Рассказ н калининой про снежный колобок. Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Надежда Дмитриевна Калинина

Про снежный колобок

Как Саша и Алёша пришли в детский сад

 

Когда Саше и Алёше исполнилось три года, мама первый раз привела их в детский сад.

Алёша боится, за маму прячется, а Саша впереди стоит, на ребят смотрит.

Подошла Вера Ивановна, говорит:

Здравствуйте, Саша и Алёша! Раздевайтесь скорее. Пойдёмте в игрушки играть. Вот, Алёша, твой шкафчик, а это Сашин; сюда будете вешать пальто, на полочку класть шапку, а вниз ставить валенки, как все ребята. Чтобы вы не перепутали шкафчики, мы наклеим на них картинки.

Вера Ивановна приклеила на Сашин шкаф самолёт, а на Алёшин — лошадку.

Теперь пойдёмте к ребятам.

Вы идите, — говорит мама Саше и Алёше. — И я пойду, а то на работу опоздаю. Не шалите, не скучайте, вечером я за вами приду.

 

Разве так играют?

 

Пришли Саша с Алешей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть ракета и спутник. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Смотрит Алеша и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все захотел взять.

Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И ракету берет, и посуду берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает:

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

 

Как ребята построили дом

 

Начали ребята дом из кубиков строить. Алёшу тоже позвали.

Возит Алеша на машине кирпичи — ребятам помогает. А Саша на ковре около игрушек сидит один. На игрушки не смотрит, на ребят глядит. Скучно ему, очень хочется с ними поиграть. Он потихоньку встал, подошел к ним и просит:

Можно я буду с вами играть? Я тоже помогать могу.

Стали играть все вместе. Построили большой дом. Вера Ивановна украсила дом красными флажками.

Посмотрите, как красиво!

 

Про снежный колобок

 

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки — сделал глаза; нашёл палочки — сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика — лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап-кап, кап-кап — вода капает.

Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где?

 

Как ребята встретили Леночку

 

Леночка была больна и долго не ходила в детский сад.

Наконец пришла. Выбежали ребята в переднюю, обступили Леночку. Все ей помогают раздеваться: шапку сняли, пальто убрали, калоши в шкафчик поставили. Взяли за руки и повели в малышовую группу, прямо в кукольный уголок. А в кукольном уголке на маленьком стульчике сидела незнакомая девочка, похожая на куклу.

Встала она, подошла к Леночке, протянула руку и говорит:

Здравствуй! Меня зовут Светлана.

Леночка взяла Светлану за руку, и они пошли здороваться с игрушками.

 

Вот так помог!

 

Сели малыши обедать. Рядом с Сашей села Леночка. Леночка была хорошая девочка, а ела она очень плохо. Ложку супа съест — и на всех смотрит.

А Саша ест хорошо: ложку за ложкой, ложку за ложкой, — самый первый кончил.

Я весь суп съел, моя тарелка пустая!

Стал Саша смотреть на Леночку; смотрел, смотрел, а потом взял ложку и давай есть из Леночкиной тарелки, быстро-быстро.

Леночка закричала, заплакала:

Саша мой суп ест!

Саша обиделся:

Я суп не ем, я Леночке помогаю.

А Леночка говорит:

Не надо мне помогать, я сама есть умею.

Налили ей супу в другую тарелку. Взяла она ложку и так быстро съела, что все удивились.

 

Кто такой?

 

Принесла Вера Ивановна в малышовую группу корзинку и говорит:

Острые ушки, на лапках подушки; усы как щетинка, дугою спинка; днем спит, на солнышке лежит; ночью бродит, на охоту ходит. Кто такой?

Ребята молчат, отгадать не могут.

А отгадка вот она — сама из корзинки выглянула.

 

День кончился

 

Наступил вечер. Ребята сидели за столом и рассматривали книжки с картинками. Самую интересную дали Саше и Алеше, потому что сегодня они первый день в детском саду.

Нравится мальчикам книга, а смотреть некогда: за Сашей и Алёшей пришла мама.

Мы домой не пойдем, — говорит Алеша. — Мы в детском саду останемся!

Нельзя, — уговаривает их Вера Ивановна, — сейчас все малыши домой пойдут, а завтра опять приходите.

Идут Саша и Алеша по улице. Важно шагают рядом с мамой, и сразу видно, что теперь они большие — ходят в детский сад.

Цель
:

1. Учить детей целенаправленно запоминать содержание рассказа, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию;

2. Развивать речевые умения детей, упражнять в правильном подборе антонимов к заданным словам, активизировать словарь детей;

3. Способствовать воспитанию умения сопереживать персонажу, добиваться от детей полных ответов.

Материал:
музыкальное сопровождение, снежный колобок, снежинки из бумаги, схемы последовательности (раздаточный), схема последовательности по частям, портрет автора, иллюстрация к рассказу.

План

1. Игровая мотивация

Звучит медленная музыка Чайковский «Времена года».

Какая зима в музыке. Все утопает в снегу. Бело-серое небо, бело-голубые деревья, белая зима. Снег, снег, снег… Сказочное царство снега. Какое раздолье для детей!

Воспитатель смотрит в окно, обращает внимание детей на природу за окном.

Загадка о зиме:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети отгадывают и отвечают на вопросы воспитателя

— «Вы любите зиму?»

— «Почему вы ее любите?»

— «Назовите признаки зимы в словах, которых есть звук «С»?»

(Идет снег, снегопад, сугробы, снегурочка, санки, игры в снежки, снеговика лепим и т.д.)

2. Подготовка к восприятию темы

Предлагаю встать на лыжи и отправиться в зимний лес. Но сначала нужно сказать волшебные слова.

«Вокруг себя повернись,

В сказочном лесу окажись!»

Воспитатель обращает внимание на снежинки. Какие они? (Белые, пушистые, легкие, лучистые, сверкающие).

Воспитатель предлагает из снега слепить снежок.

«Раз, два, три, четыре

Мы с тобою снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем несладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем».

У воспитателя появляется в руке снежный комок.

А у меня какой комок? (снежный).

А какой на ощупь (холодный). Почему?

Воспитатель предлагает вновь очутиться в группе, сказав волшебные слова, и присесть на стульчики.

Экспериментальная деятельность.

3. Сообщение темы

Ребята, а я знаю рассказ про снежный колобок, вы хотите послушать?

Рассказ нужно послушать, запомнить, пересказать его и вечером рассказать его дома своим родным.

Рассказ называется «Про снежный колобок». Его написала Наталья Калинина.

Слушайте внимательно, потом будете отвечать на вопросы.

4. Чтение рассказа «Про снежный колобок»

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки – сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап-кап-кап – вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где?

5. Беседа по содержанию, по схеме

Перед чтением рассказа можно провести вводную беседу, способствующую определенному эмоциональному настрою детей. Вопрос «Что вы лепите из снега?» оживит личный опыт каждого ребенка, вызовет желание высказаться и выслушать товарищей. После этого дети проявят больший интерес к рассказу, внимательно выслушают его.

Вопросы педагога сосредоточивают мысль ребенка на последовательности развития событий, на описаниях, выразительных словосочетаниях и оборотах. В речевой практике – в форме ответов на вопросы – дошкольники лучше освоят языковой материал произведения и, приступив к пересказу, будут свободнее им пользоваться. Отвечая на вопросы, дети должны вспомнить соответствующие места в тексте. «Какой снежный колобок слепил Алеша?» – «…Алеша нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот». – «Как оказался снежный колобок в кармане Алешиного пальто?» – «…Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман». – «Что же увидели ребята с Алешей около шкафчика и в шкафчике?» – «Около шкафчика они увидели лужу, а когда открыли дверцу – увидели: из кармана – кап, кап, кап – вода капает». Так вопросы педагога активизируют процесс освоения детьми литературного материала.

Рассказ имеет очень своеобразную концовку – прямое обращение автора к читателям: «А колобок где? Как вы думаете?» Когда в конце пересказа ребенок воспроизведет этот вопрос, педагог может предложить одному-двум детям ответить на него. Так в силу специфики текста рассказчик и слушатели объединяются совместными речевыми действиями.

Анализируя и оценивая пересказы детей, воспитатель отмечает, насколько выразительно прозвучала в речи рассказчиков вопросительная интонация, помогает логическим ударением, паузой выделить в концевой фразе вопросительные слова и т.п.

Где гуляли дети? (во дворе) Какие они были? (радостные, веселые, довольные, смеющиеся)

Что слепил Алеша? (колобка)

Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот? (зачитать)

Куда вернулись ребята? (схема последовательности)

Что сделал Алеша?

Куда положил мальчик снежный колобок?

Что сделал Алеша, когда проснулся?

Что случилось со снежным колобком? Что осталось от снежного колобка? Куда он делся?

Что вам больше всего понравилось в рассказе?

Игра «Скажи наоборот»

Тема: Рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок»

Программное содержание:
— Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, понимать содержание текста
-Продолжать учить отвечать на вопросы, рассказывать,развивать связную речь
— Развивать познавательно-исследовательскую, коммуникативную деятельность, память, воображение
-воспитывать интерес к художественной литературе

Предварительная работа:
Наблюдение за свойствами снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий;
сыпится, кружится, таит, лепится
Беседа на тему: «Снежные забавы»
Игровая деятельность на прогулке: «Постройки из снега- снеговик, колобок, горка»

Виды детской деятельности:
— игровая
-познавательно-исследовательская
— коммуникативная
— восприятие художественной литературы рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок»

Методы и приемы:
Словесные: чтение, рассказывание, беседа
Игровые: физкультминутка
Наглядные: наблюдение за снежным колобком

Ход НОД
Дети стоят в кругу

Воспитатель: -Дети, какое сейчас время года?
Дети: — Зима
В.:-Как вы узнали,что на дворе зима?
Д.:-На улице идет снег, холодно, морозно
В.:- А вы знаете, ребята, что снег может идти, кружится, падать и таять.
-Что с ним происходит, когда он падает на теплую ладошку?
Д.:- Таит
В.:- Дети, посмотрите, что у меня в ведерке
Д.:-Снег
В.:-Садитесь на стульчики и послушайте рассказ Натальи Калининой «Про снежный колобок»

(Текст рассказа)
«Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает.
Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
Смотрит Алеша на всех, спрашивает:
— Где мой колобок?
А колобок где? Как вы думаете?»

Д.:- Расстаял
В.:- А почему он расстаял?
Д.:- Потому что, колобок был в тепле

Физкультминутка
Дети встают в круг.
В.: -Давайте поиграем.
Приготовили ладошки, будем лепить снежки.
-Раз,два,три,четыре
-мы с тобой снежки слепили (лепят ладошками снежки,меняя положение рук)
-круглый,крепкий,очень гладкий (показать кулачок одной руки, поглаживая другой)
— и совсем –совсем не сладкий (пригрозить указательным пальчиком)
— раз подбросим
— два-поймаем
— и в корзину побросаем (имитация движений)
Дети садятся на стульчики, а воспитатель задает вопросы по содержанию текста

В.:- Что сделал Алёша на прогулке?
— Почему колобок расстаял?
— Зачем Алеша взял колобок в садик?
— Куда он положил колобок?
— Что происходит со снегом в тепле?
В.: -Молодцы, дети, вы правильно ответили на все вопросы!
А давайте вспомним, как называется рассказ?
Д.: -Про снежный колобок!
В.:-А теперь посмотрите, что у нас с вами в ведерке?
Д.:- Снег начал таять.
В.: -А почему?
Д.:-Так как в нашей группе тепло!

 

Приложенные файлы

Конькова Вера Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ № 30 «Детский сад «Белочка»
Населённый пункт:
город Набережные Челны
Наименование материала:
конспект
Тема:
«Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
Дата публикации:
06.02.2017
Раздел:
дошкольное образование

Конькова Вера Владимировна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
№30 «Белочка» г. Набережные Челны Республики Татарстан
Воспитатель

Тема:

«Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» («Речевое»,
«Познавательное» развитие).

Возрастная группа:

Старшая группа (5 -6 лет)

Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ

Основная образовательная цель
Формировать связную речь в процессе
установления причинно – следственных связей.
Новое знание = детское
«открытие»
Познакомить
детей
с
рассказом
Н.
Калининой
«Про
снежный
колобок».
Учить
понимать
содержание рассказа.
Развивать познавательно-исследовательскую
деятельность, интерес к объектам неживой
природы на основе сравнения, анализа,
обобщения.
Зарисовывать схемы по содержанию рассказа.
Развивать
связную,
образную
речь,
желание
узнать новое.
Какие понятия, способы
действия необходимо
актуализировать
Формировать представления детей по созданию
символов
и
правильно
понимать
и х.
Формировать культуру речи, привлечь внимание к
громкости и четкости произнесения слов.
Причина затруднения
С
пособы передачи информации на основе
приёмов мнемотехники.
У
становление
элементарных причинно-следственных связей.
(Почему снег растаял)
Цель деятельности по
преодолению затруднения
Уметь
связно,
последовательно
воспроизводить
готовый
текст.
Формировать
элементарные
знания
о
структуре
повествования
и
умение
использовать
средства
связи,
обеспечивающие
целостность и связность текста.
Развивать познавательно-исследовательскую
деятельность, интерес к объектам неживой
природы на основе сравнения, анализа,
обобщения.

Ход Образовательной ситуации:

Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети и воспитатель стоят в кругу. Загадка о зиме:
Дел у меня немало-

Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю дома, поля,
Зовут меня … (Зима)
В.
Как вы догадались, что загадка о зиме?
В. Вы любите зиму?
Д. Да, любим.
В. Почему вы ее любите?
Д. Зимой бывает новый год.

Актуализация знаний и умений:

Дидактические задачи:
1.Актуализировать представления о зимних забавах.
2.Развивать
умение
формулировать
предположения
и
самостоятельно
проводить
простые «исследования».
В. Как вы играете зимой?
Д. Катаемся на коньках, лыжах, ледянках, играем в снежки, снеговика лепим и т.д
В.
Посмотрите, что у меня на блюдце?
Д. Снег.
В. Какого он цвета?
Д. Белого.
В. Снег кажется очень чистым, давайте рассмотрим его внимательно.
Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он?
Д. Холодный.
Воспитатель кладёт на ладошку каждому ребёнку немного снега, и все наблюдают,
что с ним происходит.

Затруднение в ситуации:

Дидактические задачи: установление элементарных причинно-следственных связей,
формулировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
В. Куда же пропал снег из ваших рук?
Д.Он растаял.
В. Почему он растаял?
Д. Снег холодный, а руки тёплые.
В. Я его положу в блюдце, пусть пока полежит здесь. Назовите признаки зимы?
Д. Идет снег, вьюга, холод, сугробы, мороз, метель.
В. Про какое время года говорит поэт И. Суриков. Хотите его послушать?
Д. Хотим.
В.Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы — и зима настала.
В. Вам понравилось стихотворение? Через что поэт передал красоту природы?
Д. Через слово.
В. Что сказано про снег, какой он?
Д. Белый, пушистый, серебристый, сверкающий.
В. Вот видите, какие красивые и выразительные слова вы вспомнили про снег.
Пошли дети гулять. Они весело играли, лепили снежную бабу. Погода была
cолнечная, морозная и у детей было хорошее настроение. А как можно сказать по –
другому, какие они были?
Д. Весёлые, радостные, довольные, смеющиеся…
В. Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись и подошли к окну, то
увидели, что погода испортилась. Какое у них стало настроение?
Д. Плохое.
В. Какие стали дети, как можно сказать по – другому?
Д. Огорчённые, печальные, растерянные, грустные…

«Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:
1.
Уметь связно, последовательно воспроизводить готовый
текст.
2.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, интерес к объектам
неживой природы на основе сравнения, анализа, обобщения.
3.Развивать умение внимательно слушать текст, вникать в смысл, понимать
мотивы поведения героев, высказываться о прочитанном произведении.
4.Зарисовывать схемы по содержанию рассказа.
В. Мы вспомнили и повторили красивые слова о зиме, теперь готовы написать рассказ?
Вот вам ручки, листы бумаги – пишите! Почему не получилось?
Д. Потому, что мы маленькие, не умеем читать и писать.
В.
Что делать, если вы не знаете?
Д. Надо узнать, спросить, задать вопросы взрослому.
В. Сегодня я познакомлю вас с новым рассказом «Снежный колобок», а написала его
Наталья Калинина.
Слушайте внимательно. (Чтение произведения без нацеливания на пересказ)
Показ презентации рассказа.
(Вопросно — ответная форма обсуждения произведения)
В.Где гуляли дети?
Д. Во дворе.
В. Какие они были?
Д. Радостные, веселые, довольные, смеющиеся.

В. Что слепил Алеша?
Какой получился у Алеши колобок?
Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот?
Куда вернулись ребята?
Что сделал Алеша?
Куда положил мальчик снежный колобок?
Что сделал Алеша, когда проснулся?
Что случилось со снежным колобком? Что осталось от снежного колобка? Куда он
делся?
Что вам особенно понравилось в рассказе?
В. Дети, приготовьтесь — начинаем самостоятельно «писать» о том, что случилось со
снежным колобком. Вы сможете написать этот рассказ?
Дети приходят к выводу, что если они не умеют писать, они могут рисовать.
В.С помощью чего вы передали информацию? (Схемы)
А сейчас мы поиграем. Вы хотите играть? И ты Данил хочешь? Ребята, послушайте,
какое удивительное слово мы сказали. Это слово хотеть. Оно изменяется по –разному:
когда мы говорим об одном человеке и когда о многих. Об одном мы скажем: я хочу, он
хочет, ты хочешь. А о многих скажем: мы хотим, вы хотите, они хотят.

Физминутка

Наконец пришла зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома, (Руки над головой, в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают руки и медленно опускают.)
Дворник улицу метёт, (Покачивают опущенными руками влево – вправо.)
Мы катаемся на санках, (Изображают катание)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом)
Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками как при ходьбе на лыжах)
И играем все в снежки. (Выполняют движения как при метании)
В. Послушайте рассказ ещё раз, а потом перескажете его с помощью схем.
(Повторное чтение рассказа с нацеливанием на пересказ).

Включение нового знания в систему знаний и умений:

Дидактические
задачи:
формировать
элементарные
знания
о
структуре
повествования и умение использовать средства связи, обеспечивающие целостность и
связность текста.
В.
С
помощью
чего
мы
записали
рассказ?
(рисунки,
схемы).
Теперь
его
легко
запомнить? А другие могут понять?
(Похвалить детей, как интересно и по-разному у вас получилось!)
В. Скажите, из каких частей состоят рассказы?
Д. Начало, середина, конец.
Для пересказа вызвать троих детей. Предложить им договориться, кто начнёт
рассказ, кто продолжит, а кто закончит.

В. Как вы думаете, почему дети так построились: Ангелина первая, Катя вторая,
Дамир третий?
Д. Потому что, Ангелина начнёт рассказ, Катя продолжит, а Дамир закончит.
Заслушиваются два пересказа.
В. Ребята, а где же мой снежный колобок? Посмотрите, что у нас с вами на тарелке?
Д. Снег начал таять.
В.А почему?
Д.Так как в нашей группе тепло!

Осмысление:

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали и выражать в
речи.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
В. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? С каким рассказом познакомились?
Что понравилось? Что запомнилось больше всего? Что узнали нового? Какими
способами можно кодировать информацию? Какие вы молодцы!
Дети приходят к выводу, что, с помощью знаков (в том числе общепринятых), схем,
можно передавать информацию и пересказывать произведения.
Молодцы, ребята.
В. А теперь мы с вами пойдем гулять и попробуем все вместе слепить из снега
большого снеговика.

Когда Саше и Алёше исполнилось три года, мама первый раз привела их в детский сад.

Алёша боится, за маму прячется, а Саша впереди стоит, на ребят смотрит.

Подошла Вера Ивановна, говорит:

Здравствуйте, Саша и Алёша! Раздевайтесь скорее. Пойдёмте в игрушки играть. Вот, Алёша, твой шкафчик, а это Сашин; сюда будете вешать пальто, на полочку класть шапку, а вниз ставить валенки, как все ребята. Чтобы вы не перепутали шкафчики, мы наклеим на них картинки.

Вера Ивановна приклеила на Сашин шкаф самолёт, а на Алёшин — лошадку.

Теперь пойдёмте к ребятам.

Вы идите, — говорит мама Саше и Алёше. — И я пойду, а то на работу опоздаю. Не шалите, не скучайте, вечером я за вами приду.

Разве так играют?

 

Пришли Саша с Алешей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть ракета и спутник. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Смотрит Алеша и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все захотел взять.

Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И ракету берет, и посуду берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает:

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Как ребята построили дом

 

Начали ребята дом из кубиков строить. Алёшу тоже позвали.

Возит Алеша на машине кирпичи — ребятам помогает. А Саша на ковре около игрушек сидит один. На игрушки не смотрит, на ребят глядит. Скучно ему, очень хочется с ними поиграть. Он потихоньку встал, подошел к ним и просит:

Можно я буду с вами играть? Я тоже помогать могу.

Стали играть все вместе. Построили большой дом. Вера Ивановна украсила дом красными флажками.

Посмотрите, как красиво!

Про снежный колобок

 

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки — сделал глаза; нашёл палочки — сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика — лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап-кап, кап-кап — вода капает.

Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где?

Как ребята встретили Леночку

 

Леночка была больна и долго не ходила в детский сад.

Наконец пришла. Выбежали ребята в переднюю, обступили Леночку. Все ей помогают раздеваться: шапку сняли, пальто убрали, калоши в шкафчик поставили. Взяли за руки и повели в малышовую группу, прямо в кукольный уголок. А в кукольном уголке на маленьком стульчике сидела незнакомая девочка, похожая на куклу.

Встала она, подошла к Леночке, протянула руку и говорит:

Здравствуй! Меня зовут Светлана.

Леночка взяла Светлану за руку, и они пошли здороваться с игрушками.

Вот так помог!

 

Сели малыши обедать. Рядом с Сашей села Леночка. Леночка была хорошая девочка, а ела она очень плохо. Ложку супа съест — и на всех смотрит.

А Саша ест хорошо: ложку за ложкой, ложку за ложкой, — самый первый кончил.

Я весь суп съел, моя тарелка пустая!

Стал Саша смотреть на Леночку; смотрел, смотрел, а потом взял ложку и давай есть из Леночкиной тарелки, быстро-быстро.

Леночка закричала, заплакала:

Саша мой суп ест!

Саша обиделся:

Я суп не ем, я Леночке помогаю.

А Леночка говорит:

Не надо мне помогать, я сама есть умею.

Налили ей супу в другую тарелку. Взяла она ложку и так быстро съела, что все удивились.