Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Погоны ржд. Звания личного состава железнодорожного транспорта Звания и знаки различия железнодорожников

Здравствуйте уважаемые.
Не знаю, как Вы, но лично я ежедневно и многократно пользуюсь таким видом транспорта как метро. Я к нему привык, мне удобного и очень экономит время. Спускаясь и опускаясь многократно в подземку, я постоянно обращаю внимание на такую простую и обычную штуку как погоны работников метрополитена. А Вы обращали внимание на них?
Может возникнуть постой вопрос — а почему, собственного говоря, работники метро носят погоны? Они что — сродни правоохранительным органам и армии? Хороший вопрос. Не сродни. Но при этом — метро — это стратегический объект, который охраняется как зеница ока, а так как метрополитен ранее относился к системе железно-дорожного ведомства, то униформа и знаки различия не должны Вас удивлять.
Хочу сразу же предупредить — я только изучаю вопрос, и не являюсь хоть-каким то специалистом в теме. Просто изучаю. Это к чему- если допустил какие ошибки — прошу не кидаться гнилыми киви, а поправить или дополнить интересной и правильной информации.
Итак, насколько я понял и выяснил, в метро погоны связны не со званиями, как в военизированных организациях, а с должностями. Все должности в метро можно разделить на 5 неравнозначных частей.
Рядовой, младший, средний, старший и высший начальствующий состав.
К рядовому в службе пути относится например монтер пути по обслуживанию стрелочных переводов или обходчик пути и контактного рельса. Им соответствует помощник машиниста. И погон у них вот такой вот:

Кстати, погоны бывают разной расцветки:
Белые — парадная рубашка
Голубые — повседневная рубашка
Темно-синие — китель и куртка на молнии.
Далее у нас младший состав. Это наладчик путеизмерительного и дефектоскопного вагона скажем. Или же машинист без класса или же машинист 3-го класса:

За ними — средний состав. Это — Старший мастер околотков (участков) пути или Старший мастер по текущему и капитальному ремонту пути. Туда же относятся Машинист второго либо первого класса, допущен, помимо работы на линии, к обкаткам и перегонкам между депо. Вот погоны:

Так же, насколько я понимаю, также к среднему составу относится и машинист-инструктор. Машинист-Инструктор — занимается контролем за работой машиниста на линии, так же инструктажем заступающих и т.д. и т.п.:

Далее у нас старший командный состав.
К нему можно отнести Заместителя начальника депо, руководителя разных служб в депо — ремонта, эксплуатации. Так же главного инженера депо. Погоны вот такие:

Начальник дистанции, начальник депо или начальник отдела:

Далее у нас идут высший начальствующий состав. Выглядит это все примерно вот так вот. Но я никогда не видел подобное.

Приятного времени суток.

Железная дорога при товарище Сталине была военизированной организацией. В определенных случаях железнодорожники находились на казарменном положении. У железнодорожнков была своя форма, похожая на военную.

http://content.foto.my.mail.ru/community/poezdavokzal/2295/h-2420.jpg
С 1943 года, как и во всех военизированных организациях были введены погоны согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1943 года «О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта», Народный комиссар путей сообщения Л.М.Каганович 13 сентября 1943 года издал приказ №711Ц. Кроме погон были введены новые звания, новые знаки различия и новая форменная одежда. Младшему начальствующему составу звания присваивались приказами начальников железных дорог, совместно с начальниками отраслевых управлений и начальниками объединений — по представлению начальника предприятия. Среднему и старшему начальствующим составам Народный комиссар путей сообщения присваивал звания приказом, по представлению начальников железных дорог, начальников управлений, отделов, объединений и строек НКПС. Высшему начальствующему составу звания присваивались постановлением Совета Народных Комиссаров СССР по представлению Народного комиссара путей сообщения.
К званиям высшего начальствующего состава относились генерал-директор путей сообщения, вице-генерал-директор путей сообщения первого и второго ранга, генерал-директор первого, второго и третьего ранга. К званиям старшего начальствующего состава относились директор-полковник, директор-подполковник и инженер-майор. Срок выслуги у них был пять лет. К званиям среднего начальствующего состава относились инженер-капитан, инженер-лейтенант и техник-лейтенант. Срок их выслуги составлял четыре года. Младший начальствующий состав — техник первого, второго и третьего ранга, старший бригадный и бригадный — имели сроки выслуги по три года (бригадный — два года). Персональные звания являлись пожизненными, лишение звания производилось только по приговору суда. Для высшего начальствующего состава требовалось еще и специальное правительственное постановление.

Погон директора — полковника службы движения.
Погоны высшего, старшего и среднего начальствующих составов представляли собой вытянутый шестиугольник с параллельными длинными сторонами. Погоны младшего начальствующего и рядового составов отдаленно напоминали эполеты, и состояли из двух соединенных между собой вытянутых шестиугольников. Верхний конец верхнего шестиугольника образовывал тупой угол с высотой скоса боковых сторон 1 см.

Погон младшего начальствующего состава.
Каждая служба железной дороги имела свои эмблемы. Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке. Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги — электровоза (последнее, впрочем, встречалось довольно редко). Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост, а у службы связи эмблемой был поставленный на угол квадрат с вписанным в него кругом, с помещенной наверху звездочкой рубиновой эмали и двумя скрещенными рубиновыми молниями в середине. Эмблемой административной службы были серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ.

Форма одежды личного состава железнодорожного транспорта подразделялась на парадную и повседневную, в свою очередь подразделявшуюся на зимнюю и летнюю. Приказ предусматривал парадную форму для всех категорий железнодорожников, но реально ей обеспечивались только генералы, работники треста спальных вагонов прямого сообщения и, возможно, сотрудники Наркомата и иные аппаратчики, в той или иной степени исполнявшие парадные функции.
Женскому личному составу железнодорожного транспорта была положена почти та же форма одежды, что и мужчинам. Разница была в том, что шинели, гимнастерки и кители застегивались на левую, «женскую» сторону, вместо брюк надевали юбку, а вместо фуражки в большинстве случаев — берет. В зимнее время женщины носили кубанку.
(более подробно —

Приказ

(В ред. указания МПС от 10.10.1995 N 103у)

В целях повышения дисциплины и ответственности работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, улучшения на этой основе результатов работы отрасли ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Ввести, начиная с 1 января 1995г., согласованные с Министерством обороны Российской Федерации новую форменную одежду и знаки различия для работников железнодорожного транспорта.

2. Утвердить:

2.1. Перечень должностей (профессий) работников железнодорожного транспорта, имеющих право ношения форменной одежды, и соответствующие им знаки различия (приложение N 1).

2.2. Нормы выдачи и сроки носки форменной одежды для работников железнодорожного транспорта, приобретаемой на льготных условиях (приложение N 2).

2.3. Описание форменной одежды, знаков различия и фурнитуры для работников железнодорожного транспорта (приложение N 3 и N 4).

3. Установить скидку со стоимости форменной одежды для лиц рядового и младшего начальствующего состава железнодорожного транспорта в размере 50 процентов, а для лиц среднего начальствующего состава — в размере 30 процентов ее стоимости.

Предоставить право предприятиям, учреждениям и организациям по своему усмотрению устанавливать рассрочку оплаты стоимости форменной одежды для работников железнодорожного транспорта.

4. Заместителям Министра, начальникам: управлений МПС, железных дорог, отделений железных дорог, предприятий и структурных единиц обеспечить безусловное выполнение положения о том, что руководящий состав и работники, связанные с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, движением поездов и маневровой работой, получающие форменную одежду на льготных условиях (приложение N 2), при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

Установить, что смешивание форменной одежды с другой одеждой, а также отношение при исполнении трудовых обязанностей не предусмотренных настоящим приказом головных уборов, сорочек, блуз, галстуков, обуви и знаков различия не допускается.

5. Разрешить пенсионерам в торжественных случаях ношение форменной одежды со знаками различия по должности, которую они занимали перед уходом на пенсию.

6. Генеральному директору государственного предприятия «Росжелдорснаб», начальникам железных дорог:

6.1. Обеспечить изготовление на промышленных предприятиях новой форменной одежды, знаков различия и фурнитуры для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава работников железнодорожного транспорта.

6.2. Организовать поставку форменных костюмов для старшего начальствующего состава в комплекте с галстуком и наплечными знаками различия, а для среднего, младшего начальствующего и рядового состава в комплекте с галстуком, наплечными знаками различия, сорочкой (блузой) и головными уборами (кепи, пилоткой). Поставку пальто в комплекте с зимним головным убором производить для всех категорий работников.

7. Начальнику Управления рабочего снабжения, начальникам железных дорог:

7.1. Обеспечить пошив форменной одежды и изготовление знаков различия для высшего начальствующего состава, а также изготовление головных уборов (фуражек) для высшего и старшего начальствующего состава по индивидуальным заказам в соответствии с утвержденной нормативно-технической документацией.

7.2. Организовать через магазины отделов рабочего снабжения железных дорог продажу работникам железнодорожного транспорта форменных фуражек для высшего и старшего начальствующего состава, мужских сорочек, блуз женских, галстуков, знаков различия, фурнитуры и обуви.

8. Начальнику Управления рабочего снабжения организовать издание плакатов с рисунками форменной одежды, знаков различия и фурнитуры нового образца и обеспечить ими железные дороги и другие предприятия МПС в необходимых количествах на договорной основе.

Начальникам управлений: финансового, экономики и развития предусмотреть выделение средств на финансирование этих работ.

9. Начальникам железных дорог:

  • предусмотреть ежегодное выделение финансовых средств для изготовления и приобретения форменной одежды и знаков различия как на промышленных предприятиях, так и по индивидуальным заказам;
  • выдачу форменной одежды производить в соответствии с установленными нормами выдачи и сроками носки.

10. Возложить координацию работы по совершенствованию форменной одежды для работников железнодорожного транспорта на Управление реестра и имущества предприятий.

11. Признать не действующими в системе МПС России:

  • пункты 2.1, 2.2, 2.3 и приложения N 1,3,4,5,6 приказа МПС СССР от 19.03.85 г. N 13Ц; пункт 3.4 приказа МПС СССР от 19.11.87 г. N 47Ц; приказ Госпрофобра СССР и МПС СССР от 15.02.88г. N 20/12Ц;
  • указания МПС СССР от:

10.07.85г. N 784у, 02.08.85г. N 965у, 11.10.85г. N 1196у, 20.11.85г. N 1323у, 19.03.86г. N 195у, 14.07.86г. N 428у, 30.10.86г. N 593у, 12.11.86г. N 662у, 28.11.86г. N Г-4862у, 18.12.86г. N 683у, 10.03.87г. N 172у, 30.04.87г. N 247у, 18.06.87г. N 310у, 21.07.87г. N 363у, 19.11.87г. N 456у, 08.12.87г. N 478у, 31.12.87г. N 523у, 31.03.88г. N 204у, 17.03.89г. N 715у, 20.06.89г. N Г-1661у;

  • пункт 7 указания МПС СССР от 12.01.90г. N 11у.
  • указания МПС России от: 9.06.92г. N 120у, 11.11.93г. N 219у.

Приложение 1. Перечень должностей (профессий) работников железнодорожного транспорта, имеющих право ношения форменной одежды, и соответствующие им знаки различия

Наименование должностей Категория
начальств.
состава
Кол. звезд
на знаках
различия
Центральный аппарат МПС
Министр высший звезда 28 мм с 10 лучами
Первый заместитель Министра высший звезда 25 мм с 5 лучами
Заместитель Министра высший звезда 25 мм
Начальник: главного управления (департамента), управления, первый заместитель начальника: Главного управления перевозок, Главного управления по безопасности движения и экологии высший 3
Начальник: ведущего отдела, ведущего отдела в составе Главного управления перевозок, Инспекции при Министре, секретарь Коллегии высший 2
Начальник: отдела управления, подотдела ведущего отдела Главного управления перевозок, Инспекции котлонадзора МПС, Канцелярии Управления главный специалист управления, главный диспетчер Главного управления перевозок, экономический советник, помощник Министра, главный ревизор по безопасности движения, ученый секретарь Научно-технического Совета высший 1
Начальник: подотдела ведущего отдела в составе управления, сектора главный специалист отдела, подотдела, сектора ведущий локомотивный диспетчер, ведущий диспетчер по регулированию парка вагонов, помощник заместителя Министра, ведущий ревизор по контролю за соблюдением требований Устава железных дорог на железнодорожных подъездных путях, главный инспектора Инспекции при Министре старший 3
Ведущий специалист старший 2
Специалист 1 и II категории, дежурный по отделу старший 1
Железные дороги. Управление железной дороги
Начальник железной дороги высший 3
Главный ревизор по безопасности движения поездов, главный экономист железной дороги высший 2
Начальник службы высший 1
Начальник: самостоятельного отдела, сектора, инспекции при начальнике железной дороги, инспекции котлонадзора; дорожный инспектор сохранности вагонного парка, дорожный ревизор по безопасности движения поездов высший 3
Помощник начальника; железной дороги, старший дорожный инспектор: по котлонадзору, по восстановительным средствам старший 2
Начальник: отдела, сектора в службе, старший ревизор службы, дорожный коммерческий ревизор, старший инспектор инспекции при начальнике железной дороги старший 1
Помощник начальника службы, начальник сектора в составе самостоятельного отдела, старший ревизор: отдела, сектора дорожный инспектор, старший дорожный диспетчер, главный энергодиспетчер, главный специалист, инспектор инспекции; при начальнике железной дороги старший 4
Ведущий специалист, специалист I категории, ревизор старший: инспектор, инструктор по производственно-техническим и экономическим вопросам; дорожный: диспетчер, энергодиспетчер, локомотивный диспетчер инспектор по качеству и приемке строительно-монтажных работ средний 3
Специалист II категории, специалист; инспектор, инструктор по производственно-техническим и экономическим вопросам; старший инспектор сектора писем, инспектор-врач врачебно-санитарной службы средний 2
Отделение железной дороги
Начальник отделения железной дороги высший 1
Главный ревизор отделения железной дороги по безопасности движения поездов старший 3
Начальник отдела перевозок, ревизор отделения железной дороги по безопасности движения; поездов, старший инспектор по сохранности вагонного парка старший 2
Начальник: отдела, сектора, юрисконсульт 1 категории в отделении железной дороги, не имеющем юридического сектора старший 1
Ревизор движения, старший диспетчер отдела перевозок, главный специалист отдела, старший инспектор по контролю исполнения, ведущий инженер технолог по разработке графика движения поездов средний 4
Дежурный по отделению железной дороги, старший локомотивный диспетчер, старший ревизор, юрисконсульт I и II категории средний 3
Ведущий специалист, специалист I категории, ревизор, юрисконсульт; старший: инспектор, инструктор по производственно-техническим и экономическим вопросам; диспетчер-вагонораспределитель, поездной диспетчер, локомотивный диспетчер средний 2
Специалист II категории, специалист; инспектор, инструктор по производственно-техническим и экономическим вопросам помощник дежурного по отделению железной дороги, оператор придежурном по отделению железной дороги средний 1
Линейные предприятия и организации железных дорог, отделений железных дорог
Начальник: дорожного конструкторско-технологического бюро, Дирекции международных и туристских перевозок высший 1
Начальник: Дирекции по обслуживанию пассажиров Октябрьской железной дороги, информационно-вычислительного центра железной дороги старший 3
Начальник: важнейшей железнодорожной станции по перечню, утвержденному МПС, внекласснойжелезнодорожной станции, Центрального, Московского Ленинградскогожелезнодорожных агентств обслуживания пассажиров, основного локомотивного депо, дирекции по обслуживанию пассажиров, вагонногодепо, вагонного участка, дистанции, рельсосварочного поезда, дорожного центра научно-технической информации ипропаганды, главного материального склада железной дороги, отдела рабочего снабжения старший 2
Начальник отдела: Дирекции международных и туристский перевозок, информационно-вычислительного центра железной дороги, дорожного конструкторско-технологического бюро, ремонтно-эксплуатационного отдела Дирекции по обслуживанию пассажиров Октябрьской железной дороги старший 2
Главный врач Сетевого центра санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте старший 2
Начальник: железнодорожной станции I, II, III класса, скоростного полигона, резерва проводников пассажирских вагонов, путевой машинной станции, информационно-вычислительного центра отделения железнойдороги, городского железнодорожного агентства обслуживания пассажиров, восстановительного поезда, промывочно-пропарочной станции, дорожных мастерских всех наименований, дорожной лаборатории, машиносчетной станции отделения железной дороги, дорожного бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах, детской железной дороги, филиала отдела рабочего снабжения старший 1
Главный врач центра санитарно-эпидемиологического надзора железной дороги старший 1
Начальник: железнодорожной станции IV класса, вокзала, оборотного локомотивного депо, механизированной (автоматизированной) сортировочной горки, тяговой подстанции, района контактной сети, электростанции, района электроснабжения, городской товарнойстанции, базы обслуживания пассажирскихвагонов, контрольно-измерительного и испытательно-обследовательского вагона, вагона технической пропаганды, вагона охраны труда, топливно-расчетной конторы, путевой машины средний 4
Начальник отдела: внеклассной железнодорожной станции, основного локомотивного и вагонного депо, дистанции и вагонного участка, дирекции по обслуживанию пассажиров, сетевого центра санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте; начальник сектора отдела рабочего снабжения средний 4
Старший ревизор: Дирекции международных и туристских перевозок, Дирекции по обслуживанию пассажиров Октябрьской железной дороги; приемщик локомотивов и вагонов, приемщик по качеству ремонта пути; главный технолог: основного локомотивного депо, вагонного депо; главный механик: основного локомотивного депо, вагонного депо, дистанции пути, путевой машинной станции, механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ, рельсосварочного поезда главный энергетик основного локомотивного депо, заведующий кабинетом технической информации и пропаганды отделения железной дороги, главный врач центра санитарно-эпидемиологического надзора отделения железной дороги средний 4
Начальник: бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах отделения железной дороги, билетных касс на вокзалах (в Центральном,Московском, Ленинградском и городских железнодорожных агентствах обслуживания пассажиров), участка дистанции: пути, электроснабжения, сигнализации и связи, отдела центра санитарно-эпидемиологического надзора железной дороги средний 3
Станционный диспетчер внеклассной железнодорожной станции, машинист-инструктор локомотивных бригад, старший энергодиспетчер дистанции электроснабжения, ведущий специалист, специалист I категории, старший: ревизор, инспектор, инструктор по производственно-техническим и экономическим вопросам; старший инспектор по кадрам, помощник начальника отдела рабочего снабжения по кадрам средний 3
Начальник:железнодорожной станции V класса, разъезда и другого остановочного пункта, пункта технического обслуживания вагонов (контрольно-технического обслуживания вагонов, подготовки вагонов к перевозкам), промывочно-пропарочного поезда (пункта), пункта перестановки вагонов, пункта подмены локомотивных бригад, базы топлива, резерва: локомотивных бригад, базы запаса локомоти вов, базы нефтепродуктов, базы топлива, резерва: локомотивных бригад, бригад рефрижераторных поездов (секций), производственного участка погрузочно-разгрузочных работ, отделения контейнерных перевозок и транспортно-экспедиционных операций, отдела центра санитарно-эпидемиологического надзора отделения железной дороги средний 3
Дежурный по железнодорожной станции внеклассной и 1 класса, маневровый диспетчер внеклассной железнодорожной станции, дежурный основного локомотивного депо, инструктор вагонного депо, производитель работ путевой машинной станции и дистанции пути, старший дорожный мастер, мастер мостовой и тоннельный участка, энергодиспетчер дистанции электроснабжения средний 3
Старший электромеханик хозяйства сигнализации, связи и электроснабжения; старший диспетчер депо, старший мастер: депо, вагонного участка, дистанции электроснабжения; инструктор детской железной дороги, ревизор-инструктор по контролю пассажирских поездов, специалист II категории, специалист, ревизор, инспектор, инструктор по производственнотехническим и экономическим вопросам, инспектор по кадрам, помощник начальника филиала отдела рабочего снабжения по кадрам средний 3
Начальник: станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов, резерва кондукторских бригад, пассажирского поезда, рефрижераторного поезда (секции), рельсошлифовального поезда, вагона-транспортерасочлененного типа, материального склада отделения железной дороги, товарной конторы железнодорожной станции, грузового района железнодорожной станции, льдозавода, дизинфекционно-промывочной станции (пункта), базы запаса вагонов, производственного участка защитных лесонасаждений, лесопитомника, санитарно-контрольного пункта центра санитарно-эпидемиологического надзора, пункта теплой промывки паровозов, пункта экипировки локомотивов, лаборатории линейного предприятия (организации) средний 2
Контролер-ревизор пассажирских поездов, механик-бригадир пассажирского поезда, машинист локомотива I, II класса, дежурный: по железнодорожной станции II, III класса, по сортировочной горке,парку, дежурный станционного поста централизации, дежурный пункта подмены локомотивных бригад, пункта оборота локомотивов, дежурный помощник начальника вокзала, станционный диспетчер железнодорожной станции I класса, электромеханик хозяйства сигнализации, связи и электроснабжения диспетчер депо средний 2
Мастер по ремонту и восстановлению элементов верхнего строения пути, мастер пункта технического обслуживания вагонов (контрольно-технического обслуживания вагонов, подготовки вагонов к перевозкам), мастер путевой машинной станции, дорожный мастер по текущему содержанию пути земляного полотна, мастер: локомотивного, вагонного депо, вагонного участка, пункта экипировки пассажирских поездов, промывочно-пропарочной станции (поезда, пункта), дистанции электроснабжения, пункта перестановки вагонов, восстановительного поезда, водоснабжения и санитарно-технических устройств средний 2
Начальник: филиала материального склада отделения железной дороги, льдопункта, пункта обслуживания перевозок скоро портящихся грузов и живности, пункта передачи вагонов на пограничной станции средний 1
Маневровый диспетчер железнодорожной станции II класса, инструктор кондукторских бригад, машинист локомотива III класса, машинист локомотива,освобожденный бригадир по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, мастер: защитных лесонасаждений, лесопитомника; сменный мастер по приему и сдаче грузов на пограничной, припор товой станции внеклассной, I класса, билетный кассир I категории в бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах средний 1
Дежурный: по железнодорожной станции IV, V класса, по разъезду, посту,остановочному пункту; заведующий: билетными кассами, комнатами отдыха пассажиров, камерой хранения ручного багажа, контейнерной площадкой, сортировочной платформой, пакгаузом, бюро по розыску грузов и багажа младший
Машинист: мотовоза, путевой машины, автомотрисы, крана на железнодорожном ходу; помощник машиниста локомотива, водитель дрезины, главный кондуктор грузового поезда, старший кассир: багажный, товарный (гру зовой), билетный при выполнении обязанностей бригадира; кассир I категории: багажный, товарный (грузовой), билетный; механик: рефрижераторного по езда (секции), дизельной и холодильной установок, пункта технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов младший
Оператор: по путевым измерениям, дефектоскопной тележки; наладчик контрольно-измерительного вагона, составитель поездов, дежурный помощник начальника: пункта обслуживания перевозок скоропортящихся грузов и живности,льдопункта; дежурный оборотного локомотив ного депо, мастер производс твенного участка погрузочно-разгрузочных работ, старшие: операторстанционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов, приемосдатчик груза и багажа, регулировщик скорости движения вагонов, дежурный стрелочного поста, осмотрщик вагонов младший
Работники рядового состава
Помощник: машиниста мотовоза, составителя поездов, оператора дефектоскопной тележки; дежурный стрелочного поста, сигналист, оператор поста централизации, регулировщик скорости движения вагонов, кондуктор грузового поезда, оператор станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов, электромонтер: связи, СЦБ и контактной сети, по ремонту воздушных линий электропередачи; осмотрщик вагонов, электромеханик поездной, проводник пассажирского вагона, обходчик пути и искусственных сооружений, дежурный по переезду, агент по доставке заказанных билетов, коммерческий агент, дежурный по выдаче справок, агент по передаче грузов на пограничной станции (пункте), агент по розыску грузов и багажа, приемосдатчик груза и багажа, дежурный: по залам вокзала, по железнодорожному агентству обслуживания пассажиров; кассир II категории: багажный, товарный (грузовой), билетный; кочегар паровоза, слесарь: по ремонту подвижного состава пункта технического обслуживания вагонов (контрольно-технического обслуживания вагонов, пункта подготовки вагонов к перевозкам)
Промышленный железнодорожный транспорта. Предприятия
Начальник предприятия средний 2
Начальник отдела, ревизор по безопасности движения, начальник района средний 3
Начальник депо подвижного состава, начальник вагоноремонтного депо, главный механик предприятия средний 3
Начальник: смены, участка, железнодорожной станции, старший диспетчер предприятия, машинист-инструктор локомотивных бригад, ведущий специалист, специалист I категории, старший инспектор, инструктор по производственно-техническим и экономическим вопросам, старший инспектор по кадрам средний 2
Диспетчер предприятия, поездной диспетчер участка, диспетчер района, дежурный по депо подвижного состава, машинист локомотива I, II класса, специалист II категории, специалист, инспектор, инструктор по производственно-техническим и экономическим вопросам, инспектор по кадрам; старший: дорожный мастер, мастер, электромеханик, механик участка средний 1
Дежурный по железнодорожной станции, маневровый диспетчер железнодорожной станции, машинист локомотива III класса, машинист локомотива,дорожный мастер, мастер, электромеханик, механик участка, инструктор крановых бригад, начальник разъезда, дежурный по разъезду, составитель поездов, старший приемосдатчик груза и багажа, старший осмотрщик вагонов, машинист крана на железнодорожном ходу, водитель дрезины, машинист мотовоза, машинист автомотрисы, помощник машиниста локомотива, оператор дефектоскопной тележки, машинист путевой машины, машинист думпкара младший
Работники рядового состава
Помощник оператора дефектоскопной тележки, дежурный стрелочного поста, сигналист, оператор поста централизации, помощник составителя поездов, кондуктор грузовых поездов, электромонтер связи и СЦБ, осмотрщик вагонов, дежурный по переезду, приемосдатчик груза и багажа, помощник машиниста путевых машин, помощник машиниста крана на железнодорожном ходу
Технические школы железных дорог
Начальник технической школы старший 1
Преподаватель, старший мастер,помощник начальника технической школы по хозяйственной части средний 2
средний 1
Торгово-снабженческая контора «Трансторгснаб»
Начальник конторы высший 1
Начальник отдела старший 2
Помощник начальника конторы по кадрам старший 1
средний 4
средний 3
Ассоциация по ремонту и модернизации путевой техники «Ремпутьмаш»
Генеральный директор ассоциации высший 2
Начальник отдела старший 2
Начальник бюро старший 1
Ведущий специалист, специалист I категории средний 4
Специалист II категории, специалист средний 3
Заводы, находящиеся в ведении МПС России
Директор завода высший 2
Начальник: отдела заводоуправления, цеха, заводской лаборатории; главный специалист, начальник штаба гражданской обороны средний 4
Ведущий специалист, специалист I категории, старший инспектор по кадрам, начальник участка (смены) средниq 2
Специалист II категории, специалист, инспектор по кадрам, старший мастер, мастер, стар ший диспетчер, диспетчер, механик, энергетик цеха средний 1
Строительные организации. Тресты и приравненные к ним организации
Управляющий трестом высший 1
Заместитель управляющего старший 3
старший 2
Ведущий специалист, специалист I категории средний 4
Специалист II категории, специалист средний 3
Управления и приравненные к ним организации
Начальник управления старший 3
Главный специалист, начальник отдела средний 2
Ведущий специалист, специалист I категории старший производитель работ средний 1
Специалист II категории, специалист, производитель работ, мастер младший
Дирекции по строительству новых железнодорожных линий и группы заказчика. Дирекция строительства БАМ
Начальник дирекции высший 2
Главный ревизор, начальник: службы, отдела, группы заказчика старший 3
Помощник начальника дирекции старший 2
Начальник сектора старший 1
Ведущий специалист, специалист I категории средний 3
Специалист II категории, специалист средний 2
Дирекции и группы заказчика (кроме Дирекции строительства БАМ)
Начальник дирекции по строительству новых железнодорожных линий Тюмень-Тобольск-Сургут-Нижневартовск старший 3
Начальники других дирекций и групп заказчика старший 2
Начальник отдела дирекции старший 1
Инспектор по качеству и приемке строительно-монтажных работ средний 4
Центральная станция связи (ЦСС)
Начальник ЦСС высший 1
Начальник отдела старший 2
Начальник цеха старший 1
Начальник смены технического цеха, старший инспектор ревизор, ведущий специалист, специалист I категории средний 3
Специалист II категории, специалист средний 2
Управления материально-технического обеспечения
Начальник управления высший 1
Начальник отдела старший 1
Ведущий специалист, специалист I категории средний 3
Специалист II категории, специалист средний 2
Базы материально-технического снабжения
Начальник базы старший 1
Начальник отдела средний 2
Заводские и другие инспекции Инспекция по сохранности вагонного и контейнерного парков
Старший инспектор МПС высший 1
Заводские инспекции
Старший заводской инспектор-приемщик (возглавляющий инспекцию) старший 1
Старший заводской инспек тор-приемщик средний 4
Заводской инспектор-приемщик средний 3
Инспекция по аттестации и контролю за содержанием фирменных поездов
Старший инспектор-приемщик МПС высший 1
Старший инспектор-приемщик по группе дорог старший 3
Инспектор-приемщик старший 2
Хозрасчетные топливно-энергетические предприятия «Транстоп»
Директор предприятия старший 3
Старший инспектор-приемщик старший 1
Инспектор-приемщик средний 4
Высшие учебные заведения МПС
Ректор вуза, ректор Института повышения квалификации руковдящих работников и специалистов железнодорожного транспорта (ИПК) высший 2
Проректор вуза: поучебной, научной работе, заочному и вечернему обучению, международным связям,проректор ИПК (кроме проректора по административно-хозяйственной работе), директор филиала ИПК высший 1
Проректор по административно-хозяйственной работе и капитальному строительству вуза и ИПК, декан факультета-профессор, заведующий; кафедрой, имеющий ученую степень доктора наук или звание профессора, директор лицея старший 1
Главный бухгалтер вуза и ИПК, заведующий кафедрой, главный инженер, помощник ректора старший 2
Доцент кафедры, начальник: учебного отдела, научно-исследовательского сектора, вычислительного центра; заведующий: научно-исследовательской лабораторией, учебно-консультационным пунктом, подготовительным отделением, аспирантурой, докторантурой; директор библиотеки, заместитель декана факультета, преподаватель кафедры, старший научный сотрудник — кандидат наук старший 1
Заведующий: учебной лабораторией, кабинетом экономических исследований; старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник-кандидат наук средний 4
Ведущий специалист, специалист I категории средний 3
Специалист II категории, специалист средний 2
Директор высший 1
Заместитель директора: по учебной работе, по производс- твенному обучению (по учебно-производственной работе), по воспитательной работе, заведующий филиалом техникума старший 3
Заведующий: вечерним, заочным отделением, отделением по специальности, учебно-консультационным пунктом; заместитель директора по административно-хозяйственной работе старший 2
Заведующий: производственной практикой, библиотекой, лабораторией; руководитель: физического воспитания, военной подготовки; преподаватель, воспитатель, методист средний 4
Заведующий учебными мастерскими средний 3
Мастер производственного обучения средний 2
Преподаватель старший 1
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Директор института высший 3
Заместитель директора института (кроме заместителя директора института по хозяйственной части) высший 2
Научный руководитель и главный инженер НИЦ ВНИИЖТа высший 1
старший 3
Заведующий: отделом, отделением, не имеющий степени доктора наук или звания профессора; ученый секретарь института старший 2
Заведующий: сектором, лабораторией; начальник экспериментального кольца, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник (имеющие ученую степень кандидата наук) старший 1
Старший научный сотрудник, не имеющий ученой степени, ведущий специалист, специалист I категории, главный механик экспериментального кольца средний 4
Научный сотрудник, младший научный сотрудник, специалист II категории, специалист, старший мастер экспериментального кольца средний 3
Машинист локомотива экспериментального кольца I, II класса средний 2
Машинист локомотива экспериментального кольца III класса, машинист локомотива экспериментального кольца средний 1
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖТ)
Директор института высший 2
Заведующий: отделом, отделением, сектором, лабораторией; главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник (имеющие ученую степень доктора наук или звание профессора) старший 3
Заведующий: отделом, отделением, сектором, лабораторией (имеющие ученую степень кандидата наук); ученый секретарь института старший 2
Ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, имеющий ученую степень кандидата наук старший 1
средний 4
средний 3
Другие научно-исследовательские институты
Директор института высший 1
Заведующий: отделом, отделением, сектором, лабораторией, главный научный сотрудник (имеющие степень доктора наук) старший 3
Заведующий: отделом, отделением, не имеющий степени доктора наук; ученый секретарь института старший 2
Заведующий сектором, лабораторией, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник (имеющие ученую степень кандидата наук) старший 1
Старший научный сотрудник, не имеющий ученой степени, ведущий специалист, специалист I категории средний 4
Научный сотрудник, младший научный сотрудник, специалист II категории, специалист средний 3
Проектно-изыскательские институты и их филиалы
Директор института высший 1
Директор филиала института старший 3
Начальник: отдела, информационно-вычислительного центра; главный инженер проекта старший 2
Главный специалист, заведующий проектным кабинетом, начальник: сектора, бригады, группы, лаборатории, изыскательской партии, экспедиции, отряда старший 1
Ведущий специалист, специалист I категории средний 4
Специалист II категории, специалист средний 3
Буровой мастер средний 2
Главный вычислительный центр МПС
Начальник центра высший 1
Начальник отдела старший 2
Начальник сектора старший 1
Ведущий специалист, специалист I категории средний 4
Специалист II категории, специалист средний 3
Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки «Желдоррасчет»
Начальник центра старший 3
Начальник отдела старший 1
Ведущий специалист, специалист I категории средний 4
Специалист II категории, специалист средний 3
Проектно-конструкторские и проектно-технологические бюро МПС
Начальник бюро высший 1
Начальник филиала бюро старший 3
Заведующий отделом старший 2
Главный специалист, заведующий сектором старший 1
Ведущий специалист, специалист I категории средний 4
Специалист II категории, специалист средний 3
Проектный и внедренческий центр организации труда МПС
Директор центра старший 3
Начальник отдела старший 1
Ведущий специалист, специалист I категории средний 3
Специалист II категории, специалист средний 2
Сетевые обследовательские, испытательные станции (всех наименований). Нормативно-технологическая станция
Начальник станции старший 2
Специалист I категории средний 3
Специалист II категории, специалист средний 2

Примечание:

1. Заместителю руководителя, главному инженеру и главному бухгалтеру знаки различия устанавливаются на один ранг ниже знаков различия соответствующего руководителя.

2. Главному бухгалтеру централизованной (узловой централизованной) бухгалтерии отделения железной дороги, главному бухгалтеру важнейшей железнодорожной станции по перечню, утвержденному МПС, устанавливается 4 звезды среднего начальствующего состава. Начальнику учетно-контрольной группы централизованной (узловой централизованной) бухгалтерии отделения железной дороги знаки различия устанавливаются на уровне знаков различия главного бухгалтера соответствующего линейного предприятия (организации) отделения железной дороги.

3. Работникам предприятий, создаваемых на базе служб или отделов управления или отделения железной дороги, знаки различия устанавливаются на уровне знаков различия работников соответствующих служб и отделов.

Приложение 2. Нормы выдачи и сроки носки форменной одежды для работников железнодорожного транспорта, приобретаемой на льготный условиях

Наименование предметов Единица модели Кол-во Срок носки (лет)
Для среднего начальствующего состава
1 СФ1194; СФ1294 1 3
2 Плащ из смесовой ткани сине-серого цвета мужской; женский СФ1394; СФ1494 1 3
3 СФ0394; СФ03394 1 2
4 СФ0594; СФ05594 1 2
5 Галстук 1 2
6 СФ0494; СФ4494 1 2
7 Зимний головной убор 1 2
Для младшего начальствующего и рядового состава
1 Пальто из смесовой ткани темно-серого цвета мужское; женское СФ1194; СФ1294 1 3
2 Костюм из полушерстяной ткани серо-голубого цвета мужской; женский СФ0394; СФ03394 1 2
3 Сорочка мужская; блуза женская СФ0594; СФ05594 1 2
4 Галстук 1 2
5 Летний головной убор мужской; женский СФ0494; СФ04494 1 2
6 Зимний головной убор 1 3

Приложение 3. Описание форменной одежды для работников железнодорожного транспорта

Пальто
(для всех категорий работников)

Изготавливается из смесовой плащевой ткани (на хлопчатобумажной основе) темно-синего или темно-серого цвета. Силуэт прямой. Полочки с прорезными карманами. Центральная бортовая застежка переда — внутренняя (потайная). Воротник отложной на стойке. Спинка прямая. Рукава с хлястиками и пуговицами в нижней части. Утепляющая подкладка съемная. В качестве утеплителя используется синтетическая вата, а для районов с холодным климатом — ватин. Для 1 и 2 климатических зон пальто комплектуется утепленным жилетом.

Костюм

Для высшего и старшего начальствующего состава изготовляется из шерстяной камвольной ткани темно-синего, серо-голубого цвета.

Для высшего начальствующего состава — пиджак с отложным воротником, с центральной бортовой застежкой на три форменные пуговицы. По краю воротника проложен кант шириной 3 мм из сукна зеленого цвета. Углы воротника отделаны шитьем в виде лавровых листьев золотистого цвета (по два справа и слева и один лист вверху). Спинка пиджака прямая со шлицей. Полочки с двумя прорезными карманами с клапанами внизу и одним прорезным карманом в верхней части левой полочки. Рукава прямые с двумя форменными пуговицами в нижней части. Брюки форменного костюма прямые, классического покроя.

Для старшего начальствующего состава — пиджак без канта по воротнику, в углах воротника — металлический технический знак.

На летний период разрешается ношение высшим и старшим начальствующим составом форменного костюма модели «куртка и брюки» из полушерстяной камвольной ткани серого или серо-голубого цвета.

Для среднего, младшего начальствующего и рядового состава форменный костюм изготовляется из полушерстяной камвольной ткани серо-голубого цвета: для мужчин — куртка и брюки, для женщин — куртка и юбка.

Куртка с центральной бортовой застежкой на четыре форменных пуговицы. Воротник отложной. Полочки с кокетками и накладными карманами с клапанами в верхней части. На спинке — встречная складка. На куртке мужского костюма имеются дополнительные прорезные карманы в нижней части. Рукава втачные, на манжете, застегивающемся на одну форменную поговицу. Низ куртки заканчивается поясом, в боковых частях которого проложена эластичная тесьма (резинка) для регулирования ширины изделия по бедрам. Брюки мужского костюма прямые, классического покроя. Юбка женского костюма прямая со шлицей сзади.

Головной убор

Для высшего и старшего начальствующего состава имеет вид традиционной форменной фуражки.

Для среднего, младшего начальствующего и рядового состава мужской головной убор имеет вид кепи с высокой тульей и отворотами. Углы отворотов пристегиваются к тулье на кнопки. По окружности тульи (в верхней части) проложен кант шириной 3 мм из сукна зеленого цвета. Над козырьком располагается ремешок из искусственной кожи. Женский головной убор имеет вид пилотки, отворот которой отделан кантом, шириной 3 мм из сукна зеленого цвета.

Мужской и женский форменные головные уборы изготовляются из той же ткани, что и форменный костюм.

Зимний утепленный головной убор:

Для высшего начальствующего состава имеет вид шапки с высокой тульей, отворотами и козырьком. Головной убор цельномеховой, изготовляется из меха каракуля черного цвета, козырек обтянут искусственной кожей черного цвета.

Для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава мужской утепленный головной убор имеет вид кепи с высокой тульей, отворотами из овчины (цигейки) черного цвета и козырьком, обтянутым тканью или искусственной кожей. Верх головного убора выполняется из ткани, соответствующей цвету пальто (плаща).

Женский головной убор имеет вид кубанки из овчины (цигейки) черного цвета

Плащ

Мужской и женский имеет внешний вид, аналогичный пальто, но без утепляющей подкладки. Изготовляется из смесовой ткани (на хлопчатобумажной основе) темно-синего или сине-серого цвета.

Сорочка форменная мужская и блуза форменная женская (под костюм) — с длинным рукавом, с отложным воротником, с центральной бортовой застежкой на пуговицы. На левой полочке верхней накладной карман. Спинка с кокеткой. Цвет сорочки и блузы — голубой или белый.

Сорочка мужская летняя и блуза женская летняя — с длинным или коротким рукавом, с отложным воротником. Полочки с верхними накладными карманами с клапанами. Спинка с кокеткой. Низ сорочки мужской и блузы женской заканчивается поясом. Цвет сорочки и блузы летней — голубой, серый.

Сорочки и блузы форменные для работников железнодорожного транспорта изготовляются из шелковых сорочечных тканей.

Обувь кожаная черного цвета (туфли, ботинки, полуботинки).

Галстук (регат). Изготовляется из ткани синего или серого цвета (в зависимости от цвета форменного костюма).

Приложение 4. Описание знаков различия и фурнитуры для работников железнодорожного транспорта Российской Федерации

1. Знаки различия устанавливаются в зависимости от должности (профессии). Знаками различия служат наплечные знаки (полупогоны) с поперечным размещением звезд на форменном костюме и на форменной сорочке или блузе женской.

2. Наплечные знаки (полупогоны) представляют из себя четырехугольник с закругленным верхним концом размером: ширина у основания — 70 мм, длина — 90 мм, для Министра путей сообщения — 100 мм. Наплечные знаки для Министра путей сообщения, заместителей Министра и других лиц высшего начальствующего состава окантовываются с трех сторон (кроме основания) шнуром золотистого цвета. Нижняя часть наплечного знака изготовляется из ленты (шеврона) золотистого цвета шириной 50 мм. Верхняя закругленная часть наплечного знака изготовляется из сукна зеленого цвета. Основание наплечного знака также обшивается кантом из сукна зеленого цвета. На поле наплечного знака располагаются: для Министра путей сообщения — на зеленом поле вышивается золотистыми нитями государственный герб Российской Федерации размером 30 мм, на золотистом поле вышивается нитями серебристого цвета звезда размером 28 мм с расходящимися от нее десятью лучами; для первого заместителя Министра — на зеленом поле вышивается золотистыми нитями технический знак (разводной ключ и молоток) размером 20 мм в венке из лавровых листьев, в нижней части на золотистом поле вышивается нитями серебристого цвета звезда размером 25 мм с расходящимися от нее пятью лучами; для заместителя Министра — на зеленом поле вышивается золотистыми нитями технический знак размером 20 мм в венке из лавровых листьев, в нижней части на золотистом поле вышивается нитями серебристого цвета звезда размером 25 мм; для других лиц высшего начальствующего состава — на зеленом поле вышивается золотистыми нитями технический знак размером 20 мм, на золотистом поле вышивается нитями серебристого цвета звезды размером 20 мм в количестве от одной до трех с поперечным их размещением. Наплечные знаки для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава изготовляются из той же ткани, что и форменный костюм, серо-голубого или темно-синего цвета. Размер и форма наплечного знака аналогичны полупогону для высшего начальствующего состава. С трех сторон, кроме основания, наплечный знак обшивается кант ом из сукна зеленого цвета шириной 3 мм. В верхней части наплечного знака располагается продольная петля для форменной пуговицы размером 14 мм. На поле знаков различия располагаются: для старшего начальствующего состава — на расстоянии 10 мм от основания наплечного знака размещаются две полоски желтого цвета шириной по 6 мм в виде угла 120 градусов с вершиной, расположенной по центральной оси четырехугольника и направленной к его основанию, просвет между полосками — 2 мм. На 10 мм выше полосок по поперечной оси размещаются звезды металлические зеленого цвета в золотистом обрамлении размером 16 мм в количестве от одной до трех; для среднего начальствующего состава — на расстоянии 10 мм от основания наплечного знака размещается одна полоска желтого цвета, шириной 6 мм в виде угла 120 градусов с вершиной, расположенной по центральной оси четырехугольника и направленной к его основанию. На 3 мм выше полоски по поперечной оси размещаются звезды золотистого цвета размером 16 мм в количестве от одной до трех, четвертая звезда размещается над средней звездой первого ряда по центральной оси четырехугольника на расстоянии 2 мм от первого ряда; для младшего начальствующего состава — на расстоянии 10 мм от основания полупогона размещается одна полоска зеленого цвета шириной 12 мм в виде угла 120 градусов с вершиной, расположенной по центральной оси четырехугольника и направленной к его основанию. Над полоской на расстоянии 10 мм располагаются буквы «РЖД» (Российские железные дороги), высота букв — 12 мм; для рядового состава — наплечные знаки символов не имеют. На расстоянии 30 мм от основания полупогона располагаются буквы «РЖД», высота букв — 12 мм. Наплечные знаки пришиваются к форменной одежде по всему их периметру и дополнительно пристегиваются на пуговицу. На летней форменной сорочке (блузе) наплечные знаки — съемные.

3. Эмблема железнодорожного транспорта представляет собой эллипсообразное колесо с крыльями. Размер нагрудной эмблемы: габариты колеса — 23Х13 мм, размах крыльев — 70 мм. Эмблема для лиц высшего и старшего начальствующего состава вышивается золотистыми нитями. Для среднего, младшего начальствующего и рядового составов — может быть изготовлена из других материалов золотистого цвета. Эмблема располагается на правой стороне форменного костюма и летней форменной сорочки (блузы) на уровне груди.

4. Кокарда для головных уборов представляет собой эллипс шириной 22 мм и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении с крыльями (размах крыльев 60 мм) и двумя лавровыми листьями у основания эллипса. На поле расположен технический знак золотистого цвета. Кокарда выполняется из металла, для высшего начальствующего состава может быть вышита. Кокарда для женского головного убора (пилотки) представляет собой эллипс шириной 27 мм и высотой 34 мм в золотом обрамлении.

5. Технический знак нового образца для форменной одежды представляет собой окружность диаметром 15 мм, с полем темно-зеленого цвета. На поле изображены перекрещивающиеся разводной ключ и молоток. Справа и слева окружности располагается усеченная рессора золотистого цвета размером 8Х5 мм. Технический знак выполняется из металла и крепится в углах воротника форменного костюма.

6. Нарукавная эмблема Российских железных дорог изготовляется из ткани форменного костюма. Высота эмблемы — 94 мм, ширина — 70 мм. Верхний край эмблемы закруглен, нижний край имеет форму конуса со сторонами 45 мм. В верхней части эмблемы в эллипсе размером 24Х22мм изображены цвета российского флага, по боковым сторонам эллипса располагаются стилизованные «крылья» (размах «крыльев» — 45 мм). В центральной части эмблемы расположена в три строки надпись — «Российские железные дороги». Высота букв — 8 мм, расстояние между строками — 2 мм. В нижней части эмблемы расположен технический знак — разводной ключ и молоток размером 23 мм. По краю эмблемы — кант шириной 2 мм. Надпись на эмблеме, технический знак и кант имеют золотистый цвет. Нарукавная эмблема устанавливается для форменной одежды старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава и располагается на левом рукаве форменного костюма, пальто, плаща на расстоянии 60 мм от верхней точки рукава.

7. Пуговицы для форменной одежды работников железнодорожного транспорта имеют золотистый цвет. На пуговицах рельефно изображается технический знак. Диаметр пуговиц 22 мм (большие) и 14 мм (малые).

Изучение истории форменного обмундирования показывает, что ее развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нем различными социальными процессами и требованиями времени.

Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России. В эпоху резкого деления общества на классы вносятся детали, закрепляющие иерархическую лестницу. Во время второй мировой войны, тыл становится трудовым фронтом и железнодорожники надевают погоны. К 1955 г. страна восстанавливает разрушенное хозяйство, идет мирный путь развития экономики и форменный костюм ищет пути совершенствования. Демократические преобразования 60-х годов, появление новых материалов позволяют и форменному обмундированию при сохранении знаков различия приблизиться к бытовому костюму.

Жизнь не стоит на месте, внося коррективы во все сферы деятельности человека. Нет сомнения, что поиск новых моделей костюмов будет продолжен.

Форма специалистов Института Корпуса инженеров путей сообщения

История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения, и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1809 г.

Так как институт был полувоенным учебным заведением, то форма выпускников и кадетов соответствовала военной форме
того времени. Для отличия чинов служили серебряные эполеты с золотыми звездочками. Первым воспитанникам института было разрешено носить офицерский мундир, но без эполет.

В 1817 г. была введена зеленая выпушка для мундиров.

В 1830 г. вместо гладких пуговиц вводятся пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря, а генералам —
пуговицы с государственным гербом (двуглавый орел). 3нак из топора и якоря сохранился вплоть до 1932 г., то есть до введения современного технического знака из ключа и молотка.

Инженеры путей сообщения продолжали носить военные мундиры до 1867 г., когда стали выпускаться из института в званиях гражданских инженеров и с чином коллежского или губернского секретаря.

Форма служащих первых железных дорог в России (первая половина XIX века)

О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель дороги Царскосельской железной дороги Ф. Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.

Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено «Положение о составе Управления С.-Петербурго —
Московской ж.д.», где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты
. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую —
обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска
. Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.

Начиная с 1855 г. происходят большие изменения, в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами
: так, за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник.

Форма железнодорожников во второй половине XIX века — начале XX века

Крестьянская реформа 1861 г. обозначила новый период хозяйственного развития России —
промышленного капитализма. Одной из главных причин препятствующих быстрому развитию промышленности, было отсутствие железных дорог. Так как казна России, обескровленной Крымской войной, опустела, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861-1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих
.

В 1871 г. появилась эмблема Главного общества российских железных дорог
: два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний —
скорость, точность, комфортабельность.

Первая единая форма одежды
для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится в 1878 г.

Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:

  • инженеры путей сообщения;
  • чиновники центральных учреждений;
  • чиновники местных учреждений;
  • железнодорожные служащие.

К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличия форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб (красный, зеленый, синий и желтый).

24 августа 1904 г. утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования
:

  • парадную;
  • праздничную;
  • обыкновенную;
  • особую;
  • будничную;
  • летнюю;
  • дорожную.

В первые годы советской власти железнодорожники донашивали старые форменные костюмы, но без эмблем. Первая советская железнодорожная форма была введена в 1926 г.

1932 г.

особенностями форменного костюма являлись темно-синий цвет ткани и знаки различия красной эмали
, размещенные на петлицах: у высшего командного состава — звездочки, у среднего — шестигранники, у младшего и рядовых —
углы.

1943 г. —
введены персональные звания и новые знаки различия, располагавшиеся на погонах
. У высшего, старшего и среднего командных составов погоны были военного образца из серебряного галуна на светло-зеленом подбое. Погоны младшего и рядового составов, изготовлялись из приборного сукна черного цвета, имели комбинированную форму: от воротника нашивался прямоугольный погон, оканчивающийся, у рукава, поперечным шестиугольником.

Принадлежность к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства определялась по расположенной ниже пуговицы эмблеме из оксидированного металла. Так, строители носили эмблему в виде моста, вагонники — в виде вагона, локомотивщики — паровоза, движенцы получили в качестве эмблемы —
светофор, связисты —
скрещенные молнии, знак административной службы представлял собой изображение серпа и молота, наложенных на французский ключ и молот.

1955 г. — форма была заменена формой гражданского образца
. 3наки различия перенесли на петлицы.

1963 г. — на форме появляется эмблема железных дорог СССР — колесо и крылья
. Технический знак (молоток и ключ) сохранился.

1973 г.

издан приказ МПС №2114 «Об изменении знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта». Согласно приказу полагались нарукавные знаки в виде пятиугольника с золотистыми галунами
. 3наками различия для младшего и рядового состава служили пятиугольники шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 85-108 мм. Поле пятиугольников — из ткани черного цвета. Нашивались они на левом рукаве пальто, пиджака, жакета и куртки, вершиной вниз, в окантовке зеленого цвета, помещен желтый технический знак в венке, над венком — эмблема железнодорожного транспорта. В нижнем разрыве венка надпись «МПС» или «Метро».

1979 г.
— приказ МПС № 32Ц «Об изменении знаков различия на форменной одежде работников железнодорожного транспорта». Форменная одежда образца 1979 г. в основном повторяла предыдущую
. Сохранялся установленный черный цвет зимней и светло-серый цвет для летней одежды. Этим приказом утверждался табель должностей работников транспорта на получение форменной одежды, непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов устанавливался также порядок выдачи и предоставления скидки со стоимости форменной одежды. В качестве знаков различия для начальствующего состава устанавливались нашивки из галуна золотистого цвета и петлицы. Младшему и рядовому составу полагался пятиугольник шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 90-100 мм. Старшему, среднему, младшему и рядовому составам на воротнике пиджака полагались петлицы размером 60×30 мм.

1985 г. —
комплект одежды включал двубортное пальто и костюм
, состоящий из пиджака (двубортного у высшего и старшего начальствующего составов, и однобортного у остальных) с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом, и брюк цвета пиджака. Цвет зимней формы —
темно-синий, летней —
светло-серый. Головным убором служила фуражка с тульей из ткани костюма и черным околышем. Женщинам полагался шерстяной берет по цвету костюма. 3имой фуражку заменяла шапка-ушанка, выполнявшаяся из серого каракуля —
для высшего состава, из черного каракуля —
для старшего и среднего составов, из цигейки или искусственного меха черного цвета —
для остальных категорий работников. Верх шапки был из черного сукна. 3наки различия заимствованы из приказа 1979 г. Весь прибор: пуговицы, кокарда, эмблема, галуны, шитье —
желтого цвета.

1 января 1995 г.

в соответствии с приказом министра путей сообщения №14Ц от 22 декабря 1994 г. «О форменной одежде» в целях повышения дисциплины и ответственности работников железнодорожного транспорта была введена новая форменная одежда и знаки различия
. 3наками различия служат наплечные знаки (полупогоны) с поперечным размещением звезд. Эмблема железнодорожного транспорта представляет собой эллипсообразное колесо с крыльями. Эмблема для лиц высшего и старшего начальствующего состава вышивается золотистыми нитями. Для среднего, младшего начальствующего и рядового составов —
изготовляется из металла золотистого цвета. Кокарда для головных уборов представляет собой эллипс шириной 22 мм и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении с крыльями и двумя лавровыми листьями у основания эллипса. На поле расположен технический знак золотистого цвета. Кокарда для женского головного убора (пилотки) представляет собой эллипс шириной 27 мм и высотой 34 мм в золотом обрамлении, технический знак нового образца для форменной одежды —
окружность с полем темно-зеленого цвета, на котором перекрещиваются разводной ключ и молоток. Справа и слева окружности располагается усеченная рессора.

16 апреля 2003 года
ОАО «РЖД» официально объявило о начале общероссийского открытого конкурса «Новая форменная одежда». В нем могли принять участие все желающие художники-модельеры. Предварительно был проведен опрос среди железнодорожников, большинство которых высказались за смену действующей форменной одежды —
неудобной и некрасивой (существующая сегодня форменная одежда была введена в 1995 году, продолжила прежнюю философию военизированности и монопольного положения железнодорожного транспорта).

1 июня 2006 года
состоялся первый показ образцов новой форменной одежды, знаков различия и аксессуаров. Модели представили ФПК «Экспоцентр» (Москва), Дом моды И. Дадиани (Чувашия), Салон Елены Бадмаевой (Санкт-Петербург), Студия Дениса Симачева (Москва) и Дом моды Виктории Андреяновой (Москва). Жюри отдало свои голоса коллекции дизайнера Виктории Андреяновой. Она продемонстрировала наиболее интересное решение: ее модели выглядели оригинально и модно, и вместе с тем в них прослеживалась связь с историческими традициями.

В 2006-2007 годах
шли рабочие показы коллекций, продолжались доработки моделей. В 2007 году эскизы были официально одобрены руководством ОАО «РЖД». Начался предпромышленный этап работы — конструирование образцов и подготовка технических условий.

21 мая 2008 года
в Сочи в рамках III Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» состоялся показ первой серии одежды, предназначенной для машинистов, проводников и кассиров.

В 2009 году
проводились эксплуатационные испытания форменной одежды на Октябрьской железной дороге. По результатам пробной носки новая форменная одежда была одобрена, высказанные замечания и предложения учтены при запуске коллекции в массовое производство.

С 2010 года
началось поэтапное внедрение новой форменной одежды во всех структурных подразделениях ОАО «РЖД».