Наклоны туловища влево — вправо.


Разжимает, разжимает
Руки перед грудью. Локти опущены вниз.


Клен тугие кулачки.
Разжимают кулачки.


Прислонился он к окошку
.

4



прыжка.



И едва растает снег
,

Наклоны влево-вправо.


Мне зеленую ладошку
Поворачиваются лицом друг к другу.


Клен протянет раньше всех
.

Протягивают друг другу правые руки.



С. Коган



Рукопожатие

7. Грамота. Знакомство со звуками


[Н] и [Н

,

].

Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какие звуки встречается в нем чаще других.

Няня на ночь Нину мыла Но не ныла Нина.

Нина мыла не любила, Нина — молодчина!

Дети. Звуки [Н] и [Н
,
].

Логопед. Давайте произнесем звук [Н] все вместе. Дети произносят звук [Н].

Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете, звук [Н] — гласный или согласный? (Согласный)

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким круж­ком мы будем обозначать этот звук? (Синим)

Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой. (Он звонкий).

Логопед. Твердый или мягкий? (Твердый)

Логопед. Верно. Это согласный твердый звонкий звук.

Пропойте мне, пожалуйста, мягкий звук [Н
,
].

Игра «Хлопни в ладоши».

Вы будете хлопать, как только услышите звуки [Н] и [Н
,
].

К, Н, П, Х, М, к, н, п, м,нь, т, х.

Ма, ну, по, ни, ту, на, пи, но.

Санки, слон, конь, лимон, носки, мыть, луна, надеть, капать.

Проговариваем вместе с детьми У меня про «Н»

Вдруг сложилась песенка:

Н-н-н-н-н-н-н

Получилась лесенка

8. Пальчиковая гимнастика

С крыши капает капель:
Пальцы стучат по ладошке

.

Кап-кап, кап- кап!
В медленном темпе

.

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап!
Увеличиваем темп.

Солнце припекло сильней
«Солнышко» из ладошек.

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап!
В быстром темпе.

Капли звонко капали
попеременно ударять указательными пальцами


Все сосульки плакали:
поднести руки к лицу, как при плаче

Солнце светит ярко,
«фонарики»


Нам, сосулькам, жарко!
махи кистями рук на себя

9. Упражнение «Внимательные глазки».

Логопед предлагает детям рассмотреть картины с признаками весны.

Логопед.

Давайте определим, у кого из вас самые внима­тельные глаза. Посмотрите на картины и найдите все предметы, в названиях которых есть звук [Н]. За каждое слово я буду давать вам по одной фишке.

Дети находят на картинах и называют небо, солнце, проталина, снег, сани, окно, сосна.

Логопед выдает им фишки. Все вместе определяют победителя.

10. Итог.

Скажите, пожалуйста, ребята, вам нравиться такое время года как весна? Почему?

Ответы детей. Что нового вы узнали сегодня про весну на нашем занятии, что вам больше всего понравилось?

Ольга Федяева

Конспект логопедического занятия по теме: «Весна наступила».

Вид занятия:
формирование лексико – грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия:
подгрупповое (фронтальное)

Тема занятия:
«Весна наступила». Обучение составлению описательного рассказа.

Цель занятия:
составить описательный рассказ о весне с опорой на картинки; связно, непрерывно, логически высказывать свою мысль; контролировать произношение в самостоятельной речи.

Задачи:

-(обучающая) закрепить и уточнить знания детей о признаках весны; активизация слов признаков; учить детей пересказывать тексты, состоящие из простых и сложных распространенных предложений, с опорой на картинки; научить составлению предложений, которые состоят из 4 и более слов с однородными определениями;

— (развивающая) развить умение устанавливать причинно-следственные связи; сопровождать предметно-практические действия речью;

— (воспитательная) воспитывать культуру коммуникации, умение внимательно выслушать педагога и товарищей;

— (коррекционная) устранение аграмматичного использования слов в структуре простых и сложных фраз.

Речевой материал:
ранняя, проталина, подснежник, пробуждается, набухают, жарче, грачи.

Оборудование:
картинный план «Времена года», набор сюжетных картинок «Времена года», мячик.

I.Орг. момент

Ребята, приготовимся к занятию.

Пусть сядет тот, кто повторит цепочку слов: греет, светит, припекает; тает, бегут, плывут; скворец, грач, ласточка; набухает, зеленеет, распускается; прилетает, вьет, поет.

Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

1,2,3,4,5-будем заниматься,

1,2,3,4,5-будем мы стараться.

II Основная часть

1. Сообщение темы.

Ребята, скажите, какое время года изображено на картинках? Как вы узнали, что это зима? Осень? Лето? Весна?

Теперь послушайте стихотворение:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой-улей-пчела

Первый мед принесла.

На ветках плотные комочки-

В них дремлют клейкие листочки.

Когда это бывает?

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Мы сегодня на занятии будем говорить о весне.

Назовите весенние месяцы, и найдите их на картинках. Что происходит со снегом весной? Что происходит с почками? Какие птицы прилетают из теплых стран? Назовите первый весенний цветок?

2. Дидактическая игра «Назови ласково»

Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слова, и кидать вам мячик, а вы ловите мяч, называйте эти слова ласково.

Например: снег-снежок.

Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке? Правильно, солнышко. Давайте придумаем предложение со словом солнышко.

Хорошо. Солнышко светит. Запишите схему этого предложения в тетрадь.

Ребята, что-то очень скучное предложение у нас получилось, давайте добавим еще одно слово. Солнце, какое?

А какое еще бывает солнышко?

Молодцы, скажите, а где светит солнышко?

Запишите схему этого предложения в тетрадь.

Динамическая пауза:

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни!

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой.

Мы же на место сядем с тобой.

3. Составление рассказа по картинкам.

Ребята, давайте посмотрим на картинки, и составим предложения.

Картинка с изображением солнца, облака и неба.

Картинка с изображением сосульки, снега.

Картинка с изображением ручья.

Картинка с изображением дерева и птиц.

Картинка с изображением проталин и травки.

Картинка с изображением травы.

Картинка с изображением подснежника.

Ребята, как вы думаете, люди рады весне?

Динамическая пауза:

Стало солнце пригревать,

Стали капельки стучать.

Капля-раз, капля-два,

Капля медленно сперва,

А потом, все бегом, бегом, бегом.

4. Дидактическая игра «Нелепицы».

Ребята, посмотрите внимательно на картинку, и скажите, что перепутал художник? Чего не бывает весной?

«Продолжи предложение».

Зимой ночь длинная, а весной…

Зимой погода холодная, а весной…

Зимой ветер холодный, а весной…

Зимой птиц мало, а весной…

Зимующие птицы – это сороки, воробьи, а перелетные – это…

Зимой природа спит, а весной…

5. Пересказ по опорным картинкам.

Ребята, давайте повторим рассказ с опорой на картинки. Саша, расскажи рассказ.

Остальные ребята слушайте внимательно!

III Заключительная часть

Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Что происходит весной?

Ребята, сегодня все работали хорошо. Молодцы! Занятие окончено.

Конспект подгруппового логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

детского сада для детей с ОНР

Тема «Весна пришла».

Коррекционно-образовательные цели
. Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме, словаря антонимов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.

Коррекционно-развивающие цели
. Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики, координация речи с движением, упражнение в правильном дыхании. Развитие памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные цели
. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности. Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:
картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны; предметные картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз; солнышко; конверты с заданием; звуковые символы, буквы, мячик, рисунки цветов для штриховки, карандаши, CD-проигрыватель, CD с записью музыки к занятию.

Предварительная работа:
наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».

.
Ход занятия

Оргмомент.
(Дети встают с логопедом в круг, у логопеда в руках солнышко. Звучит лирическая музыка).

Если птицы прилетели,

Песни весело запели,

А медведь в лесу дремучем

Пробудился ото сна,

Значит, к нам пришла … (д: весна)

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам? (дети: солнышко)

А какое весной солнышко? (д: солнышко — весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)

О чём мы будем говорить на занятии?

Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (д: о весне)

Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…

Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит кто что пожелает.

(Логопед передаёт картинку — солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

2. «Найди весну».

Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: весна, лето, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег…, с крыш капают сосульки, … прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т.д.).

3. Игра «Подбери словечко».

Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Появляются подобранные логопедом картинки).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения, у нас получилась весенняя картина.

4. Игра «Хлопни в ладоши».

Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).

5. Массаж лица.
(Выполняем стоя)

На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Светит яркое весеннее солнышко — поглаживание

и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. — снова поглаживание

6. Упражнение «Что лишнее?».

Посмотрим, как вы знаете приметы ранней весны. Слушайте меня и определите, какая из примет лишняя, и объясняйте почему.

Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.

Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха.

Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда.

С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

7. Упражнение «Подбери слова-действия».

Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова — действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

8.Игра «Назови ласково».

У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце — солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

9. Дыхательное упражнение «Цветочек).

Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

10. «Составь предложение».

Весенний ветерок принес в нашу группу конвертики, а в них задание для каждого составить предложение из предложенных слов.

Прочитайте, что у вас получилось.

11. Вспомните, как называются весенние месяцы?

Давайте их назовём по порядку.

(Дети называют месяцы, логопед вывешивает соответствующие картинки)

Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

12. Игра «Скажи наоборот».

Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (д: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

13.Подвижная игра «Веснянка».

А уж ясно солнышко идут по кругу, взявшись за руки, и

Припекло, припекло. медленно поднимают руки.

И повсюду золото идут по кругу, взявшись за руки. И

Разлило, разлило. медленно опускают руки

Ручейки по улице бегут на носочках в противоположную сторону

Все журчат, журчат руки на поясе

журавли курлыкают меняют направление движения

И летят, и летят. Идут высоко поднимая колени и взмахивая руками.

14. «Шифровка».

А я предлагаю вам выполнить ещё одно задание и помочь мне разгадать зашифрованное слово. (Логопед вывешивает картинки. Дети собирают слово из первых букв в названии каждой картинки:
торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз, буквы вывешиваются на доске, получается слово трава, далее выкладывают его звуковую схему
).

Отвечайте на мои вопросы полными предложениями.

Сколько звуков в слове «трава»? (д: 5 звуков).

Произнесите их по порядку. (д: [т], [р], [а], [в], [а]).

Сколько гласных звуков в слове «трава»? Назовите их. (д: 2 гласных звука: [а]).

Сколько согласных звуков? Назовите их и дайте им характеристику.

Сколько гласных звуков в слове «трава»? Назовите их. (д: 2 гласных звука: [а]).

Сколько слогов в слове трава?

15.
Рассказ «Наступила весна».

С наступлением весны мы чаще выезжаем в леса. Сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.

«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Как мне понравилось в лесу!». (Далее проводится беседа.)

Правильно ли вели себя ребята в лесу? Чего нельзя делать в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде? Можно ли так поступать? (Ответы детей)

16. Штриховка.

Я предлагаю вам не рвать цветы, как это сделали мальчишки. Давайте мы с вами, наоборот, создадим цветочную полянку. Наши весенние цветы заштрихуем и создадим весеннюю полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, мать-и-мачеха. Дети их раскрашивают и развешивают на доске, образуя весеннюю, цветочную поляну). Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась.

17. Итог.

Ребята, какие вы молодцы. О чем мы сегодня говорили на занятии?

Назовите приметы ранней весны.

Оценка работы детей.