Презентация к уроку «значение двигательной активности для здоровья человека». Презентация «обеспечение двигательной активности учащихся с ослабленным здоровьем средствами физической» Презентация на тему виды современной двигательной активности

Работу выполнил ученик 8 «Б» класса МБОУ-СОШ №1 г.Аркадака Саратовской области Зеновьев Максим Руководитель: Кузнецова Т.В. Воздействие двигательной активности на организм человека

«Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении». Арабский врач средневековья Ибн Сина

Цели и задачи: Показать влияние двигательной активности на здоровье человека; Разъяснить вред гиподинамии; Указать на негативные факторы, мешающие формированию двигательной активности.

Двигательная активность Двигательная активность влияет на сохранение и укрепление здоровья человека. Физические упражнения повышают общий тонус и работоспособность, а также стимулируют защитные силы организма – возрастает устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, поэтому лечебная физкультура широко применяется в медицинской практике.

Распределение мышечной активности в сутки Вид нагрузки Преследуемые цели Утренняя зарядка Пробуждение. Переход от сна к бодрствованию Динамические упражнения Развивают быстроту, точность движений, силу Статистические нагрузки Приучают организм работать при недостатке кислорода, тренируют выносливость Уроки физкультуры Обучение приёмам рациональных движений при беге, ходьбе, прыжках, работе на снарядах, катании на лыжах, коньках и пр. Спорт Обеспечивает достаточную дневную нагрузку на организм. Способен обеспечить тренировочный эффект

Категории упражнений Аэробные упражнения увеличивают снабжение тканей кислородом. Это ходьба, бег, плавание, гребля, танцы, теннис и др. Силовые упражнения включают укрепление и увеличение размера мышц. Это отжимание, поднятие тяжестей, упражнения для брюшного пресса. Такие упражнения замедляют старение. Растяжка тренирует гибкость и подвижность суставов. Это достигается наклонами, поворотами, вращениями.

Гиподинамия С развитием цивилизации человеку приходится затрачивать меньше мышечных усилий. Это ведёт к снижению двигательной активности – гиподинамии (от лат. Hypo – под, dynamist – сила). Гиподинамия способствует: быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы; наращиванию избыточный массы тела за счёт отложений жира; увеличению риска заболеваний сердечнососудистой системы и способствует постоянному нервному напряжению; нарушению обмена веществ, что проявляется в ухудшении деятельности пищеварительной системы и увеличении слоя жировой ткани.

Польза двигательной активности В пользе двигательной активности были уверены великие люди всех эпох. Учёный-естествоиспытатель М.В.Ломоносов считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела». Выдающийся полководец А.В.Суворов сам делал гимнастику, закаливался и того же требовал от солдат. Крупнейший физиолог И.П.Павлов до последних дней совершал прогулки – пешие, велосипедные и лыжные. Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем органов, повышается работоспособность и укрепляется здоровье.

Негативное воздействие На формирование двигательной активности могут оказывать негативное влияние следующие факторы: Приём алкоголя уменьшает запас углеводов в мышцах, что ведёт к снижению работоспособности, ухудшается выносливость. При табакокурении изменяется растяжимость мышц и интенсивные мышечные сокращения сопровождаются болью.

Заключение Крошка сын к отцу пришёл И спросила кроха: «Что такое хорошо И что такое плохо?» Если делаешь зарядку, Если кушаешь салат И не любишь шоколадку – То найдёшь здоровья клад. Если мыть не хочешь уши И в бассейн ты не идёшь, С сигаретою ты дружишь – Так здоровья не найдёшь. Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам. Умываться, закаляться, спортом смело заниматься, Быть здоровым постараться. Это нужно каждому из нас!

ДВИГАТЕЛЬНАЯ
АКТИВНОСТЬ
Зав. кафедрой физической
культуры, ЛФК и
спортивной медицины
РостГМУ, д.м.н., профессор
Харламов Е.В.

«Улыбается ли ребенок при виде новой
игрушки, смеется ли Гарибальди, когда
его гонят за излишнюю любовь к
родине, выдумывает ли Ньютон новые
законы и пишет их на бумаге, дрожит
ли девушка при мысли о первом
свидании, всегда конечным итогом
мысли является одно — мышечное
движение»
И. М. Сеченов

Человек является частицей природы, ее плодом и неотъемлемой частью в круговороте ее составных частей. Связь с окружающей средой устанавли

Сферы внешней среды влияющие на человека
Физическая
окружающая среда:
Солнечна активность,
электромагнитные,
атмосферные поля
Производственная
среда: Производство и
труд человека (условия
труда, экология труда)
Человек
Социальная среда:
Человеческое
общество (социальноэкономические
условия) и человек
(микро- и макросреда)
Биологическая
окружающая среда:
животный и
растительный мир)
Человек является частицей природы, ее плодом и неотъемлемой
частью в круговороте ее составных частей. Связь с окружающей
средой устанавливается через органы чувств, рефлекторный аппарат
сомы, движения, через принятую пищу, воду, посредством
газообмена, потребления солнечной и других видов энергии.
Реакция организма на изменения, происходящие в окружающей
биосфере, осуществляются благодаря нервной системе путем
соответствующих рефлексов

И.П. Павлов отмечал, что двигательная
деятельность служит важным сигнализирующим
фактором центральной нервной системы
«…к пяти наружным анализаторам мы должны
прибавить в высшей степени тонкий
анализатор — внутренний анализатор
двигательного аппарата, сигнализирующий
центральной нервной системе каждый
момент движения, положение и напряжение
всех частей тела, участвующих в движении»
И.П. Павлов
Движение обуславливает взаимосвязь функций костно-мышечной
системы со всеми системами вегетативных процессов,
протекающих в организме. Двигательная, чувствительная и
вегетативная зоны коры образуют единую систему, посредством
которой организуется работа нижележащих нервных центров
(дыхания, кровообращения, обмена и т.п.) и осуществляется
двигательная и вегетативная регуляция органов и систем

Под
воздействием
физических
(или
других)
факторов
импульсация от рефлексогенной зоны в закодированном виде
доставляется по чувствительным афферентным нервным волокнам
в центры мозга. В коре в результате этой афферентации
формируется
центр
возбуждения,
который
доминирующе
воздействует на расположенные в коре другие корковые центры
(зрения, слуха), активируя их деятельность. От нервных центров
передаются импульсы к рабочим органам (эффекторам), в том
числе к скелетным мышцам, коже, внутренним и эндокринным
органам.
Основные гуморальные (химические) изменения в мышцах, коже
сходятся к образованию биологически активных веществ
гистамина, ацетилхолина, серотонина, различных свободных
радикалов, кининов. Эти вещества поступают в кровь, вызывают
изменения просвета капилляров, вязкость крови, изменяют
транскапиллярный обмен,
усиливают диффузию
газов,
метаболизм тканей.
Физиологический эффект
складывается
с
одной
стороны
сбалансированностью метаболических процессов в центрах коры
головного мозга и узлах вегетативной нервной системы, с другой
стороны
улучшением
кровообращения
в
системе
микроциркуляции регионально как в области воздействия (коже,
мышцах и других прилежащих тканей), так и в целом в большом
круге кровообращения.

Схематическое изображение моторно-висцеральных
рефлексов по И.В. Муравову и М.Р. Могендовичу

Принцип обратной связи был разработан учеными И.П. Павловым и
П.К. Анохиным, Н.А. Берштейном
Основанием для создания концепции обратной связи послужили
научные работы А.Ф. Самойлова о «воспитании» нервной системы
скелетной мускулатурой в филогенезе
Мышцы составляют 40-50% тела человека. За время
эволюционного развития функция мышечного движения
подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность
других органов, систем организма. Поэтому он очень четко
реагирует как на снижение двигательной активности, так и на
тяжелые, непосильные физические нагрузки.
Под влиянием эфферентных импульсов нервной системы
происходит
сокращение
скелетных
мышц.
Обратная
информация (афферентная) от сокращающихся мышц
изменяет («воспитывает») функциональное состояние нервной
системы. Таким образом, формируется определенная
морфофункциональная доминанта в коре головного мозга

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ПО П.К. АНОХИНУ
Источник
афферентации
(проприо, интеро,
экстеро-рецепторы)
Кора головного
мозга
(центр
возбуждения)
Обратная
связь
Эффекторы
(мышцы,
внутренние
органы)
Подкорковые
центры
вегетативной
нервной системы,
сенситивные
центры

Функциональная система по П.К. Анохину

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ПО П.К. АНОХИНУ

Важность и значение ежедневных занятий находит свое обоснование в учении о высшей нервной деятельности:

ВАЖНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
ЕЖЕДНЕВНЫХ ЗАНЯТИЙ НАХОДИТ
СВОЕ ОБОСНОВАНИЕ В УЧЕНИИ О
ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
И.М.Сеченова
А.А. Ухтомского
И.П. Павлова
Л.А. Орбели
П.К. Анохина
Н.А. Бернштейна
М.Р. Могендовича

Напряжение, создаваемое на протяжении
рабочего дня, может быть снято в короткий
срок другим внешним раздражителем –
физическими упражнениями, которые
помогают перенести возбуждение с
одного участка коры головного мозга на
другой, создавая этим самым отдых
(торможение первого возбуждения)
Опыты физиолога И.М.Сеченова показали,
что наилучшим способом восстанавливается
работоспособность в условиях активного
отдыха, когда деятельность, вызвавшая
утомление, сменяется не покоем, а
деятельностью другого характера!
«Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы,
должны отдыхать, восстанавливаться… А отдых таких
реактивнейших систем, как корковые клетки, должен в особенности
тщательно быть охраняем».
И.М.Сеченов

П.Ф. Лесгафт строил теорию
физического образования на тесной
связи между умственным и физическим
развитием человека
Он пропагандировал мысль, что
регулярная смена физических и
умственных упражнений «является
мощным фактором, снижающим
утомление и повышающим
работоспособность»
П.Ф. Лесгафт был противником
пассивного отдыха от умственных
занятий
«… Если обычные функции дополнить специальными упражнениями,
добавить физические нагрузки, то можно добиться
совершенствования органов в заданном направлении».
П.Ф. Лесгафт

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно
войти в быт каждого, кто хочет сохранить
работоспособность, здоровье, полноценную и радостную
жизнь»
Гиппократ (460-356 гг. до н.э.)
Отец медицины — древнегреческий ученый
Гиппократ — прожил около 104 лет
Он показал своим личным примером, что для
продления жизни и сохранения высокой
физической работоспособности необходимы:
ежедневная гимнастика, свежий воздух и
прогулки.
Ему же принадлежит введение в
практическую медицину термина
«образ жизни»

Двигательная активность —

«Движение как таковое может по своему действию заменить любое
лекарство, но все лечебные средства мира не могут заменить движения»
Тассо Торквато (1544-1593)
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ это генетически обусловленное в возрастном
аспекте количество локомоций в единицу
измерения (сутки, месяц, год)
Двигательная активность — сочетание разнообразных двигательных
действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных
или самостоятельных занятий физической культурой и спортом.
Ежедневные занятия физическими упражнениями можно рассматривать
как тренировку, которая представляет собой формирование двигательных
навыков и расширение функциональных возможностей организма.
Создав определенный режим двигательной активности, можно
отчасти регулировать морфо-функциональное развитие организма,
воздействовать на его устойчивость к факторам окружающей среды

Структурная схема двигательной активности
(М.А. Калмыков, Е.В. Харламов)

Норма суточной двигательной активности — та, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность организма в движениях и соответст

НОРМА СУТОЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ТА, КОТОРАЯ ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЯЕТ
БИОЛОГИЧЕСКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ ОРГАНИЗМА В
ДВИЖЕНИЯХ И СООТВЕТСТВУЕТ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ
ВОЗМОЖНОСТЯМ
Основные критерии нормирования суточной
двигательной активности:
динамика показателей роста, развития, состояния
здоровья;
уровень функционального состояния основных
органов, систем организма;
степень резистентности;
частота заболеваний;
уровень и степень гармоничности физического
развития

Схема соотношения границ различной двигательной активности

СХЕМА СООТНОШЕНИЯ ГРАНИЦ РАЗЛИЧНОЙ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
МНB — минимально
необходимая величина;
МДВ — максимально
допустимая величина;
I- патология;
II- гипокинезия – дефицит
движения;
III- гигиеническая норма;
IV- гиперкинезия чрезмерная двигательная
активность;
V — патология
МНB — минимально
необходимая величина = 150
минут умеренной двигательной
активности в неделю.
Научно обоснованный объем двигательной
активности для лиц студенческого возраста
составляет 2,5 часа ежедневно!

Считается, что развитие, рост и старение организмов — процесс
приближения
к
конечному
стационарному
состоянию,
сопровождаемый
уменьшением
удельной
скорости
теплопродукции (теория Пригожина-Виам).
Таким образом, с определенного этапа онтогенеза происходит
непрерывный процесс «старения» биосистемы — снижение
скорости теплопродукции. Скорость «старения» наибольшая на
ранних стадиях развития, наименьшая — на конечных этапах
онтогенеза. Достижение конечного стационарного состояния
означает смерть. Начиная с 25 лет у человека снижение удельной
скорости теплопродукции составляет 3,0-7,5 % на каждые 10 лет.
В основе этого явления — изменение активности ферментов,
концентрации митохондрий в клетках и т.д. А это значит, что
индивиды движутся к своему стационарному состоянию с
различной скоростью, в различном возрасте переходя границы
«безопасного» уровня здоровья.
С этих позиций находит свое подтверждение
«нормальных» болезнях старости (В. М. Дильман, 1988).
тезис
о

Динамика уровня соматического здоровья
по декадам жизни (экспресс-оценка, балл)
Возраст,
годы
Уровень здоровья
Мужчины
Женщины
Макс
Мин
Х
Макс
Мин
Х
20-30
15
10
12,5
14
8
11,3
31-40
15
4
9,2
10
5
7,0
41-50
14
4
8,7
7
3
5,3
51-60
16
3
6,7
7
0
5,3
61-70
6
3
5,0
5
2
3,3
71-80
4
3
2,5



Таблица демонстрирует типовую динамику уровня здоровья,
определяемую по системе экспресс-оценки, по десятилетним циклам.
Заметно, во-первых, закономерное снижение уровня соматического
здоровья с возрастом и, во-вторых, выход средней оценки уровня
здоровья за пределы «безопасной зоны» (12 баллов) уже в четвертой
декаде жизни.
При соблюдении принципов здорового образа жизни индивид может
находиться в «безопасной» зоне соматического здоровья до конца
шестой декады жизни.

Зависимость продолжительности жизни (по горизонтали, лет) от темпа
снижения интенсивности внутриклеточного энергообразования (по
вертикали). БУЗ — безопасный уровень здоровья, УЭП — уровень
энергопотенциала

Физическая культура и ведение здорового образа жизни:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ВЕДЕНИЕ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ:
обеспечивают практическое решение вопросов по
сохранению и укреплению здоровья человека;
способствуют физическому развитию, расширению
физических возможностей;
влияют практически на все стороны жизнедеятельности
человека:
развивают духовно-нравственные качества личности;
усиливают мотивацию ее саморазвития;
осуществляют социальную адаптацию;
помогают адекватно реагировать на стрессовые факторы
окружающей среды;
обеспечивают сохранение и укрепление здоровья на протяжении
всей жизни человека.

Активный отдых должен решать следующие задачи:

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ ДОЛЖЕН РЕШАТЬ
СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
обеспечение биологической нормы здоровья
(допустимые величины для сохранения крепкого
здоровья и высокой работоспособности: минимальный
расход физической энергии 1800-2000 ккал/день,
максимальный в среднем 4500 ккал/день);
снятие диспропорции между недостаточной физической
активностью и чрезмерными умственным и психическим
напряжениями с помощью переключения на качественно
иной вид деятельности;
увеличение «запаса прочности» по сравнению с
«обычной» нормой расходования сил за счет
оздоровительной физической культуры.

Недостаточная активная деятельность человека (гипокинезия) – характерная черта нашего времени

«гиперкинезия — чрезмерная двигательная активность;
«гипокинезия» — дефицит движения;
«гиподинамия» — нарушение функций организма (опорнодвигательного аппарата, кровообращения, дыхания,
пищеварения) при ограничении двигательной активности,
снижении силы сокращения мышц
НЕДОСТАТОЧНАЯ АКТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
(ГИПОКИНЕЗИЯ) – ХАРАКТЕРНАЯ
ЧЕРТА НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Последствия гипокинезии

ПОСЛЕДСТВИЯ ГИПОКИНЕЗИИ
Нарушение слаженности в работе мышечного аппарата и
внутренних органов вследствие снижения интенсивности
проприоцептивной импульсации из скелетных мышц в
центральный аппарат нейрогуморальной регуляции (ствол
мозга, п/к ядра, кора). При гипокинезии изменяется структура
скелетных мышц и поперечно-полосатых мышц миокарда.
Падает иммунологическая активность, устойчивость организма к
перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода.
При длительной гипокинезии происходит снижение мышечной
массы сердца в результате снижения скорости реакции синтеза
белка, снижение систолического и повышение диастолического
давления, нарушаются процессы регуляции кровообращения.
Возникают серьезные деструктивные процессы в сосудах,
развивается гиподинамия.

Клиническая гиподинамия

КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПОДИНАМИЯ
включает в себя несколько этапов, обуславливающих степень
включения компенсаторных механизмов в зависимости от
меры снижения нагрузки
первоначальное отсутствие достаточной двигательной нагрузки
вызывает стимуляцию адаптационных систем организма и
перестройку его на новый уровень функционирования. Внешне
не отражается на функциональном состоянии организма
дальнейшее
ограничение
двигательной
активности
способствует возникновению серьезных функциональных
изменений и способствует возникновению предпатологического
состояния. Характеризуется: снижением неспецифической
резистентности
организма,
быстрой
утомляемостью,
отставанием в выполнении физических навыков, изменении в
физическом развитии
в ряде случаев развитие «астенического синдрома» комплекса
расстройств,
затрагивающих
метаболизм
локомоторного аппарата, деятельность ЦНС, вегетативных
функций и обменных процессов в организме (укладываются в
понятие гипокинезическая болезнь).

Профилактика гиподинамии:

ПРОФИЛАКТИКА
ГИПОДИНАМИИ:
четкое выполнение гигиенических
рекомендаций по режиму дня
(УГГ, ПГ), снижение статистической
компоненты в свободное время;
внедрение внеурочных форм физического
воспитания;
увеличение доли динамической компоненты в
формах физического воспитания и на академических
занятиях и трудовом процессе;
пропаганда здорового образа жизни, привлечение к
спортивной жизни и физкультурно-оздоровительным
мероприятиям.

Оптимизация физической активности взрослого человека в современных условиях

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

«Самое главное в режиме
сохранения здоровья есть
занятия физическими
упражнениями, а затем
режим пищи и режим сна.
Умеренно и своевременно
занимающиеся не нуждаются
ни в каком лечении,
направленным на устранение
болезни»
Авиценна (980- 1037)

Формы самостоятельных занятий

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Утренняя гигиеническая зарядка
Упражнения в течение учебного дня – производственная
гимнастика
Самостоятельные занятия с оздоровительной или
тренировочной направленностью
Однако одной из основных форм занятий является
самостоятельная работа по накоплению знаний, т.к. знания,
понимание (а не заучивание) сути теоретико-методического
материала имеют основное значение для сознательного и
активного использования средств и методов физической
культуры в организации самостоятельных занятий
физическими упражнениями, в процессе повседневной жизни и
в качественном и эффективном осуществлении
профессиональной деятельности
Попутная тренировка

Утренняя гимнастика

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
В утренние часы после пробуждения от сна
Упражнения для всех групп мышц, упражнения на
релаксацию, гибкость, маховые и дыхательные
упражнения.
Не рекомендуется выполнять упражнения статического
характера, с отягощениями, на выносливость
(длительный бег до утомления)
Придерживаться последовательности: ходьба,
медленный бег (2-3 мин), упражнения на «подтягивание»
с глубоким дыханием, упражнения на гибкость и
подвижность для рук, шеи, туловища и ног, упражнения с
легкими гантелями, различные наклоны и выпрямления в
прыжке и стоя, сидя, лежа, приседания, прыжки и
подскоки, упражнения на расслабление с глубоким
дыханием (упражнения йоги)
После выполнения гимнастики рекомендуется сделать
самомассаж и выполнить водные процедуры

Упражнения в течение учебного дня

УПРАЖНЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ
В перерывах между учебными или самостоятельным занятиями
Предупреждают наступающее утомление, способствуют
поддержанию высокой работоспособности
Производственная гимнастика:
Вводная гимнастика – 6-8 упражнений, в течение 5-7 минут в
начале рабочего/учебного дня (сокращается период
врабатываемости в трудовой день)
физкультурные паузы – 5-7 упражнений в течение 5 мин в
период начинающегося утомления для снижения утомляемости
и повышения умственной работоспособности,
Физкультминутки – в течение 1-2 мин, 2-3 упражнения общего
и локального воздействия
микропаузы активного отдыха,
малые игровые формы в межрабочих перерывах
(настольный теннис, бильярд, дартс и др.),
сеансы в комнатах психофизической разгрузки

Самостоятельные тренировочные занятия

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Индивидуально или в группе из 3-5 чел. 2-7 раз в неделю по 1-1,5 часа
Лучшее время для тренировок – вторая половина дня, через 2-3 часа после
обеда.
Структура тренировочного занятия:
1. Разминка (25-30 мин.)
— общая (подготавливает функциональные системы организма и ОДА к
основной работе) Ходьба, медленный бег, общеразвивающие упражнения в
последовательности «сверху-вниз»
— специальная (углубленная подготовка суставов, связок, мышц и
функциональных систем для выполнения основной работы)
2. Основная часть (45-55 мин.)
Порядок: Быстрота – Ловкость – Сила — Выносливость
3. Заключительная часть (5-15 мин.)
– обеспечивает ускорение восстановительных процессов.
Упражнения невысокой интенсивности, дыхательные, маховые,
растягивающие, релаксационные упражнения.
После окончания занятий обязательным является выполнение гигиеническовосстановительных мероприятий (душ)

Ведущие принципы оздоровительно-тренировочных занятий: Принцип трех «П»

ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ:
ПРИНЦИП ТРЕХ «П»
Последовательность (от простого к
сложному)
Постепенность (наращиваем нагрузку)
Постоянство (ежедневные занятия дают
наибольшую скорость роста
тренировочного эффекта)

Физическая активность
влияет на работу мозга!
Группа ученых Иллинойского университета в УрбанаШампейне выяснила, что физическое развитие
приводит к благоприятным изменениям в головном
мозге, в частности к улучшению качества белого
вещества, которое отвечает за перенос сигналов
нейронов в различные его участки.
Шведские ученые пришли к выводу, что регулярные
физические упражнения помогают не только сохранить
здоровое тело, но и избежать развитие слабоумия
и болезни Альцгеймера в старости.

А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО…
Американские ученые выяснили, что пешие прогулки в
пожилом возрасте снижают риск инфаркта на 11-50%.
Канадские ученые из Королевского Университета в Онтарио
считают, что если человек еженедельно тратит 2,5 часа на
занятия спортом (20 минут в день), то при прочих равных
обстоятельствах он проживет дольше того, кто идет с
ленью по жизни.

А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО…
Британские ученые доказали, что 38 минут умеренных
нагрузок снижают риск рака матки на 44%.
Исследователи из Университета Шербрука (США)
выяснили, что физические упражнения поднимают
настроение (стимулируют выработку и замедляют
распад серотонина – регулятора настроения)
Американские ученые доказали, что утренняя пробежка не
только помогает избавиться от лишних калорий, но и
укрощает аппетит.
Тайваньские ученые выяснили, что ежедневная
пятнадцатиминутная зарядка дарит 3 года жизни!

Пример – воспитательный метод исключительной
силы. Его воздействие основывается на известной
закономерности: явления, воспринимаемые зрением,
быстро и без труда запечатлеваются.
Психологической основой примера служит
подражательность.
В процессе подражательности психологи выделяют
три этапа:
первый – непосредственное восприятие конкретного
образа действия другого лица;
второй – формирование желания действовать по
образцу;
третий – синтез самостоятельных и подражательных
действий, проявляющихся в приспособлении
поведения к поведению кумира.

Для фактора личностного развития используется в качестве
критерия профессионального становления личности
показатель корреляции группового представления
студентов об идеале личности врача.
Кафедра ФК, ЛФК и СМ может с гордостью говорить об
эталонной модели врача на примере врачей, работающих
или работавших раньше в Рост ГМУ и добившихся успехов,
как в профессиональной деятельности, так и на стезе
спортивных достижений. Можно перечислить в качестве
примера
член-корреспондент АМН П.П. Коваленко (шахматы);
проф. – микробиология А.И. Поляк (КМС — теннис
настольный);
проф. В.П. Терентьев (КМС – теннис настольный);
проф. В.П. Омельченко (подводное плавание);
проф. Ю.Г. Элланский (бадминтон);
доц. врач-педагог В.Г. Беспалова (МС СССР – велоспорт);
доц. С.П. Матуа (КМС – настольный теннис);
доц. А.В. Евтушенко (КМС – теннис настольный);
врач –тренер Т.В. Прохоров (заслуженный тренер РФ, МС
СССР – лёгкая атлетика).

Один из ярких примеров: профессор
А.И.Поляк.
Академик Нью-Йоркской академии
наук и международной академии экологии и безопасности
жизнедеятельности, доктор медицинских наук, профессор,
заведовал отделом иммунитета и аллергологии ЦНИЛ с
1968 по 1999гг. Автор более 500 научных публикаций, 20
изобретений, 2 патентов. Опубликовано 30 методических
писем. Соавтор 4 монографий, редактор 19 сборников научных трудов.
Участник 25 Всемирных и Европейских конгрессов. В 1987 г. организовал
лабораторию по диагностике СПИДа. Был председателем ростовского
отделения научных обществ иммунологов и геронтологов, ассоциации
клинических иммунологов и аллергологов. Неоднократный ЧЕМПИОН
области по настольному теннису.
Ординаторы Тимошенкова И.,
Чеботарёва Д. Собрали
автографические данные
.

Терентьев Владимир Петрович
Один из ярких примеров:
Проректор по лечебной
работе, профессор, доктор
медицинских наук,
заведующий кафедрой
внутренних болезней,
терапевт РО, кардиолог ЮФО
и одновременно кандидат в
мастера спорта по
настольному теннису.
ЧЕМПИОН в командном и
личном зачёте открытого
турнира-мемориала,
посвящённого памяти
профессора А.И. Поляка,
первенство профсоюза
работников здравоохранения
РО по настольному теннису.

«Личный пример – непросто лучший, а единственный способ убеждения» А.Швейцер

«ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР – НЕПРОСТО
ЛУЧШИЙ, А ЕДИНСТВЕННЫЙ
СПОСОБ УБЕЖДЕНИЯ»
А.ШВЕЙЦЕР
Профессорскопреподавательский состав и
сотрудники РостГМУ активно
участвуют в соревнованиях.
Ежегодно РостГМУ принимает
участие в спортивном
фестивале работников
здравоохранения ЮФО и
России «Бодрость и здоровье»

Под эгидой профсоюза

ПОД ЭГИДОЙ
ПРОФСОЮЗА

Спартакиада профессорско-преподавательского состава и сотрудников РостГМУ

СПАРТАКИАДА ПРОФЕССОРСКОПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА И
СОТРУДНИКОВ РОСТГМУ

Открытый турнир-мемориал по настольному теннису памяти профессора А.И. Поляка

ОТКРЫТЫЙ ТУРНИР-МЕМОРИАЛ ПО
НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ ПАМЯТИ
ПРОФЕССОРА А.И. ПОЛЯКА

Г.И.Семенова (2010 год)

ТУРНИР-МЕМОРИАЛ ПО ВОЛЕЙБОЛУ ПАМЯТИ
Г.И.СЕМЕНОВА (2010 ГОД)
Первый открытый турнир-мемориал по
волейболу памяти Семенова Г.И. (гл.судьяпреподаватель кафедры ФК,ЛФК и СМ
Калмыкова Е.М.) проводился с 29 сентября
по 2 октября 2010 года и был посвящен 80летию Ростовского государственного
медицинского университета.

ТУРНИР-МЕМОРИАЛ ПО ВОЛЕЙБОЛУ ПАМЯТИ
Г.И.СЕМЕНОВА (2010 ГОД)

Интеграционные формы спортивно-массовой работы как наиболее демократичные формы социальных отношений в физической культуре: — военно-пат

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ
РАБОТЫ КАК НАИБОЛЕЕ ДЕМОКРАТИЧНЫЕ ФОРМЫ
СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ:
— ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ФЕСТИВАЛИ;
— ТУРНИРЫ ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ;
— ОТКРЫТЫЕ ТУРНИРЫ-МЕМОРИАЛЫ ПАМЯТИ
ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ;
— МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТУРНИРЫ ПО
НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНЫМ И МАССОВЫМ ВИДАМ
СПОРТА СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И
ВОЗРАСТНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ НА БАЗЕ
СПОРТКОМПЛЕКСОВ ВУЗОВ.

Военно-спортивный фестиваль
защитников Отечества

ДАРТС и другие виды состязаний

ДАРТС
И ДРУГИЕ ВИДЫ
СОСТЯЗАНИЙ

РостГМУ – Alma mater дартс на Дону

РОСТГМУ – ALMA MATER ДАРТС НА ДОНУ
Наш ВУЗ самый первый в
области начал развивать такой
вид спорта, как дартс (тренер –
Кротов П.А., МС, председатель
Ростовской областной
федерации дартс). И сейчас мы
не только добились высоких
достижений в спорте, но и
прославили имя РостГМУ по
всей стране. На базе РостГМУ
с 1989 года проводятся
городские областные,
всероссийские и соревнования
с международным участием по
дартс

Чемпионат России по дартс

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ
ПО ДАРТС
С 2004 года РостГМУ
постоянно проводит Чемпионат
России среди студентов и
Первенство России среди
профессорскопреподавательского состава и
сотрудников ВУзов

Двигательная активность. Двигательная активность влияет на сохранение и укрепление здоровья человека. Физические упражнения повышают общий тонус и работоспособность, а также стимулирует защитные силы организма – возрастает устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.



Аэробные и силовые упражнения. Аэробные упражнения увеличивают снабжение тканей кислородом. Естественные упражнения полезнее тех, которые выполняются в помещении. Аэробные упражнения увеличивают снабжение тканей кислородом. Естественные упражнения полезнее тех, которые выполняются в помещении. Силовые упражнения включают укрепление и увеличение размера мышц. Силовые упражнения включают укрепление и увеличение размера мышц.

Двигательные активности. Двигательные активности. Утреннею гимнастику, уроки физкультуры, прогулки и игры на открытом воздухе, помощь по дому и школе. Общая продолжительность движений в режиме дня должна составлять: в 7 – 10 лет – 4 -5 часов; в лет – около 4 часов; в 15 – 17 лет – часа.


Последствия гиподинамии. Ослабляется деятельность сердца; Ослабляется деятельность сердца; Нарушается обмен веществ, что, в частности проявляется накоплением избыточной массы тела; Нарушается обмен веществ, что, в частности проявляется накоплением избыточной массы тела; Дегенерирует без достаточных упражнений мышечная ткань(дистрофия); Дегенерирует без достаточных упражнений мышечная ткань(дистрофия); Нарушается соотношение между мышечными и психическими усилиями, что приводит к излишнему возбуждению ЦНС. Нарушается соотношение между мышечными и психическими усилиями, что приводит к излишнему возбуждению ЦНС.

Влияние гиподинамии на обмен веществ. Изменяется энергетический обмен; Изменяется кальциевый обмен, кальций вымывается из костей; Кости теряют кальций; Кости становится рыхлыми, менее прочными; Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов.


Влияние гиподинамии на скелет. Снижается эластичность суставных хрящей;Снижается эластичность суставных хрящей; Снижается амплитуда дыхательных движений;Снижается амплитуда дыхательных движений; В полость сустава при движении выделяется малое количество суставной жидкости, играющей роль смазки.В полость сустава при движении выделяется малое количество суставной жидкости, играющей роль смазки.



Причины нарушения осанки Наследственность; Наследственность; Малоподвижный образ жизни; Малоподвижный образ жизни; Неправильная поза при сидении; Неправильная поза при сидении; Неравномерное развитие скелетных мышц; Неравномерное развитие скелетных мышц; Чрезмерное поднятие тяжестей; Чрезмерное поднятие тяжестей; Неправильно подобранная обувь. Неправильно подобранная обувь.


Причины плоскостопия. Наследственность; Наследственность; Неправильно подобранная обувь; Неправильно подобранная обувь; Длительное хождение или стояние; Длительное хождение или стояние; Заболевание ног с нарушением кровообращения. Заболевание ног с нарушением кровообращения.

Влияние физических упражнений на нервную систему. При физических нагрузках в организме вырабатываются эндоморфины -гормоны радости, которые оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Сокращают избыток адреналина и других гормонов провоцирующих стресс. Способствуют развитию речи, умственной работоспособности и психическому здоровью.

Задержка коронарного атеросклероза Задержка коронарного атеросклероза Улучшается процесс газообмена в лёгких Улучшается процесс газообмена в лёгких Улучшаются условия накопления и рационального расходования энергии организма Улучшаются условия накопления и рационального расходования энергии организма Улучшается работа печени Улучшается работа печени Снижается содержание холестерина в крови Снижается содержание холестерина в крови Исправление многих физических дефектов организма человека Исправление многих физических дефектов организма человека Эффект от систематических занятий физ. упражнениями

1. Двигательная активность и здоровье
2. Рациональное питание
3. Рациональная организация

1 Двигательная активность и здоровье.
Анализ условий эволюции животного
мира показывает, что именно движение

и обеспечения жизни: поддержание
термостабильности, добыча пищи, защита
от врагов и реализация инстинкта
воспроизведения потомства. Именно
совершенствование форм движения,
которые обеспечило более выгодную
адаптацию к меняющимся условиям жизни,
явилось исходной посылкой биологической
эволюции.
Двигательная активность является
обязательным фактором,
обусловливающим разворачивание
структурно-функциональной генетической

программы организма в процессе
индивидуального развития. Общепризнано,
что рациональная физическая активность
позволяет поддерживать состояние
здоровья и трудоспособности человека на
высоком уровне. Адаптация к
систематическим физическим нагрузкам
имеет выраженный антисклеротический
эффект, снижает артериальное давление в
начальной стадии гипертонии,
положительно влияет на течение сахарного
диабета, повышает устойчивость организма

к тяжелым повреждающим воздействиям.
Движение – это самый мощный механизм
поставки энергии к клеткам. Усиливает кровоток
в 4-5 раз и увеличивает дыхание в 20-30 раз по
сравнению с покоем. При этом включаются
резервные возможности организма, улучшается
его функциональное состояние. Физические
движения: гимнастика, ходьба, бег, дыхательные
упражнения, велосипед, ходьба на лыжах, а так
же плавание, массаж, душ, расстирание
являются важным условием сохранения
здоровья. Они способствуют расширению
сосудов, нормализации кровообращения и
дыхания, улучшению общего состояния
организма.

повышают устойчивость к стрессам, улучшают
сон и др.
В последние десятилетия, в связи с
внедрением в производство автоматов и
механизмов, человек в большой степени
освободил себя от необходимости движения.
За последние 150 лет доля энергии мышц
человека в энергообеспечении
технологических процессов снизилась
многократно (в 1852 году- 94%, в 2005 –
0,15%). Современный человек работает не
своей мускульной энергией, а
преимущественно силой своего ума.

Именно низкий уровень двигательной
активности человека специалисты считают в
настоящее время одним из важнейших
факторов распространения болезней
цивилизации.
Недостаток движения – гипокинезия
вызывает целый комплекс изменений в
функционировании организма, который
принято обозначать как гиподинамию.
Причины гипокинезии могут быть как
объективными (физиологическая,
профессиональная, клиническая), так и

субъективная – (привычно-бытовая,
школьная, климато-географическая). Но
независимо от вида гипокинезии вызванные
ею гиподинамические последствия
выражаются в том, что все функциональные
системы организма, которые работают «на
движение» (дыхание, кровообращение,
пищеварение, состав крови, терморегуляция)
все в меньшей степени востребуются в своих
максимальных возможностях. В общем виде
проблемы со здоровьем, которые связывают
с гиподинамией можно представить
следующим образом:

— развиваются дистрофии тканей с уменьшением
функциональных резервов;
— нарушается координирующая и
интегрирующая роль движения, и каждая из
систем организма начинает работать на
обеспечение, компенсацию самого слабого
звена в организме, которым является
патологически измененная система.;
— развивается компенсаторная перестройка всех
сторон обмена веществ;
— выключается конечное звено стрессовой
реакции – движение, что ведет к напряжению
нервной системы с переходом стресса в
дистресс;

— значительные изменения происходят в
иммунологических свойствах организма и в
терморегуляции.
Таким образом, условия современной жизни
ведут тому, что в значительной степени
уменьшается значение сформированного
эволюцией основного условия обеспечения
сохранности и поддержания жизни – движение.
Физическая культура – это часть
общечеловеческой культуры, направленная на
использование различных видов двигательной
активности в целях поддержания и укрепления
своего здоровья.

Спорт – это целенаправленное
использование специализированных
физических упражнений для достижения
высоких результатов их выполнения в
условиях соперничества с другими людьми.
Таким образом, целью физической культуры
является здоровье, а спорта – итоговый
конечный результат и победа над
соперником, зачастую достигаемая не для, а
вопреки здоровью. Следовательно для
укрепления здоровья надо заниматься
физкультурой.

Для оздоровительной тренировки основных
систем жизнеобеспечения оптимальными
могут быть следующие средства.
1. Сердечно-сосудистая система и кровь
Лучшими средствами являются
циклические упражнения в аэробном
режиме: бег, ходьба, плавание, лыжи,
велосипед. Длительность выполнения
должна постепенно достичь 40-60 мин при
не менее 3-4 занятий в неделю. При
выполнении циклических упражнений в
крови возрастает количество эритроцитов,

Снижается концентрация холестерина, что
является важным фактором профилактики
атеросклероза; активизируется
антисвертывающая система крови,
препятствуя формированию
внутрисосудистых тромбов и инфаркта
миокарда.
2. Дыхательный аппарат также испытывает
на себе благоприятное влияние циклических
упражнений аэробного характера. Благодаря
им происходит тренировка дыхательных
мышц, улучшается эластичность легких и

Увеличивается просвет дыхательных путей,
возрастает жизненная емкость легких и
эффективность газообмена.
3. Центральная нервная система
Сила нервных процессов воспитывается
через упражнения силового и скоростносилового характера (работа с тяжестями,
гимнастические упражнения, метание,
прыжки). Эти же упражнения, а так же
подвижные и спортивные игры, закаливание
способствуют совершенствованию
уравновешенности и подвижности нервных
процессов. Под влиянием упражнений на

Выносливость открываются закрытые и
увеличивается просвет функционирующих
капилляров в ЦНС, происходит разрушение в ней
и в мышцах гормонов стресса – что особенно
важно в условиях высокой плотности
информации, которую должен воспринимать и
перерабатывать современный человек.
4. Опорно-двигательный аппарат
Для воспитания силы мышц следует
преимущественно использовать упражнения
силового характера с отягощениями. Эти
упражнения способствуют не только
накоплению в мышцах энергетического
потенциала, но и укреплению костей.

Для обеспечения хорошего состояния
суставов могут использоваться упражнения с
многократными повторениями: для коленных
суставов – велосипед, для позвоночника – в
положении лежа или в воде и др. Для
достижения прочности связок, мышц,
сухожилий могут применяться упражнения
силового или скоростно-силового характера,
но исключающих нагрузки по оси сустава.
Правильно организованные физические
упражнения нормализуют деятельность
желудочно-кишечного тракта: желудочное и

Кишечное сокоотделение, активность
пищеварительных ферментов, моторную
активность. Регулярные занятия физкультурой
не только совершентвуют терморегуляцию,
но и обеспечивают систематический вывод из
организма шлаковых веществ.
Таким образом, правильно подобранные
физические нагрузки способствуют
поддержанию на высоком функциональном
уровне всех физиологических систем, делают
жизнедеятельность человека более
экономичной и предупреждают многие
болезни.

2. Рациональное питание
Питание является ведущей биологической
потребностью человека, направленная на
сохранение жизни и здоровья организма.
Под рациональным питанием понимают
хорошо подобранный рацион, который
отвечает индивидуальным особенностям
организма, учитывает характер труда,
половые и возрастные особенности,
климатогеографические условия
проживания. Рациональное питание
включает соблюдение трех основных
принципов:

. 1. Обеспечение баланса энергии, поступающей
с пищей и расходуемой человеком в процессе
жизнедеятельности;
2. Удовлетворение потребности организма в
определенных пищевых веществах;
3.Соблюдение режима питания.
Первый принцип – вся необходимая организму
энергия поступает с пищей. Белки, жиры и
углеводы расщепляются до мономеров, которые
используются для синтеза веществ или дают в
результате дальнейшего окисления энергию в
форме АТФ, СО2 и Н О. Известно, что 1г белка
пищи выделяет в результате обмена 4 ккал,
жира-9 ккал, углеводов – 4 ккал. Организм
расходует полученную с пищей энергию по трем
2

направлениям: 1) Общий обмен – это
минимальное количество энергии, необходимое
человеку для обеспечения жизнедеятельности в
состоянии покоя. Расчитывается на
«стандартных» мужчину (30 лет, масса-65 кг) и
женщину (возраст-30 лет, масса-55 кг). У
мужчины он составляет в среднем 1600 ккал, у
женщины – 1400 ккал.
2) Расход энергии на процессы распада пищи.
3) Расход энергии на мышечную деятельность. У
людей, не занимающихся физическим трудом он
составляет 90-100 ккал/час, при занятии
физкультурой – 500-600 кка/час.

Если обобщить все виды расхода энергии, то
среднесуточный расход для работников
умственного труда у мужчин он составит
2550-2800 ккал, у женщин – 2200-2400 ккал;
для людей, занятых тяжелым физическим
трудом – 3900 – 4300 ккал. Для здоровья
важен как недостаток пищевых калорий, так и
их избыток.
Второй принцип К основным пищевым
веществам относят белки, жиры, углеводы,
минеральные вещества, витамины, воду. Для
удовлетворения оптимальной потребности

Организма в белках, жирах и углеводах их
соотношение в рационах должно составлять
1:1,2:4. Белки должны занимать в среднем
12%, жиры – 30-35% от общей калорийности
рациона, а остальное – углеводы.
До настоящего времени о ценности для
организма того или иного пищевого продукта
судят по содержанию в нем лишь
питательных веществ и энергии. При этом
игнорируются многие другие стороны
значения пищи, например, ее
информационная роль и природная (живая)
биологическая энергия. Исходя из этого

Швейцарский физиолог Бирхер – Беннер
предложил оценивать пищевые вещества не по
их калорийности, а по содержанию
биологической энергии. В соответствии с этим
все продукты питания подразделяют на 3
группы: Первая (зеленая) группа включает
продукты, потребляемые в натуральном,
созданном природой виде. Это сырые
растительные продукты (плоды, фрукты, овощи
и зеленые части). В питании современного
человека – это единственная натуральная пища:
содержит много пищевых волокон,
структурированной воды, требуют от организма

меньшего количества энергии на
переваривание.
Вторую желтую группу составляют продукты со
слегка ослабленной энергией из-за очистки,
длительного хранения или умеренного
нагревания (на пару). Сюда относят хлеб,
вареные овощи, злаки, плоды, кипяченое
молоко, вареные яйца.
Третья (красная) группа – представляет
опасность для здоровья человека. В нее входят
продукты с сильным ослаблением энергии из-за
омертвления, нагревания или высокого
содержания синтетических химических добавок:

сыр, вареные или жареные мясо, рыба,
птица, копчености, солености, а так же грибы
(они не могут сами накапливать энергию).
Пищеварительная система человека на
протяжении миллионов лет эволюции
приспосабливалась к переработке и
усвоению исключительно природных
веществ, что и сказалось на особенностях ее
строения, среды, пищеварительных
ферментов и т.д. В связи с этим для каждого
вида продуктов существует своя программа
последовательного включения в работу

отделов ЖКТ. В каждом ее отделе создается та
оптимальная биохимическая среда, которая
наиболее благоприятна для переваривания
данных пищевых продуктов. Поэтому логично
предположить, что каждый прием пищи должен
включать в основном те продукты, которые
преимущественно перевариваются в одних и тех
же отделах ЖКТ. На этой основе была разработана
теория раздельного питания, которая
предполагает, что в одном приеме пищи не
следует смешивать продукты, богатые
одновременно белками и углеводами. Одна из
таких систем предполагает следующую степень
совместимости различных продуктов в одном
приеме пищи

Таблица

Необходимо планировать свой пищевой
рацион. При этом следует учитывать не только
потребности человека, но и его
индивидуальные, профессиональные, бытовые,
а также текущее функциональное состояние.
Так, для людей астенического телосложения (
тонкокостный, худощавый с узкой грудной
клеткой человек, с высокой активностью обмена
веществ) рекомендуется больше употреблять
желтых продуктов: зерновые, сладкие ягоды и
фрукты, слабо термически обработанные овощи,
кисломолочные продукты, мясо, птицу, рыбу,
растительные и животные жиры.

Для людей гиперстенического
телосложения (мощный костяк, хорошо
развита мускулатура, склонность к
увеличению массы тела, пониженная
активность обмена веществ) рекомендуется
теплая легкая пища: фрукты, овощи, крупы,
бобовые, мясо птицы, растительные масла и
др. Промежуточные характеристики пищи
рекомендуются для людей
нормостенического телосложения (тонкие
длинные кости, среднее развитие мышечной
системы, промежуточная активность обмена
веществ)

При планировании рациона предпочтение
следует отдавать продуктам, выращенным в
своем регионе, что способствует повышению
своих адаптационных возможностей, Важное
значение имеет и соответствие характера
питания сезонам годичного цикла. Летом
больше употреблять сырые овощи и фрукты, а
зимой – жиры, каши, мясо, сухофрукты.
Рекомендуется следующий порядок приема
пищевых веществ: жидкости – фрукты, овощи,
салаты – вторые блюда.
Нельзя начинать прием пищи с жирных
продуктов, При этом слизистая ЖКТ покрывается

Жирной пленкой, которая нарушает процесс
выделения пищеварительных соков и
затрудняет всасывание и пищеварение.
Вода играет очень важную роль в
процессах обмена веществ, пищеварении,
дыхании, выделении и др. Потребление
жидкости (лучше всего воды) следует за 2030 мин до еды. Не рекомендуется
употреблять жидкости и в течение 1,5-2 часов
после еды, так как не успевшие всосаться в
тонком кишечнике витамины и минеральные
соли смываются в нижележащие отделы ЖКТ

провоцируя витаминную и минеральную
недостаточность. Каждый прием пищи
рекомендуется начинать с сырых
растительных продуктов. Такая пища богата
биологическими стимуляторами энергетики
человека и выделения пищеварительных
соков. Содержание в ней пищевых волокон
требует тщательного пережевывания, что
создает достаточную нагрузку для зубов и
достигается чувство насыщения. Такая пища
в желудке задерживается недолго, быстро
переходит в кишечник, освобождая место в

следующим порциям пищи. Грубые волокна
растительной пищи в кишечнике
стимулируют его перистальтику, адсорбируют
на себе вредные вещества, удерживают
жидкость, и из них под влиянием кишечной
микрофлоры синтезируются некоторые
витамины, аминокислоты и другие вещества.
Если же начинать прием пищи с белков, то
они должны находится в желудке 2-3 часа, а
жиры – 4-6 часов. Также нежелательно
употребление растительной пищи на десерт,
так как она обволакивается слизью и

промежуточными продуктами,
образовавшимися в результате переваривания
их предшественников. В таком случае
происходит задержка прохождения пищевых и
каловых масс, нарушается процесс их
формирования, не происходит нейтрализации
вредных веществ и синтеза необходимых. Кроме
того, под влиянием микроорганизмов
растительные продукты начинают бродить с
образованием газов, уксусной кислоты и др.
В рационе 60-80% должны составлять
растительные, преимущественно сырые
продукты: овощи, фрукты, зелень, различные
крупы, замоченные на воде каши. Следует
стараться больше принимать цельной пищи, в
которой содержатся все необходимые элементы.

3) Третий принцип – режим питания
Для каждого человека количество приемов пищи
должно определяться особенностями его
жизнедеятельности – как генетически
обусловленными, так и связанными с его
профессиональной деятельностью. Так, для
ребенка, имеющего высокий уровень обмена
веществ, может рекомендоваться более частый
прием пищи, как и людям, ведущим
высокоактивный образ жизни, имеющим
повышенный уровень желудочной секреции,
гиперфункцию щитовидной железы,
страдающим сахарным диабетом.
.

А людям пожилого возраста, ведущим малоактивный
образ жизни, следует рекомендовать более редкий
режим приема пищи. Основным критерием
очередного приема пищи должно быть чувство
голода.
Однако в реальной жизни бывает трудно отличить
голод от аппетита, поэтому лучше планировать прием
пищи в определенное время суток, приобщая каждый
из них к конкретному условию жизнедеятельности.
Оптимальны считается 3-4-ех разовое питание, при
котором перерывы между приемами пищи должны
быть 4 -5 часов. Но при этом следует учитывать и вид
употребляемого пищевого продукта: для
переваривания фруктов требуется всего около 1-го
часа, овощей – 4 часа, мяса – 6-7 часов.
.

Если совместить эти рекомендации с суточным
ритмом работоспособности, то завтрак – в 7-8 часов,
обед – 13-14, ужин – в 19-20. Между приемами пищи
должны существовать свои закономерности,
Основные из них:
-каждый прием пищи должен возмещать уже
сделанные затраты, а не создавать запас питательных
веществ для будущих трат.
-суточный рацион целесообразно распределить
следующим образом: завтрак -25%, второй завтрак 15%, обед-35%, ужин -25%.
При 3-ех разовом питании: на завтрак -30% суточного
рациона, обед – 45%, на ужин – 25%. Ужин должен
быть не позднее, чем за 3 часа до отхода ко сну.
.

Рациональная организация
жизнедеятельности современного человека
. Известный публицист Д.И. Писарев в 19 веке
писал: « Усилия благоразумного человека
должны направляться не к тому, чтобы
чинить и конопатить свой организм, как
утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы
устроить себе такой образ жизни, при
котором организм как можно меньше
приходил бы в расстроенное положение, а
следовательно, как можно реже нуждался в
починке».

. Рациональная организация
жизнедеятельности – это система жизни
данного конкретного человека, которая
обеспечивает ему высокий уровень здоровья и
благополучие в сферах социального,
профессионального, семейного и культурного
бытия.
Цель рациональной организации
жизнедеятельности – эффективное
использование методов и средств сохранения
здоровья в конкретных условиях жизни для
максимально полной реализации
возможностей человека в личной и
общественной сферах деятельности.

Для достижения этой цели должны решаться
следующие задачи:
1. Формирование, сохранение и укрепление
здоровья.
2.Обеспечение высокого уровня профессиональной
работоспособности.
3.Реализация в полной мере биологических и
социальных функций человека в семейно-бытовой
сфере.
4.Достижение адекватного социального статуса через
рационализацию сформированных здоровых
потребностей и соответствующего режима
жизнедеятельности.
5ю Воспитание высокого уровня валеологической
культуры и приобщения к ЗОЖ.
.

Развитие цивилизации сопровождается все
большей стандартизацией условий жизни,
которые человек рассматривает как вполне
приемлемые, а угрозу для себя видит лишь в
заболеваниях, криминальных и социальных
факторах. Современный человек оказывается
закрепощенным стандартами условий жизни,
которым он должен подчиняться, и
избалованным доступностью удовольствий.В
результате он перестает быть хозяином своей
жизни и своего здоровья.
Построение рациональной системы
жизнедеятельности- это длительный и
трудоемкий процесс., так как предполагает.

Учет широкого круга факторов, условий, в которых протекает
жизнь данного человека.
Она должна учитывать
-социальные факторы;
— профессиональны (режим работы, характер труда);
-семейно- бытовой статус;
— -учет уровня культуры человека.
— Особенности организации жизнедеятельности
работника умственного труда
— К умственному труду относят деятельность, которая
характеризуется большим умственным и эмоциональным
напряжением при слабой мышечной активности. К нему
относят многие виды труда,которые различаются по
организации производственного процесса,
распределению нагрузки и степени нервноэмоциональной напряженности.

Труд педагога – с высокой плотностью
межличностных контактов и возможностью
конфликтов при необходимости выполнения
запланированного объема работы в жестко
регламентированный период времени.
Труд учащихся и студентов связан с освоением
новых знаний, требующих поддержания высокого
уровня внимания, памяти в течение длительного
времени.
Интеллектуальный труд в прцессе эволюции
возник позже мышечного. Рост его интенсивности в
истории цивилизации идет такими темпами, что
развитие человека как вида не успевает за этими
процессам, так что современный человек не
обладает адекватными механизмами адаптации к

Это обусловлено двумя причинами:
1. Объем информации в мире каждые 10-12 лет
удваивается и эту информацию человек
должен освоить. Но мозг его за тысячи лет
почти не изменился. Все это требует от него
высокой психической устойчивости,
длительного нервного напряжения,
продолжительного поддержания внимания.
2. 2. Пропорционально росту психических и
интеллектуальных перегрузок снижается
двигательная активность работника
умственного труда.
3. Самым серьезным отрицательным для
здоровья факторам умственного труда
является гиподинамия, сопровождающаяся

Ухудшением состояния серца и сосудов, нарушениями
артериального давления, нарушением обмена веществ,
кровообращения и т.д.
Специфика умственного труда заключается в том, что даже
после прекращения работы мысли о ней не покидают
человека достаточно долго. Это обусловливает частое
развитие неврозов, которые являются причиной
возникновения многих заболеваний.
Эффективность труда определяется многими факторами,
особое место среди которых принадлежит состоянию
работоспособности Она зависит: 1. От индивидуальных
особенностей работника;.2. Образа жизни; 3.Физической
подготовленности; 4. Степени освоения работником навыков
профессиональной деятельности; 5. Условий трудовой
деятельности; 6. Психосоциальных факторов: настроения,
мотивации, самочувствия и д

Работоспособность человека умственного труда
характеризуется закономерными изменениями
во времени. Так, в начале рабочего дня ее
исходное значение, как правило, оказывается
низким. Затем в процессе работы начинается
врабатывание с постепенным повышением
работоспособности до оптимального уровня.
Скорость врабатывания у детей выше, а у
пожилых людей – ниже, чем у людей среднего
возраста. Она зависит также от типа
темперамента: она выше у холерика по
сравнению с флегматиком и у сангвиника по
сравнению с меланхоликом.
Существуют способы ускорения врабатывания:

Утренняя гигиеническая гимнастика, физические
упражнения, подготовка рабочего места и др.
Вторая фаза – устойчивой работоспособности.
Длительность ее определяется многими
факторами – видом работы, ее интенсивностью,
мотивацией, интересом, условиями выполнения
и др.
Постепенно в процессе работы начинает
развиваться утомление – это временное
снижение работоспособности, обусловленное
выполненной работой. Оно представляет собой
защитную реакцию организма, которая
физиологически связана с развитием в ЦНс
запредельного торможения. .

Оно проявляется рядом внешних факторов,
которые выражаются в рассеянности, частых
отвлечениях, суетливых движениях рук,
отсутствии интереса, апатии и др. При
значительном утомлении человек может
заставить себя выполнять работу, однако в
результате усиления запредельного
торможения в ЦНС постепенно развивается
резкое утомление и дальнейшее
выполнение работы становится
невозможным. Однако довольно часто
снижение умственной работоспособности

Связано не с утомлением, а с усталостью,
которая является субъективны отражением
отношения работника к выполненной
работе. При неинтересной работе очень
быстро наступает запредельное торможение,
хотя объем выполненной работы может быть
не большим, т.е усталость опережает
утомление.
Утомление – это естественная реакция
организма на выполненную работу, поэтому
оно не является отрицательным признаком
состояния человека.

Чем более значительным оказывается
утомление, тем более благоприятные условия
восстановления должны создаваться.
Состояние и динамика работоспособности
определяются не только величиной
выполненной работы, но и соотношением
работа – отдых. Нарушение этого
соотношения за счет неполноценного отдыха,
может привести к состоянию переутомлениядлительного и стойкого снижения
работоспособности, сопровождающимися
функциональными нарушениями в ЦНС.

которые впоследствии могу спровоцировать патологию нервной,
сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем.
2 Методы и средства обеспечения умственной
работоспособности
1. Двигательная активность, выполняемая во время
перерывов в работе, способствует предупреждению
наступления преждевременного умственного утомления, а
после работы – позволяет устранить избыточно
накопившиеся гормоны стресса
2. Активный отдых – физкультминутки, выполняемые
ежечасно в течение 1-1,5 мин.; физкультпаузы,
выполняемые в течение 4-5 мин в середине 1-ой и 2-ой
половин рабочего дня. Могут использоваться простейшие
гимнастические упражнения: в обеденный перерыв
желательно выполнить несколько упражнений силового или
скоростно – силового характера в течение 5-7 мин, а после
приема пищи спокойно походить.
.

.Вне рабочего времени – утренняя
гигиеническая гимнастика, упражнения для
тренировки сосудов головного мозга
Установлено, что большинству людей
свойственна определенная последовательность
изменения работоспособности – ритмики. В
зависимости от времени подъема они
подразделяются на утренний тип (жаворонки) и
вечерний (совы). У жаворонков бодрость и
работоспособность сохраняется в течение всего
рабочего дня с максимальной
работоспособностью в 10-11 и 17-18 часов,
после чего они начинают снижаться и к 20-21

Часам оказываются на низком уровне. Совы
просыпаются трудно, тяжело входя в рабочий
ритм. Работоспособность постепенно
нарастает после полудня и достигает
наивысшего значения к 18-22 часам. Это
необходимо учитывать при планировании
своего рабочего дня.
3. Особенности планирования и
организации рациональной
жизнедеятельности

.В основе осознанного подхода к организации
своей жизнедеятельности должно лежать
четкое планирование, построенное на
наиболее рациональном использовании
времени в соответствии с жизненными
установками, индивидуальными
особенностями, спецификой и режимом
профессиональной деятельности, семейным
статусом и при условии ее
здоровьесберегающей направленности.
Время для человека имеет особую
значимость, поэтому его нужно ценить и
максимально эффективно использовать.

. Поэтому каждый компонент образа жизни
должен планироваться в соответствии с теми
жизненными установками, приоритетами,
которые человек определил для себя. При таком
подходе эти приоритеты в планировании будут
системообразующим фактором, вокруг которого
будут рассматриваться все остальные условия
жизнедеятельности. Отсутствие планирования
ведет к тому, что любая работа, если не
определены ее временные границы, может
откладываться и ее завершение может быть
отсрочено на неопределенный срок.

. В этом случае в повседневном поведении
акцент в распределении времени
переносится с основных приоритетов на
второстепенные, либо вообще не ведется
учет времени – тогда из минут складываются
часы, дни, из дней – годы нерационально
прожитой жизни. Не следует трать время и
силы на незначительное. В каждый данный
момент у человека должно быть какое-то
важное дело, но из содержания плана. Но
для этого обязательно должно быть наличие
цели на опрделенный период времени.

. Цель должна быть обязательно реальной,
достижимой. Для ее достижения нужно
определить задачи. Затем следует каждую из
задач расписать по содержанию действий и
определить сроки выполнения каждого из
этих видов. Следующим этапом является
подразделение всех видов
жизнедеятельности в зависимости от
приоритетов на группы А, В, С. Внутри каждой
из групп также необходимо установить
приоритетность по важности. Сначала нужно
выполнить главные действия из группы А,

так как они должны обеспечить 80% успеха.
Если что-то регулярно не выполняется из
групп В и С, то следует эти виды работ
исключить. Периодически (ежедневно
вечером, раз в неделю, в месяц) надо
анализировать выполнение плана.
Это поможет привести в порядок свой режим
или организацию жизнедеятельности.
У каждого человека должны быть
стратегические жизненные цели, которые
реализуются тактически, в каждый данный
период времени. Упорядоченный режим
жизнедеятельности

. В соответствии с поставленными задачами
приводит к формированию у человека
суточной и недельной регулярности и
периодичности чередования элементов
режима. Благодаря этому в ЦНС складывается
определенная система последовательности
условных рефлексов – динамический
стереотип, делающий саму жизнедеятельнсть
более экономичной и эффективной.
Поскольку жизнь человека в отношении
режима не является абсолютно стандартной,
поэтому разрабатывать режим
жизнедеятельности необходимо с учетом

Неравномерности нагрузки. С этой точки
зрения более рациональным является
недельный режим, в котором основные
составляющие жизнедеятельности
повторяются с определенной
периодичностью.
Основным требованием к режиму должно
быть закономерное чередование периодов
работы и отдыха.