Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Рисунки из сказка царица медной горы. Медной горы Хозяйка

Страница 1 из 2

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.
День праздничный был, и жарко — страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.
Один-от молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек.
В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, — ровно его кто под бок толкнул, — проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.
Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.
— Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.
А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.
«Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта — малахитница-то — любит над человеком мудровать.
Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:
— Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-от ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.
Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень — ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть.
— Некогда, — говорит, — мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли.
Она посмеивается, а потом и говорит:
— Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.
Ну, парень видит — делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит — ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены.
Девка смеется.
— Не расступи, — говорит, — мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленьки. — А сама ладошками схлопала, ящерки и разбежались, дорогу дали.
Вот подошел парень поближе, остановился, а она опять в ладошки схлопала, да и говорит, и все смехом:
— Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу — беда будет.
Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки-то сбились в одно место, — как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан — батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюдка тут же, и обманка, и блески всякие, кои на малахит походят.
— Ну, теперь признал меня, Степанушко? — спрашивает малахитница, а сама хохочет-заливается.
Потом, мало погодя, и говорит:
— Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.
Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:
— Кого мне бояться, коли я в горе роблю!
— Вот и ладно, — отвечает малахитница. — Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему и скажи, да, смотри, не забудь слов-то:
«Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душнóму козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть».
Сказала это и прищурилась:
— Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.

И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног — лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:
— Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, — душнóму козлу, — с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!
Парень даже сплюнул вгорячах:
— Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.
А она видит, как он плюется, и хохочет.
— Ладно, — кричит, — потом поговорим. Может, и надумаешь?
И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул.
Парень остался один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его. Сходили на свои покосы, посмотрели траву, к вечеру домой воротились, а у Степана одно на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова — дело не малое, а он еще, — и верно, — душнóй был — гниль какая-то в нутре у него, сказывают, была. Не сказать — тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку перекинуть. Выполняй тогда уроки-то. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя оказать.
Думал-думал, насмелился:
— Была не была, сделаю, как она велела.
На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:
— Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и заказывала она тебе сказать. Велит она тебе, душнóму козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку спортишь, так она всю медь на Гумешках туда спустит, что никому не добыть.
У приказчика даже усы затряслись.
— Ты что это? Пьяный али ума решился? Какая Хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя в горе сгною!
— Воля твоя, — говорит Степан, — а только так мне велено.
— Выпороть его, — кричит приказчик, — да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и уроки спрашивать без поблажки. Чуть что — драть нещадно!
Ну, конечно, выпороли парня и в гору. Надзиратель рудничный, — тоже собака не последняя, — отвел ему забой — хуже некуда. И мокро тут, и руды доброй нет, давно бы бросить надо. Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы, значит, работать можно было. Известно, какое время было, — крепость. Всяко галились над человеком. Надзиратель еще и говорит:
— Прохладись тут маленько. А уроку с тебя будет чистым малахитом столько-то, — и назначил вовсе несообразно.
Делать нечего. Как отошел надзиратель, стал Степан каелкой помахивать, а парень все ж таки проворный был. Глядит — ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя. Сухо стало.
«Вот, — думает, — хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка».
Только подумал, вдруг звосияло. Глядит, а Хозяйка тут, перед ним.
— Молодец, — говорит, — Степан Петрович. Можно чести приписать. Не испужался душнóго козла. Хорошо ему сказал. Пойдем, видно, мое приданое смотреть. Я тоже от своего слова не отпорна.
А сама принахмурилась, ровно ей это нехорошо. Схлопала в ладошки, ящерки набежали, со Степана цепь сняли, а Хозяйка им распорядок дала:
— Урок тут наломайте вдвое. И чтобы на отбор малахит был, шелкового сорту. — Потом Степану говорит: — Ну, женишок, пойдем смотреть мое приданое.
И вот, пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет — все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает. Идут-идут, остановилась она.
— Дальше, — говорит, — на многие версты желтяки да серяки с крапинкой пойдут. Что их смотреть? А это вот под самой Красногоркой мы. Тут у меня после Гумешек самое дорогое место.

При всем том, сколько у меня уже в библиотеке книг Бажова, эта книга заняла первое место!
Потому что как минимум эта книга обладает свойством гипноза, не иначе.
Как еще объяснить то, что я прочитала ее от корки до корки — не знаю.
А все дело в иллюстрациях. Когда держишь в руках книгу превосходного качества, с рельефной обложкой, мелованной бумагой, уже хочется ее открыть. Ну ладно, открыть.
(Не открывайте книгу, не совершайте ошибку!). Потому что я открыла и пропала: первый же разворот с узорами малахитовых камней меня поразил своей красотой. Видимо, перестроил что-то во мне, задал нужную нотку и я стала листать дальше.
Каждая иллюстрация книги стала для меня открытием, несмотря на то, что я их видела раньше в интернете. Но видеть вживую — совсем другое дело. Читаешь текст взахлеб, переворачиваешь страницу и новая иллюстрация. И ты с новым удовольствием читаешь текст, находящийся на развороте с иллюстрацией. И так снова и снова…гипноз, я же говорю! А учитывая, что сами по себе сказы волшебные и интересные, то вся книга это просто шедевр для меня.
Взгляните, как передает художник красоту малахита, природы, гор. А еще обрамление. Есть у Назарука склонность к обрамлению: на каждой иллюстрации присутствует рамка в том или ином виде: иногда арка, иногда углубление в малахитовом камне, дверной проем, обрамление листвой деревьев. И, помимо добавления переднего плана и деталей, это добавляет сказочности, так как подчеркивает то, что персонажи живут в своем сказочном мире
Формат книги А4 и иного формата просто не может быть. Взгляните на иллюстрации — они идеально смотрятся именно на вытянутом вверх формате А4.
В книге 4 сказа:
1) Медной горы Хозяйка
2) Малахитовая шкатулка
3) Каменный цветок
4) Горный мастер.
Последние два мои любимые:)
В конце книги имеется словарик, в котором содержатся объяснения отдельных выражений и терминов, встречающихся в сказах Бажова.
Книгу очень рекомендую всем!

«Медной горы хозяйка» — один из самых известных сказов русского писателя Павла Бажова (1879 – 1950). Сказ был впервые опубликован в 1936 году. Медная гора — это название медного рудника Гумешки на Урале. О Хозяйке Медной горы Бажов слышал рассказы в своей семье и у заводских стариков. Образ Хозяйки Медной горы или Малахитницы в горно-рабочем фольклоре имеет различные варианты: Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка, Горный дух, Горный старец, Горный хозяин. Все эти фольклорные персонажи являются хранителями богатств горних недр. Образ Малахитницы у Бажова значительно сложнее. Писатель воплотил в ней красоту природы, вдохновляющую человека на творческие искания.

Краткое содержание сказа «Медной горы хозяйка»

Однажды двое рабочих рудника пошли смотреть свои покосы, а когда дошли до Красногорского рудника, прилегли отдохнуть в траве и заснули. Младший рабочий, которого звали Степан, через какое-то время проснулся и увидел сидящую к нему спиной девушку с чёрной косой. По её платью из малахита парень догадался, что перед ним Хозяйка Медной горы. Степан хотел незаметно от неё убежать, но Хозяйка обернулась и подозвала его к себе для разговора.

Свитой Хозяйки было бесчисленное количество ящерок. Хозяйка велела Степану на следующий день передать заводскому приказчику такие слова: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть». После этого Хозяйка превратилась в ящерицу с человеческой головой и на прощание прокричала Степану: «Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!»

Навлечь на себя гнев приказчика Степану было страшно, но гнев Хозяйки Медной горы был еще страшнее и Степан всё же передал приказчику слова Хозяйки. Приказчик разгневался и приказал выпороть Степана, сослать его на работу в сырую шахту с плохой рудой и приковать его цепью. А в качестве задания Степану назначили добыть огромное количество чистого малахита. Но Хозяйка Медной горы позаботилась о Степане, малахит у него был в избытке, а вода из шахты ушла. Вскоре Хозяйка повела Степана смотреть своё приданое.

Посмотрев богатства Хозяйки Медной горы, Степан сказал, что не может жениться на ней, т.к. у него уже есть невеста — сиротка Настя. В ответ на это Хозяйка не разгневалась, а обрадовалась: «За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку». И Хозяйка дала подарок девушке Степана — малахитовую шкатулку с серьгами, кольцами и другими богатыми украшениями. Прощаясь со Степаном, Хозяйка Медной горы приказала не вспоминать о ней, стала плакать и велела собрать свои слёзы — драгоценные камни. После этого Хозяйка вернула Степана в шахту.
Увидев множество малахита, добытого Степаном, надзиратель рудника поставил в степанову шахту своего племянника, а Степана перевёл в другую шахту. Увидев, что Степан по-прежнему добывает много малахита, а племянник не смог ничего добыть, надзиратель побежал к приказчику: «Не иначе, Степан душу нечистой силе продал.»Приказчик на это и говорит: «Это его дело, кому он душу продал, а нам свою выгоду поиметь надо. Пообещай ему, что на волю выпустим, пущай только малахитовую глыбу во сто пуд найдет».
Приказчик вспомнил слова Хозяйки Медной горы, переданные ему Степаном, и решил прекратить работы на Красногорском руднике. Степан нашёл малахитовую глыбу, но его обманули и не освободили. О глыбе написали барину из Петербурга, он приехал и велел Степану найти такие малахитовые камни, чтобы из них вырубить столбы в пять сажен длиной. Степан отказался искать камни, пока не напишут вольную на его имя и на имя его невесты Насти. Степан нашёл столбы, его и невесту освободили от крепостного права, а малахитовые столбы поставили в храме в Петербурге.
Рудник, где были найдены камни для столбов, вскоре затопило. Говорили, что это гнев Хозяйки Медной горы на, что столбы в церкви стоят.
Степан женился, но был всё время невесёлый, часто ходил к заброшенному руднику на охоту, но добычи домой не приносил.

Степан у заброшенного рудника. Художник Вячеслав Назарук

Однажды Степан был найден около рудника мёртвым. На его лице застыла улыбка. Говорили, что около его тела видели большую ящерицу, которая плакала.

В 1975 году режиссёр Олег Николаевский снял кукольный мультфильм «Медной горы хозяйка» по мотивам сказа Бажова. Далее можно посмотреть этот мультфильм онлайн:

Иллюстрация к сказу П.П.Бажова «Хозяйка Медной горы». Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс по рисованию «Хозяйка Медной горы».

Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО «ДШИ» г.Оханск
Описание:
данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно — эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне могут справится с данной работой.
Поэтапное рисование-поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
Назначение:
использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель:
выполнение иллюстрации к сказу П.П.Бажова «Хозяйка Медной горы » — изобразить главного героя сказа, знакомство с приемами и техникой работы гуашью, формирование умения создавать объем персонажа с помощью живописных средств.
Задачи:
совершенствование умения работать гуашью
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, умение анализировать форму и пропорции изображаемых объектов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к живописи, развить аккуратность в работе
Материалы:

гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

Последовательность выполнения:

Лист бумаги располагаем вертикально. Проводим тонкую волнообразную линию — это пол нашей будущей пещеры.
Далее намечаем свод пещеры — форма свода напоминает полукруглую арку. Больше карандаш нам не понадобится.

Пол пещеры выполняем двумя цветами — охристым(песочным) и коричневым.

Свод пещеры выполняем так же двумя цветами — зеленым и изумрудно зеленым.

Размываем границы между цветами делая переходы более плавными.

Вход в пещеру заполняем голубым цветом — это выгодно подчеркнет силуэт главного героя.

Начинаем работу над главным персонажем.
Начнем с головы, так как именно от нее будет зависеть пропорции всей фигуры.
Голову и шею выполняем светло розовым цветом.

Белым цветом выполняем верхнюю часть фигуры.

Подол сарафана выполняем изумрудно зеленым цветом.

Рукава выполняем светло зеленым.

Прорисовываем верхнюю часть сарафана и лямки.

Намечаем тени — черно-зеленым цветом.

Сочными светло-желтыми мазками рисуем свет на сарафане.

Слегка размываем свет по внутреннему контуру смягчая границы.

Голубым цветом намечаем складки на рубахе.

«Украшаем» сарафан, рисуем пояс, кант по рукавам и подолу, украшаем горловину и сарафан по центру. Кант выполняем ярко оранжевым цветом.

Добавляем блики света белым и мазки тени коричневым на выступающих частях канта.

Намечаем силуэты рук и сапожек.

Насыщено розовым цветом рисуем тени на лице и руках.
Тени слегка размываем по внутреннему контуру смягчая границы.

Для выполнения кокошника наметим сначала высоту его «лепестков».

Соединяем «лепестки», формируя силуэт кокошника.

Заполняем кокошник изумрудным цветом.
Тонкой кистью, черным цветом, рисуем выразительные глаза и брови.

Розовым цветом намечаем тени под глазами, контур носа и линию подбородка.

Рисуем губы.

Намечаем тени и свет на кокошнике.

Слегка размываем тени и свет на кокошнике по внутреннему контуру смягчая границы.

Прорисовываем косу черным цветом.

Светло серым цветом, легкими мазками намечаем свет на косе.

Приступаем к украшению наряда.
Белыми и желтыми «бусинами» (точками) прорисовываем узор на кокошнике.

Таким же образом украшаем кант сарафана. На самом канте рисуем «камушки изумрудов».

Зелено-черным цветом, волнистыми линиями, создаем имитацию малахитового узора на сарафане и на своде пещеры.

Добавляем светло-желтых «прожилок» малахита на своде пещеры.

Рисуем силуэты сталактитов и сталагмитов — коричневым цветом.

Рисуем второй ряд сталактитов и сталагмитов более светлым цветом — охристым и бело- коричневым.

Намечаем «букеты» будущих кристаллов.

Рисуем вершины кристаллов — цвет вершин повторяет цвет кристалла, но с добавлением белого цвета.

Тонкой кистью, легкими мазками рисуем тени на кристаллах, подчеркивая их грани.

На вершинах кристаллов рисуем свет,белым цветом, не забывая подчеркивать формы граней.

Легкими белыми мазками рисуем свет от кристаллов (что бы добиться нежного эффекта кисть должна быть почти сухой).