Семинар-практикум для воспитателей
НАКАЗАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Цель
посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Предлагается обсудить разные точки зрения.
Вводное слово
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, — о проблеме целесообразности применения наказаний.
Оправданным ли является полное отрицание
наказания как воспитательной меры? Взрослые, которые, боясь обидеть или расстроить ребенка, совсем не практикуют наказание детей, рискуют вырастить личностей с полным неприятием дисциплины и неуважительным отношением к другим людям. Вырастить ребенка без правил, ограничений и запретов практически невозможно. Не объяснив ему, где находятся границы дозволенного в поведении и поступках, взрослые подвергают ребенка большой опасности и фактически бросают его на произвол судьбы. Другое дело, что меры наказания детей должны соответствовать уровню их проступков.
Наказание — сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности.
Итак, в процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они становятся
необходимыми в воспитательном процессе
средствами педагогической коррекции.
Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия. Это ударное воздействие, стимуляция сильных чувств.
Внутри семьи складывается одна система наказаний за проступки,а в детском саду дело обстоит иначе. Здесь в ход должна идти и педагогическая практика и отличная от родительской ответственность
.
Работа с детьми отличается особой ответственностью. Деятельность педагога не должна наносить вред детской психике.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
Обсуждение по группам,
составление сводной таблицы критериев педагогической эффективности наказания.
Варианты выполнения:
1.
Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из
анализа конкретной педагогической ситуации
. Педагог должен планировать и обеспечивать продвижение воспитанника и коллектива в нравственном развитии. Применение наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.
2.
Важнейшим требованием в применении наказаний является
справедливость и объективность
.
3. Наказание
должно вызывать
чувство стыда, огорчения, раскаяния,
недовольство самим собой,
осознание того, что своим поведением он вызвал осуждение со стороны товарищей и всего коллектива.
4. Важнейшая основа наказаний в учебно-воспитательных учреждениях (в школе, в детском саду) –
общественная оценка поведения
отдельного воспитанника коллективом.
Общественное мнение — сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха. Нельзя забывать, что если детский поступок часто подвергается коллективному обсуждению, то у ребенка невольно притупляется чувствительность к более деликатным влияниям.
5. Наказание всегда должно быть
обосновано и понятно
для провинившегося, а также для всех членов коллектива.
6. В применении наказаний необходим
индивидуальный подход
, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы.
Необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка в группе. Исходя из этого, то наказание, которое воспримет один ребенок, может быть бездейственным для другого.
Наказание должно быть значимо для ребенка
, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.
7. Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний
. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие которое оказали ему. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
8. Наказание не должно быть длительным по времени.
Наказание должно быть по времени как можно ближе к проступку, особенно для детей дошкольного возраста. Через 30-40 минут ребенок уже не вспомнит, что его побудило так поступить, а не иначе.
9. В каждом последующем наказании
не упоминайте о предыдущих грехах
, это только закрепляет плохое поведение ребенка.
10. Взрослые должны быть непреклонны в своем решении, иначе ребенок будет всегда надеяться на его отмену.
Поощрения и наказания должны исполняться
. Очень важно, чтобы обещанная награда бала получена (как в положительном, так и отрицательном смысле), а поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Не выполняя обещания, вы теряете свой авторитет.
Основные детские проступки и как на них реагировать. Детские проступки можно условно разделить на 4 группы
.
Проступок | Описание | Как реагировать |
Невольные проступки | Совершаются детьми в силу незнания, неведения, отсутствия житейского опыта или необходимых полезных привычек | В этом случае наказание будет несправедливым и, следовательно, не принесет пользы. Достаточно будет ограничиться терпеливым разъяснением неизвестной ему нормы. Источником или мотивом данной группы проступков является познавательное отношение ребенка к окружающему, попытка заглянуть внутрь вещей. Дети дошкольного возраста пытаются найти ответы на ряд вопросов, не обращаясь непосредственно ко взрослому, а действуя самостоятельно: например, попытка утопить воздушный шарик в раковине с водой кончается неудачей — шарик лопается, вода разбрызгивается. |
Проступки — шалости, которые являются вариантом игры . |
Они характерны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Взяв на себя определенную роль в игре, ребенок забывает обо всем, сосредоточивая внимание лишь на действиях разыгрываемого персонажа. «Я — волк, я буду кусаться». Он начинает рычать, хватает зубами других детей. Таким образом, Сережа не злоумышленник. Им руководили самые благородные намерения, самые честные порывы. Не всегда отрицательный результат есть плохое поведение. Иногда отрицательный результат, это попытка исследовать свои возможности. |
Прежде чем наказывать, узнайте причину плохого поведения ребенка. Ребенок решил сделать сюрприз и украсил отполированный шкаф пластилиновым панно. В этом случае ребенка необходимо похвалить за результат, сделав акцент на том, что это панно лучше бы выглядело на картоне, и к тому же появилась бы возможность перемещать его по квартире. |
Проступки, вызванные переутомлением ребенка | Характерными признаками поведения ребенка являются активность, инициатива и изобретательность, но не преднамеренность. Например, Миша накатался на санках, набегался по сугробам. Мальчик получил большое удовольствие. Но вот беда: он весь в снегу, да и в валенках полно. |
Уместно использовать переключение внимания на другую, более полезную и интересную для детей деятельность.
В таких случаях лучше предложить ребенку быстро переодеться и принять посильное участие в чистке одежды. |
Преднамеренные проступки | Ребенок сознательно игнорирует разумные требования воспитателей, когда игнорируются общепринятые нормы поведения. | Варианты наказаний см. ниже |
ВОЗМОЖНЫЕ НАКАЗАНИЯ
В детском саду можно использовать
такие наказания, как лишение ребенка удовольствия или развлечения, временное лишение любимой игрушки или интересной игры, отстранение от желанной роли в игре и т. д. Наказание необходимо сочетать с убеждением.
Воспитательное воздействие имеет такая форма наказания, как
изменение отношения воспитателя
,
учителя к ребенку, выражающее недовольство его поведением. Кратковременное отчуждение воспитателя оказывают сильное воздействие: ребенок переживает это отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение.
Ребенок чутко улавливает изменение отношений взрослых к нему, особенно в том случае, если он дорожит их привязанностью. Так, педагог «не замечает» провинившегося, отвечает на вопросы сухо, а обращаясь ко всем детям, смотрит мимо него. Обычно ребенок, стараясь вернуть к себе прежнее расположение, долго не выдерживает подобного игнорирования и «ссору» заканчивает примирением: он приносит извинения за свой поступок.
Для ребенка чувствительным наказанием может явиться
запрещение заниматься любимым делом
.
Например, воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести. Но об этом ребенку следует сказать так, чтобы он понял справедливость наказания.
В качестве наказания в группе, можно применить
временное ограничение в какой-либо деятельности
. Например, если шалун подрался или забрал у другого ребенка игрушку, можно посадить его за стол. Вместо подвижной игры, в которую играют все дети, предложить ему настольную, в которую он будет играть один. Такое вынужденное одиночество даст ребенку понять, что в коллективе существуют определенные правила, которые необходимо выполнять.
Некоторым детям достаточно будет предложить
поставить себя на место обиженного ребенка
. Такой прием позволит обидчику понять, насколько неприятны были его действия. Кроме того, необходимо давать детям больше положительных примеров.
Дошкольника, отличающегося повышенным самолюбием, иногда целесообразно предупредить, что о его поступке, если он повторится, расскажут папе или другим членам семьи
. И, разумеется, если предупреждение не возымело успеха, так и сделать. Например, поставить в известность родителей о поведении сына или дочери. В данном случае воспитатель должен быть уверен, что они поддержат его. Однако такой метод воздействия следует применять крайне редко, так как ребенок может сделать неправильный вывод.
Иногда применяют так называемый
метод естественных последствий
, т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил — убери, налил воду — вытри, оторвал пуговицу — пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Но этот метод не во всех случаях приемлем. Нельзя, например, оставить ребенка без прогулки за то, что он капризничал и не хотел одеваться; нельзя отправить малыша в детский сад в испачканном платье за то, что он неряшлив (вряд ли это поможет, если у ребенка нет навыка аккуратности!).
Проще всего объяснить малышу про нормы поведения в группе можно на
примере игры с правилами или сказки
. Например, говоря про Красную Шапочку, обратить внимание на то, что, не послушав маму, она попадает в неприятную ситуацию, которой можно было избежать. Помимо этого, читая ребятам произведения, содержащие нравственный смысл, обязательно предложить им обсудить действия того или иного героя. Идентифицировав себя с персонажами книг, мультфильмов, игр, дети быстрее и лучше усвоят правила поведения и поймут важность их выполнения.
НЕДОПУСТИМЫЕ НАКАЗАНИЯ
В семье, в детском саду недопустимы
угнетающие человеческое достоинство наказания: обидные клички, грубые слова, стояние в углу
. Категорически недопустимы запрещенные в нашей стране телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусливость.
Наказание не должно препятствовать соблюдение режима!
Все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью — нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.
Нельзя наказывать ребенка трудом
. Превращая выполнение тех или иных обязанностей в наказание, можно вызвать неприязнь к труду, а это противоречит основным принципам воспитания. Напротив, любые трудовые поручения должны приносить детям радость, удовлетворение от затраченных усилий. Отстранение ребенка от выполнения трудовых поручений должно восприниматься им как наказание.
Совершенно очевиден
вред частых наказаний
: ребенок перестает реагировать на них, привыкает к тому, что это явление обычное, а не исключительное.
Недопустимо прибегать к подкупу и обману
. Если дошкольника заставляют подчиниться требованиям старших, обещая за это дать лакомство или игрушку, то он может специально упрямиться, капризничать, чтобы выторговать желаемое. И уже совсем неразумно
не выполнять обещаний
: однажды обманувшись, малыш в дальнейшем будет ставить под сомнение любое распоряжение взрослых.
Заключение
Подведение итогов: как правильно наказывать дошкольников (см. Памятку). Затем отработка на себе неверных и конструктивных фраз для наказания.
ПАМЯТКА
Как правильно наказывать ребенка
- Наказание
не должно вредить здоровью
– ни физическому, ни психическому. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей. - При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание
справедливо
. - Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте.
Никакой «профилактики»
, никаких наказаний «на всякий случай». - За один раз – одно.
Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме. - Наказание не за счет достижений. Что бы не случилось,
не лишайте ребенка заслуженной
похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного. - Срок давности.
Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Дошкольник уже через час забудет про свою выходку, и будет искренне недоумевать «За что?». Запоздалое наказание не принесет пользы, а вызовет обиду, нанесет душевную травму. - Наказание детей должно носить
временный характер
. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. - Без унижения.
При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Оцениваем только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность. - Наказание детей должно быть
последовательным
, а не от случая к случаю.
Нельзя наказывать!
Когда ребенок болен (психика уязвима, реакции непредсказуемые); сразу после физической или душевной травмы; когда ребенок не справляется или у него что-то не получается, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны (нужно обязательно разобраться, чем вызван проступок, может это была оборона, кто-то подговорил и т. п.); когда мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).
Помните о внушаемости!
Ругая ребенка, не утверждайте, что он лентяй, неряха и т. д., что у него ничего не выйдет, он неисправим и т. п. Ребенок ВЕРИТ! Оценивая, мы внушаем.
Соблюдайте неприкосновенность личности!
Выражая неодобрение, определяйте только поступки, не прикасайтесь к личности. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Выражайте свое отношение к поступку: «я огорчена твоим поведением», «мне грустно, потому что ты обидел меня», «у меня испортилось настроение из-за твоего поступка».
Методом наказания надо пользоваться очень осторожно. С
одной стороны, незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет, обижает воспитанника, провоцирует его действовать назло воспитателю. С другой — отсутствие наказаний или их излишняя либеральность могут привести к неорганизованности, непослушанию, снижению авторитета воспитателя, а злоупотребление ими — к конфликтам и ожесточению отдельных воспитанников или отдельных групп. А.С. Макаренко считал, что смысл наказания в том, чтобы погасить, уничтожить конфликт, а не разжечь его снова.
Наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика, оно должно быть справедливым, тщательно продуманным. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в этом случае исправить значительно труднее, чем в любом другом, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Надо следовать правилу: за один проступок — одно наказание, а не серия, как часто встречается в педагогической практике. Метод наказания очень индивидуален: за один и тот же поступок одного можно наказать, а другого поддержать. Например, ребенок — драчун, забияка, вечно всех обижает. Другой подрался, защищая младшего (оскорбленное собственное достоинство или честь другого человека). Нельзя наказывать большие группы воспитанников или целые классы (отряды), так как это приводит к круговой поруке и коллективному противодействию воспитателю. Наказание всего коллектива допускается крайне редко и только при условии высокого уровня его развития, поскольку в таком, коллективе высок уровень ответственности друг за друга. Нельзя эта делать в состоянии гнева, раздражения, аффекта: «Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда. Сильные не мстительны. Оружье сильных — доброта». (1, С. 160-170)
Надо категорически исключить из воспитательной работы такие наказания, как оскорбление детей и физическое воздействие на них. Именно они, прежде всего, нарушают нормальные отношения между воспитанниками и педагогами и приносят наибольший вред в благородном Деле воспитания детей. Наказания должны применяться по возможности редко, когда без них обойтись нельзя никак. При
наказании отрицательная оценка должна даваться не ученику вообще, не его личности в целом, даже не его поведению в полном объеме, а конкретному проступку. Наказания должны быть лишь за преднамеренные проступки, за сознательное нарушение интересов других; людей и общества. Нельзя наказывать ребенка за то, что он случайно уронил пенал или даже портфель во время урока.
Опытные педагоги гибко пользуются целой системой наказаний, избегая применять сразу же самые сильные из них. Лучше вначале применять более слабые, а при повторных случаях переходить к более чувствительным. Можно представить себе некоторую градацию наказаний — от самых слабых к более сильным. Они могли бы расположиться следующим образом:
неудовольствие педагога, выраженное мимикой, взглядом, пластикой;
его косвенное отрицательное высказывание о проступке ученика;
словесное замечание, содержащее отрицательную оценку;
предупреждение нарушителю;
обсуждение проступка в группе;
официальный выговор;
исключение из группы (класса, отряда, секции или команды) временное или постоянное. Впрочем, это наказание должно применяться только в крайнем случае, чрезвычайно редко.
Опытные педагоги при выборе мер наказания учитывают и индивидуальные особенности ученика. На одного, например, хорошо влияет простое замечание, а по отношению к другому за тот же поступок иногда приходится применять более строгие меры. Это зависит от особенностей характера ученика.
Нельзя дать общих рецептов в вопросе о наказании. Каждый поступок является всегда индивидуальным. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях — за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание. Даже медицина лечит от одной и той же болезни разных людей по-разному. Тем более индивидуальный подход необходим в воспитании, и особенно в применении наказаний. Любая мера воздействия применяется с учетом индивидуальных особенностей, условий, в которых совершен проступок, степени вины ученика и его желания исправиться. Так, если ученик хорошо осознал свою вину, извинился перед учителем, его не обязательно наказывать. Формализм в применении наказаний особенно вреден и недопустим. Важно разнообразить взыскания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.
Опытные воспитатели разъясняют учащимся, почему и за что они наказаны, указывают на недопустимость нарушения дисциплины и порядка. Если это разъяснение убедительно, оно положительно влияет на поведение, и учителю приходится реже прибегать к наказаниям. Сфера воспитательного воздействия учителя при этом условии расширяется. На учащихся влияет не только принуждение, но и убеждение.
Применение мер воздействия связано также и с приучением к дисциплинированному и организованному поведению. Например, замечание, обсуждение поведения на педагогическом совете и другие приемы наказания приучают школьников к самоконтролю, к дисциплинированности и организованности.
Наказание, как правило, следует сразу же за проступком. Иначе оно не рассматривается школьником как органическое и неизбежное следствие нарушения требований педагогического и детского коллективов. Но иногда педагог, прежде чем наказать ученика, предлагает ему подумать о своем поведении, оценить свой поступок и после этого прийти для объяснения, для беседы. Оно позволяет воспитаннику в спокойной обстановке осмыслить и оценить свой поступок, сделать из него необходимые выводы.
В школе применяются различные виды и формы педагогических мер воздействия. Они достигают своей цели, прежде всего при условии органического сочетания с другими методами воспитания. Они выполняют вспомогательную роль и способствуют в основном исправлению поведения учащихся. Особенно большое значение имеют сочетание требовательности с уважением, соблюдение педагогического такта, опора на ученический коллектив и учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Комментарий к статье 58
Комментируемая статья устанавливает ответственность за нарушение порядка и условий отбывания уголовного наказания в виде ограничения свободы.
Порядок отбывания ограничения свободы определен ст.
50 УИК, устанавливающей обязанности осужденных, а также запрет на приобретение, хранение и использование предметов и веществ, перечень которых установлен законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка ИЦ.
Под нарушением порядка и условий отбывания ограничения свободы подразумевается нарушение осужденным трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных правил проживания, самовольное без уважительных причин оставление территории ИЦ, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, оставление места работы или места жительства на срок не более 24 часов, нарушение Правил внутреннего распорядка ИЦ, невыполнение возложенных обязанностей, приобретение, хранение и использование запрещенных предметов и веществ.
Перечисленные действия рассматриваются в качестве нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, когда они зафиксированы в установленном порядке и за их совершение на осужденного наложено взыскание в письменной форме в соответствии со ст. 59 УИК.
К осужденным, нарушающим порядок и условия отбывания наказания, в том числе трудовую дисциплину, общественный порядок или установленные правила проживания, а также самовольно без уважительных причин оставившим территорию ИЦ, не возвратившимся или несвоевременно возвратившимся к месту отбывания наказания, оставившим место работы или жительства на срок не более 24 часов, администрацией ИЦ могут применяться выговор, запрещение покидать общежитие в определенное время суток на срок до одного месяца, водворение в ДИЗО на срок до 15 суток. Все меры взыскания применяются к осужденным на основании письменного решения начальника ИЦ или лица, его заменяющего.
В соответствии с ч. 3 ст. 50 УИК осужденные к ограничению свободы, за исключением тех, кому постановлением начальника ИЦ разрешено проживание с семьей на арендованной либо собственной жилой площади, обязаны постоянно находиться в пределах ИЦ и не покидать его, а в ночное время — не покидать общежитие без разрешения администрации ИЦ.
Взыскание в виде запрещения покидать общежитие в определенное время суток на срок до одного месяца существенно ограничивает права осужденных на свободное передвижение даже в пределах территории ИЦ. Под определенным временем суток подразумевается свободное время осужденных, когда они не заняты общественно полезным трудом и не участвуют в работах по благоустройству зданий и территорий ИЦ.
Водворение в ДИЗО является самым строгим взысканием, применяемым к осужденным к ограничению свободы. Оно применяется за наиболее грубые либо систематические нарушения порядка и условий отбывания наказания. Водворение в ДИЗО осуществляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка ИЦ на срок до 15 суток.
Из содержания ч. 3 ст. 49 УИК следует, что злостным уклонением от отбывания ограничения свободы считается самовольное отсутствие осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток. Это время не засчитывается в срок отбывания ограничения свободы. Соответственно, злостным уклонением от отбывания ограничения свободы являются самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории ИЦ, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, а также оставление места работы или жительства на срок свыше 24 часов.
Вопреки своему наименованию комментируемая статья, давая определение злостному уклонению от отбывания ограничения свободы, не устанавливает ответственности осужденных за указанные действия. Ответственность за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы установлена уголовным законодательством РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 53 УК РФ в случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.
При выявлении факта злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы администрация ИЦ, осуществив первоначальные мероприятия по установлению места нахождения осужденного и не обнаружив его, объявляет розыск.
При обнаружении осужденный может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания ограничения свободы, начальник ИЦ или лицо, его заменяющее, направляет в суд представление о замене неотбытой части ограничения свободы лишением свободы. Со дня направления представления и до решения суда осужденный с санкции прокурора может быть водворен в ДИЗО на срок до 30 суток.
Воспитание ребёнка это сложный процесс. По этому поводу существует много мнений и методик. Как бы все родители ни любили своих детей, проблема плохого поведения заставляет задумываться о наказании. Многие родителя прибегают к крайностям, некоторые позволяют своим детям всё, ссылаясь на новые европейские методики. Другие наказывают детей за малейшие провинности, мотивирую это жестокостью мира, в котором мы живём. Важны очень правильные методы наказания ребенка.
Всё должно быть в меру, нужно уметь сочетать похвалу и наказание своих детей — все это правильные методы наказания ребенка. Ребёнок должен понимать, что такое плохо и хорошо. В большинстве случаев, дети вырастают эгоистами из-за бесконечной любви своих родителей, связанной с бесконечной вседозволенностью.
Методы наказания ребенка:
— Отстранение
. К примеру, ребёнок говорит плохие слова или обижает кого-то из родных, можно воспользоваться техникой отстранения, то есть перестать разговаривать с ним на некоторое время.
— Ограничения
. У всех детей есть любимые занятия. За проступки часто родители применяют метод ограничения, то есть лишают мультиков, сладкого, игрушек и так далее. Главное, не перестараться и соизмерять масштаб проступка и наказания.
— Ответственность
. Ребёнок должен осознавать, что каждое действие ведёт к каким-либо последствиям, за которые приходится нести ответственность. Воспитывая ребёнка, родители готовят его к взрослой жизни, значит, с детства нужно уметь отвечать за свои действия. К примеру, ребёнок специально пачкает одежду, приведите его в ванну и дайте стирать его одежду самому.
— Физическое наказание
. Безусловно, это самый неприятный вид наказания. Психологи утверждают, что рукоприкладство к детям недопустимо. Физическое наказание может привести к внутренним обидам ребёнка и агрессии.
Что надо знать, прежде чем наказывать?
При наказании детей
нужно соблюдать некоторые нюансы, чтобы не травмировать ребёнка.
Во-первых, наказание должно быть обоснованным и чётко связанным с поступком ребёнка. Сформулируйте и объясните, почему этот поступок недопустим и за что он должен понести наказание. Ни в коем случае, нельзя срываться на ребёнка из-за усталости, плохого настроения или многочисленных проблем.
Во-вторых, наказание осуществить сразу после проступка ребёнка, так как дети могут теряться во времени и быстро забыть о случившихся событиях. Так что обещать наказание в будущем или вспоминать что-то из прошлого не стоит.
Самым важным моментом наказания является обсуждение проступка наедине с ребёнком
. Вы должны донести до него, почему это плохо, какие последствия могут быть. В конце разговора ребёнок сам должен прийти к умозаключению, что он был неправ.
Не забывайте больше внимания уделять своим детям. Продумайте отношения с ребёнком и проанализируйте все ли в них правильно.
Источник — сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru
За что могут наказывать в школе?
В соответствии с п. 4 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (см. устав на сайте школы) применяются меры дисциплинарного взыскания.
Как могут наказывать в школе?
Приказом предусмотрены следующие наказания:
- замечание;
- выговор;
- отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Такие меры наказания как выставление двойки, привлечение к дежурству, оставление после уроков, ограничение допуска к занятиям, оскорбление или унижение человеческого достоинства, не говоря о применении физической силы, являются незаконными, расцениваются как нарушение прав учащихся на образование и могут быть обжалованы.
Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
(п. 3 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Кого могут наказывать, кого наказывать нельзя?
В соответствии с Приказом о дисциплинарных взысканиях не допускается применять меры взыскания в отношении:
Учеников начальных классов,
Учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Процедура применения мер дисциплинарного взыскания
При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитывается:
- тяжесть дисциплинарного проступка,
- причины и обстоятельства, при которых он совершен,
- предшествующее поведение обучающегося,
- его психофизическое и эмоциональное состояние,
- мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Сроки применения дисциплинарного взыскания
По закону, применить меру наказания к нерадивому ученику можно только в течение месяца после того, как он совершил нарушение устава школы.
Запрещено наказывать учеников во время болезни или каникул, академического отпуска или отпуска по уходу за ребенком.
Мера взыскания по истечении 1 года снимается, если в течение этого времени не было новых взысканий.
Какие права имеют учащиеся, в отношении которых применены меры взыскания?
В течение трех дней после совершения проступка учащийся должен предоставить объяснительную. Школа имеет право требовать дачу объяснений от учащихся непосредственно, в отсутствие родителей. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения мер дисциплинарного взыскания.
Далее выходит приказ о применении наказания к обучающемуся, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись оформляется соответствующим актом.
В течение года директор школы имеет право отменить наказание обучающегося по собственной инициативе, по просьбе самого обучающегося или его родителей, по ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей.
Каждое взыскание может быть обжаловано.
Право на обжалование взыскания
Обучающийся, родители несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
Для этого нужно обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решение которой является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
Цитата из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» школы должны создавать комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, а родители и учащиеся вправе направлять обращения в такую комиссию в случае возникновения спорных ситуаций.
1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
(ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)
Могут ли выгнать с урока за плохое поведение?
Нет. Учитель не имеет право выгнать ученика с урока. Если учитель прогнал ученика с урока, в отношении него по жалобе ученика или его законных представителей может быть проведено дисциплинарное разбирательство. В случае, если в этот период времени учащийся получил травму или нанес кому-то вред, то к ответственности может быть привлечена образовательная организация и сам педагог.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(п. 6,7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)
Когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан оставить его в классе.
Если учащийся препятствует проведению урока, например, если ученик пришёл на урок в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель, тогда учитель обязан реагировать. Он имеет право приостановить урок и вызвать администрацию школы, родителей или полицию, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.
Имеет ли право учитель не пускать на урок, если ученик опоздал?
Учитель не имеет права не пускать на урок ни при каких обстоятельствах. Опоздание на урок не является безнаказанным, поскольку это нарушение внутреннего распорядка школы, прописанного в уставе школы. В такой ситуации учитель имеет право пригласить в школу родителей или поставить в известность директора для принятия допустимых мер дисциплинарного взыскания, но никак не выгонять с урока или ставить за это оценку.
Могут ли наказать или отчислить за курение в школе?
Основания отчисления обучающегося из школы предусмотрены статьями 43 и 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Отчисление как мера дисциплинарного взыскания применяется в отношении учащихся старше 15 лет, которые допустили неоднократные, грубые нарушения устава школы и локальных нормальных актов.
Если в школе принят локальный акт о запрете курения, учащегося, курившего на территории школы, могут привлечь к дисциплинарной ответственности.
Отчисление — это крайняя мера, которая применяется в исключительных случаях.
При принятии решения об отчислении администрации школы придется доказать, что она применяла все необходимые дисциплинарные меры, что нарушения были неоднократными (имеются замечания и выговоры в течение последнего года) и что педагогические меры воздействия не дают результата.
Отчисление допускается, если проступки учащегося таковы, что дальнейшее его пребывание в школе может быть расценено как оказывающее отрицательное влияние на других обучающихся, если оно нарушает права учащихся и работников школы, а также нормальное функционирование школы.
Помимо этого, нужно получить согласие на отчисление от родителей и комиссии по делам несовершеннолетних.
С учетом вышеизложенного, на практике исключение из школы за курение выглядит маловероятным.
Что будет, если поймали за курением на территории школы?
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение на территории образовательного учреждения запрещено.
За курение на определенных территориях и в помещениях (в т.ч. в школах и пришкольной территории) предусмотрен штраф от 500 до 1500 руб.
Если факт курения на территории школы будет зафиксирован (составлен протокол, предъявлены свидетельские показания и т.п.), родителей могут привлечь к административной ответственности в судебном порядке.
Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта.
(п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»)
Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг».
(ст. 7 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»)