Силуэт — плоскостное восприятие формы костюма. Силуэт в одежде По принципу стиль овал в одежде

Итак, говоря о форме, мы имеем в виду объемно-пространственную характеристику предметов. Если же спроецировать форму на плоскость, мы получаем ее силуэт. Другими словами, силуэт — это плоскостное восприятие формы. Линии, описывающие контуры плоскостной проекции формы, так и называются силуэтными.

Силуэт
— это наиболее точная и исчерпывающая характеристика формы. Характеризуя форму костюма, обычно рассматривают фронтальные и профильные силуэты. Естественно, что может быть множество вариантов силуэтных форм одежды, но при этом все их принято сводить к нескольким основным видам.

По степени прилегания принято подразделять силуэты на (рис. 1):

Прилегающий;
приталенный (с разным объемом лифа и юбки);
полуприлегающий;
прямой;
расширенный;
зауженный.

Рассмотрим их более подробно.

Прямой силуэт
— один из самых распространенных видов силуэтов. По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от пропорционального соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно нивелирует возможные их недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, четко выраженный контур, а может иметь мягкую, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материала, из которого она изготовлена.

Трапециевидный силуэт
характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой малое верхнее основание — это линия плеча (или линия талии в поясной одежде), а большое нижнее основание — линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной и поэтому рекомендуется для полных людей. Такую вариацию трапециевидного силуэта называют еще силуэтом «А».

Полуприлегающий силуэт
очень характерен для одежды классического стиля. В отличие от двух предыдущих силуэтов, полуприлегающий повторяет контуры фигуры человека. Линия талии в такой одежде четко выражена и располагается на естественном месте, при этом одежда полуприлегающего силуэта обладает достаточной объемностью, она не стягивает тело, а свободно скользит по нему. В подобной силуэтной форме отсутствует контраст размерных признаков — композиция строится по принципу нюанса форм и масс костюма и его элементов. Полуприлегающий силуэт хорошо подходит для всех типов фигур и наиболее часто применим в верхней одежде.

Достоинства стройной фигуры лучше всего подчеркнет одежда прилегающего силуэта
. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается два вида формы, которые принято называть «Х-силуэт» и «песочные часы». Оба эти варианта имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкую талию, подчеркнутую конструкцией или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются друг от друга.

«Х-силуэт»
можно сравнить с двумя трапециями — верхней трапецией лифа и нижней трапецией юбки, которые соединены малыми основаниями, т. е. по линии талии. Здесь очевиден контраст между расширенной линией плеча, а также значительно расширенной линией низа юбки и тонкой талией. Контраст может усиливаться, если изделие имеет длинную юбку с сильным расклешением. В этом случае еще контрастируют массы лифа и юбки. Одежда такого силуэта лучше всего подходит высоким стройным женщинам.

Силуэт «песочные часы»
не столь активен — здесь нет контраста формы, композиция костюма строится по принципу нюанса. В отличие от предыдущего варианта, одежда силуэта «песочные часы» имеет юбку маленького объема — прямую или зауженную книзу. При этом длина юбки может значительно варьировать. В результате получается силуэтная форма, имеющая маленький лиф и маленькую же по объему юбку. Верхнюю и нижнюю часть костюма разделяет тонкая талия. В одежде такого силуэта лучше всего смотрятся стройные, но невысокие женщины.

Гораздо меньше, чем описанные выше силуэты, распространен силуэт «овал»
. По сути дела, его можно рассматривать как модификацию прямого силуэта. Однако, в отличие от последнего, овальный силуэт имеет округлую линию плеча и зауженную книзу юбку. Таким образом, самая широкая часть такой одежды приходится на уровень талии и бедер. Скругление плечевой линии может быть достигнуто за счет покроя (например, покрой реглан или полуреглан), а также конструктивных деталей (высокий крупный воротник, широкий воротник-стойка и т.д.).

Рис. 1. Конфигурация формы изделия

По виду геометрической формы могут быть названы следующие формы:

— прямоугольная;
— трапециевидная;
— иксобразная;
— полуприлегающая;
— комбинированная;
— овальная.

Следует отметить, что в одежде силуэта «овал» либо вовсе не используются плечевые прокладки, либо последние имеют скругленную форму. Сужение книзу можно получить конструктивным путем, например за счет вытачек, или же стянув низ изделия шнуром, продернутым в кулиску. Одежда подобного силуэта не рекомендуется женщинам маленького роста, так как визуально она приземляет фигуру.

В пределах этих силуэтов возможны различные модификации. Например, все они могут удлиняться и сужаться, приобретая более динамичную конфигурацию, или расширяться и укорачиваться, становясь статичными и устойчивыми, в зависимости от эстетических и стилевых требований актуальной моды.

В одежде различают три основные группы линий:

1. силуэтные, или контурные;

2. конструктивные;

Силуэтные линии определяют рамку изделия, в пределах кото­рой разрабатывается форма и фасон.

Форму одежды создают с помощью конструктивных линий — швов
, которые соединяют отдельные части и детали одежды в одно целое. К основным конструктивным линиям относятся плечевые и боковые швы, швы лифа и юбки, швы проймы и нижние швы рука­вов, шов по линии талии.

Декоративные линии
— это линии, которые образуются с по­мощью различных элементов украшения: бейки, сутажа, шнура, кружева, вышивки, рельефа, швов, клапанов, хлястиков, поясов и т. п.

Если конструктивные линии играют роль также декоративных, их называют конструктивно-декоративными. Например, вырез горловины в женских платьях, контуры воротников по ли­нии отлета, контуры карманов, клапанов, манжет.

Отделочными элементами модели могут быть нагрудная вытач­ка, различные рельефы и т. п. Сюда относятся также все конструктивные линии, определяющие природные точки фигуры: линия гру­ди, горловины, плеч, талии, низа. В современных изделиях линия горловины оформляется в виде каре, мыса, овала, лодочки, трапеции и т. п.

· Линия плеч, груди, бедер, как правило, оформляется на природном месте.

· Линия талии — на природном месте, выше или ниже;

· Линия низа — в зависимости от модели может быть прямой, кривой, зигзагообразной.

Как подобрать свой стиль в одежде? Как правильно выбрать силуэт, цвет одежды? Все эти вопросы нелишние, если вы желаете выглядеть элегантно.

Характер вашей одежды зависит, в первую очередь, от ее стиля. По стилевому решению все многообразие форм одежды можно свести к трем основным группам: одежда классического стиля, одежда спортивного стиля и одежда стиля фантазийного или женственного.

Основные стили одежды

Очень важно найти именно свой стиль одежды. Деловая женщина предпочтет классический стиль, который отличается строгостью и подтянутостью. Мода не вносит в него резких изменений, она лишь слегка поправляет форму: чуть шире или чуть уже плечо, плотнее или свободнее талия, шире или уже лацкан. Деталей в такой одежде очень мало и только необходимые: отложной или английский воротник, прорезные карманы в рамку с листочкой, клапаном. У такой одежды часто бывают и простые по форме накладные карманы без излишней отделки.

Одежда спортивного стиля во все времена была свободной формы, обеспечивающей удобство в движении. Она подчеркивает спортивность фигуры, стройность и подтянутость. Спортивный стиль отличается обилием деталей. Воротники, карманы, застежки — самые разнообразные. Рукава чаще рубашечный и реглан.
Вариант спортивного стиля для девушек — джинсовые юбки и другая джинсовая одежда. Это джинсы, а также разнообразные изделия из джинсовой ткани: сарафаны, платья, пальто, куртки.
Такая одежда шьется с большим количеством различных накладных и врезных карманов и других практичных деталей. Дополнения к одежде: рубашки спортивного характера, трикотажные майки, жилеты, пуловеры, шарфы, шитые головные уборы из плотных хлопчатобумажных, смесовых, плащевых тканей, кожи и замши.

Обаятельность девушки подчеркивается в одежде в стиле «женственный». Одежда этого стиля отличается сложным покроем, необычностью форм, сложностью отделки. Детали отличаются оригинальностью и смелостью, что даст простор для фантазии. Воротники могут быть самые разнообразные: воротники-пелерины, воротники-капюшоны, драпированные, воротники с вышивкой и отделкой. Воланы, рюши, жабо, кокилье — это тоже детали женственного стиля.

Стиль одежды, навеянный мотивами народного творчества называется фольклорным. Наследие народного костюма — это разнообразие вариантов прямого кроя. В простоте кроя, изготовлении одежды без особой подгонки заключена вековая мудрость народа. Фольклорный стиль — это разнообразие вышивки и отделки, яркие чистые краски.

Четыре основных силуэта одежды

При всем разнообразии форм современной одежды можно определить четыре силуэта, которые на протяжении последних десятилетий постоянно в моде: прямой, полуприлегающий, приталенный и трапециевидный. Каждый имеет несколько вариантов, более объемных или более спокойных, классических.

Прямой силуэт
является ведущим. Он может быть узким и вытянутым или более широким, приближающимся к квадрату. Прямой силуэт с округлыми плечами и слегка зауженный книзу напоминает букву «О», такой же заутюженный, но с плечом более четким — букву «У».

Полуприлегающий силуэт
слегка подчеркивает формы фигуры, может быть более коротким или более длинным. Он является силуэтом умеренной моды. Формы приталенного силуэта могут напоминать букву «Х». Такую форму может создать расширенная линия плеча, низа изделия и тонкая талия. Приталенный силуэт может иметь узкий или свободный лиф, расширенную или зауженную юбку.

Силуэт трапеция
— это силуэт, в котором форма расширяется от линии плеча или проймы. Расширение может быть спокойным или более значительным с крупными подвижными фалдами. Разнообразны по своим формам и рукава — втачные и цельнокроеные, реглан и реглан-погон, рубашечные и т. д.

Форму одежды создают конструктивные и декоративные линии: вытачки, рельефы разных инструкций, сборки, буфы, драпировки, защипы, подрезы, фалды, клеш. Оформление одежды не должно быть случайным, оно должно ответствовать силуэту и составлять с ним единое целое. Вытачка может быть расположена с краю детали или в ее середине, быть закрытой или открытой, простой или фигурной.

Рельефные швы
— это соединительные швы, которые являются одновременно элементом оформления. Они могут быть дополнены с вытачками и без, строго вертикальными или фигурными. Сборки также создают объемность и получаются при стягивании материала одной или двумя параллельными строчками.

Буфы
создают рельеф на поверхности материала и поэтому одновременно являются и отделкой. Они могут быть машинными и ручными.

Драпировка
— свободнолежащие или падающие складки различного характера с их последующим закреплением. Выполняют ее обычно на тонких эластичных тканях крепового переплетения из шелка и шерсти. Чтобы получить плавные гибкие линии, ткань лучше раскроить в косом направлении нити.

Защипы
— это многочисленные мелкие близко отстоящие одна от другой складочки или вытачки. Они частично застрачиваются и заканчиваются мягкими складочками. С помощью защипов и сборок можно получить свободные формы изделий.

Подрез
— своеобразное художественное оформление. Ткань частично разрезается, чтобы создать выпуклость в области бедер, груди.

Фалды
можно получить при покрое «клеш» (выкраивание деталей воронкообразной формы под углом 45° к нитям основы). Под тяжестью ткани образуются мягкие фалды.
См. Как сшить юбку-солнце .

Воланы
бывают двух видов. Иногда это прямые полосы ткани, выкроенные по косой нити. Притачиваемую сторону собирают или закладывают частыми мелкими складочками. В других случаях воланы выкраивают полосами по спирали или по кольцу и притачивают к изделию внутренними срезами. Такие воланы обычно выполняют в нарядных изделиях из шелковых тканей.

Оборки
представляют собой различной ширины полосы материала, присборенные с одной стороны и этой же стороной пришитые к изделию. Выкраивают их по долевой линии ткани.
См. Юбка с оборками по косой .

Рюши
— это тоже полосы материала, но присборенные посередине. Края в них должны быть обработаны на машине или вручную. Рюши выполняют как из ткани изделия, так и из различных отделочных материалов.

Жабо
— съемная или втачная в горловину отделочная деталь. В крое представляет собой неполный круг или форму капли. В готовом виде жабо укладывается равномерными фалдами.

Кокилье
— это отделочная деталь, образованная двумя окружностями, проведенными из одной точки с плавным уменьшением радиуса до пересечения внешней окружности с внутренней. Кокилье прикрепляют к середине переда внутренним срезом. Внешний срез свободно драпируется под тяжестью ткани.

На протяжении веков цвета использовали для выражения определенных чувств и понятий. Так, свадебное платье делают чаще всего белым, маленьким девочкам покупают одежду розового, а мальчикам голубого цвета. Платье для выпускного бала — светлое: белое, бледно-розовое. Официальная мужская одежда — темного цвета.
Каждая мода имеет свою определенную цветовую гамму. Могут предлагаться цвета яркие или спокойные, светлые или темные, чистые или сложные. Цвета серый, белый и черный стали классическими. Женская одежда более сложная по цвету. Молодежная — красочная и яркая. Очень важным моментом является сочетание цветов. Цветовые сочетания могут быть тональными или контрастными. Тональное сочетание — это сочетание двух или трех близких цветов, например, светлого, среднего и темного оттенков какого-нибудь цвета в одном костюме. Контрастное сочетание цветов делает одежду яркой, эмоциональной.

Сочетание цвета в одежде влияет и на ее форму. Удачным использованием цвета мы можем создавать различные зрительные иллюзии. Надо помнить, что цвета светлые и теплые (желтый, оранжевый, красный) являются «выступающими», они зрительно увеличивают форму одежды, поэтому для полных фигур их применять не рекомендуется. Полным женщинам больше подходят цвета «отступающие». Это холодные цвета (синий и зеленый) или темные насыщенные. Также полным женщинам следует избегать контрастных сочетаний цветов.

Необходимо отвлекать внимание от тех частей фигуры, которые невыгодно подчеркивать. Так, если у человека слишком плотное телосложение, цветовую отделку, привлекающую внимание, располагают где-нибудь около шеи. Черные туфли и черная шляпа при светлом костюме подчеркивают высоту. Темная юбка может зрительно заузить бедра, темная блузка — уменьшить размер лифа. Хорошо, если все изделия и дополнения гардероба — шляпы, перчатки, обувь увязаны между собой по цвету. Этого можно добиться, если за основу взять один какой-нибудь цвет. Выбор основного цвета в гардеробе может зависеть от цвета волос, глаз, цвета кожи и характера женщины.

На форму изделия влияет и рисунок ткани. Комбинация цвета и рисунка ткани влияют на внешний вид одежды, ее выразительность. Ткань с крупным рисунком создает впечатление большого рельефа и выпуклости. Полная и низкая фигура в одежде из такой ткани покажется еще полнее и приземистее. В этом случае нужно выбрать ткань с мелким рисунком. Редкие горизонтальные полосы, расположенные в различных областях, зрительно расширяют эти области.

Для худощавых высоких женщин приемлемы платья из ткани с крупным рисунком, в клетку, горох, которые зрительно полнят фигуру. Эти зрительные иллюзии можно использовать в моделировании одежды, при необходимо визуально изменить всю фигуру или ее отдельные части.

Мы сделали небольшой перерыв и, надеюсь, вы немного отдохнули. Сегодня у нас теория, позже будет практическое задание. Надеюсь, оно не будет для вас сложным.

СИЛУЭТ

Силуэт может быть модным или устаревшим, может указывать на какую-то историческую эпоху. В общем случае, силуэт — это плоская проекция одежды (и в фас, и в профиль), линия контура одежды.

К основным силуэтам относят прямой, полуприлегающий, приталенный и трапецевидный.

Производные силуэты сочетают в себе черты основных силуэтов и вариации формообразующих (например, по плечевому контуру — овальность и т. д.). К производным относятся силуэты одной формы, но в разных вариациях. Например, прямой вытянутый, У-образный и так далее.

Силуэты можно поделить по степени прилегания к фигуре:

Прилегающий
Полуприлегающий
Прямой
Расширенный

По сходству с геометрическими фигурами:

Трапецевидный
Овальный
Прямоугольный

Характеризуя определённый силуэт, используются буквенные и символьные обозначения по сходству с силуэтом: А — образный, Х — образный, Т — образный, S — образный, V — образный.

Прилегающий силуэт.
Достаточно плотное прилегание по обхвату бедер, груди и талии. Повторяет естественные контуры фигуры.

Полуприлегающий силуэт
характеризуется более мягким прилеганием по линии груди, чем в приталенном варианте, неплотным прилеганием в области талии и бёдер, спокойным расширением книзу, иногда едва заметным. Линия талии на изделии не всегда соответствует её положению на фигуре — она может быть расположена выше или ниже её естественного положения. В целом полуприлегающий силуэт повторяет очертания фигуры, но не полностью.

Прямой силуэт.
Степень прилегания к фигуре человека еще меньше, а конструкция прямого силуэта отвесная и держится преимущественно за счет плечевого пояса.

Расширенный, свободный силуэт
может быть представлен различной степенью объёмности — от умеренной — до достаточно объёмных форм. Изделия такого силуэта могут быть свободными по всей длине либо фиксированными поясом по талии.

Трапециевидный силуэт
— умеренная линия плеч и расширение к низу.

Выбор силуэта может оказать очень большое влияние на целостный образ. Поэтому желательно знать, какие силуэты подходят именно вам и подчеркивают достоинства вашей фигуры. Современные силуэты бывают «креативными» и непривычными, но основные силуэты остаются неизменными и хорошо знакомыми.

По клику на картинку откроется изображение в большом формате.

ФОРМА

Что влияет на форму костюма:

1. Фактура, цвет, декор, линии, отделка, видимые швы.

2. Степень прилегания к фигуре материала в различных точках.

3. Пропорции, геометрия, симметрия.

4. Пластическая форма фигуры.

С помощью этих характеристик можно влиять на восприятие силуэта, образа и вашей фигуры в целом.

Внешне форма определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Нам повезло, что уже не модно кичиться одеждой из последних коллекций и обязательно иметь в гардеробе вещи модных фасонов.
Только представьте, что любимое платье в следующем году могло оказаться устаревшим:-)

При работе над профессиональной коллекцией одежды, дизайнер продумывает силуэтную линию, перемещает объем в своей коллекции основываясь на концепции и общей композиции.

В рамках одного силуэта из года в год постепенно происходят изменения. Их можно заметить в крое, деталях и они становятся возможными за счет изменения характеристик современных тканей.

И, отвлекаясь от теории, немного силуэтов, которые нас ждут:

Силуэтные линии
(плеч, талии, низа и другие линии, определяющие восприятие формы изделия в фас и в профиль) характеризуют пропорции, объемную форму одежды и ее внешние очертания. Конструктивные линии
(швы) расчленяют поверхность одежды на отдельные части (детали) с целью создания её объемной формы конструктивным способом (посредством кроя). Основными конструктивными швами являются: плечевые, боковые, проймы, горловины, швы рукавов. Эти швы остаются малозаметными на поверхности одежды, если не предусмотрено выделение их художественным оформлением модели. К декоративным линиям
относят линии, образуемые различными отделками, а также контурные линии краев деталей (воротника, лацкана, борта и т. д.).

К конструктивно-декоративным линиям
относятся все видимые швы, используемые для следующих целей: 1) решение формы (рельефы, боковые швы, швы кокеток, локтевые и внешние швы рукавов, швы втачивания рукава и т.д.); 2) достижение рациональной укладываем ости материала по ширине, в том числе на узких материалах, например, боковой шов изделия прямого силуэта; 3) обеспечение в изделии необходимой равновесности и формоустойчивости, зависящих, в первую очередь, от направления нитей основы в деталях (например, наличие плечевого шва позволяет раскраивать детали спинки и переда, совмещая с нитями основы их средние линии

Композиция костюма

Слово «композиция» происходит от итальянского composition – согласно соединять. В применении к костюму это означает умение правильно сочетать все его элементы в единое целое для создания гармоничного образа. Гармонизации формы костюма способствует знание основных закономерностей композиции.

Правильное использование средств композиции при разработке моделей – удачный выбор формы и линии костюма, продуманное сочетание – фактуры, цвета и рисунка материала – во многом может определить окончательное решение покупателя приобрести то или иное изделие. Знакомство с основными закономерностями и средствами композиции, используемыми на практике при создании различных моделей костюма, поможет покупателю более правильно оценить предлагаемое изделие и выбрать одежду в соответствии со своим индивидуальным обликом.

 

Дизайн одежды предполагает обязательный учет назначения и условия использования разрабатываемой модели. Костюм должен быть удобен, практичен и красив. Поэтому его форма, конструктивное решение, выбор материала отделки и цвета подчиняются двум основным функциям — эстетической и практической. Важно отметить, что мы говорим о дизайне и разработке моделей одежды для массового покупателя, т.е. если можно так сказать одежды «практической».

Одной из закономерностей композиции является четкая взаимосвязь между формой костюма и характером его отдельных элементов и деталей. Все элементы формы костюма должны обладать общими свойствами, например, если, изделие имеет прямую форму с четкими контурами, то такими же линиями должны обладать и все детали, пуговицы, отделки и т. д.

Форма костюма

Форма костюма имеет три проекции: профильную, фронтальную, поперечную. Профильная проекция — восприятие костюма в профиль, фронтальная — в фас, поперечная — предполагаемые горизонтальные членения формы в различных точках фигуры.

Форма костюма характеризуется определенными параметрами. Основные из них — это силуэт, пропорции, размеры, масса, материал, цвет и др. Форма выразительна лишь в том случае, когда четко выявляются ее силуэт, точность пропорциональных соотношений отдельных частей, ритмический строй деталей, гармоничность цветовых соотношений.

Силуэт костюма

Лучше всего выражает форму костюма силуэт. Силуэты различают по степени прилегания к фигуре (прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный или зауженный книзу) и по геометрическому виду (прямоугольный, трапециевидный, овалообразный, X-образный).
Путем разнообразных сочетаний трапеции, прямоугольника и овала можно выразить все многообразие форм. Доминирующей в ансамбле обычно является одна форма, которой подчинены все основные части костюма. Это так называемый геометрически обобщенный символ, который определяет форму костюма. Изменение формы костюма во времени связано с понятием стабильности и мобильности ее элементов. Одни признаки формы меняются быстрее, другие медленнее (структура материала).
Закономерностью композиции формы является соподчиненность ее частей. Форма должна быть правильно организована с точки зрения тектоники, которая выражается, прежде всего, через пропорции: членения формы являются границами ее частей.

Пластика костюма

Одной из важных закономерностей организации формы являются принципы пластики и ритмики. Под пластикой понимается постепенность в переходе от одной части формы к другой. Пластика костюма выявляется благодаря ткани: направление движений складок воланов, конструктивных и декоративных линий о6разует «движение» формы. Когда отдельные части формы сочетаются друг с другом по принципу контраста, геометрически четкие элементы используются наряду с пластичными криволинейными, но и в этом случае должен быть соблюден принцип гармоничного соподчинения целого и его частей.

Конструктивные линии костюма

Форма костюма создается путем конструктивного решения и сопряжения отдельных объемов или элементов. Линии, по которым происходит это сопряжение, называются конструктивными. К ним относятся: соединительные швы, рельефы, подрезы, вытачки и т. д. Если эти линии декоративно оформлены (шнуром, вышивкой, тесьмой и т. д.), то их называют конструктивно-декоративными. Существуют и просто декоративные линии в виде полос, вышивки, кружев, мережки и др.

Все разнообразие линий по их начертанию можно разделить на три группы: прямые; кривые с постоянным радиусом кривизны (окружности и дуги); кривые с переменным радиусом кривизны (параболы и спирали).
Прямые линии, как внутренние, так и силуэтные, используются при создании костюмов спортивного, делового характера, рабочей, детской одежды. Прямые «негнущиеся» линии в рабочей одежде просторного кроя вызывают ощущение собранности, деловитости. В детских костюмах кокетки, как правило, прямой формы, а кармашки и фартучки — в виде части круга; эти изделия украшают орнаментом в виде кубиков, горошка — простых геометрических форм, доступных восприятию ребенка.
Для вечернего туалета чаще используют криволинейность, сложные драпировки, косой крой. Эти линии — параболы — динамичны, они выражают ускоренное или замедленное движение, так как в основе их лежит ритмическое повторение.
Любая сложная кривая фактически состоит из отрезков, соответствующих линиям одной из трех названных выше групп. Очерченность силуэта костюма достигается более или менее сложными линиями. Вместе с тем технологическая и влажно-тепловая обработка изделия также придает линии определенную конфигурацию.

Итак, пластика формы костюма зависит от пропорций отдельных ее объемов, линий, конструктивной обработки изделий.

Ритм в композиции костюма

В пластике формы, динамических линиях, силуэте проявляется ритмический строй изделия. Каждый костюм обладает определенным ритмическим решением, учитывающим его назначение, возраст человека, для которого он предназначен, и другие признаки.

Самое простое проявление ритма в костюме — это повторение одного и того же элемента через равные промежутки. Такой ритм называется метрическим. В основе ритмических построений костюма лежат пропорциональные отношения. Поэтому использование ритма требует чувства меры, за пределами которого возникает ощущение однообразия и монотонности.
Сложный метрический рядможет строиться на нескольких величинах, повторяющихся через равные промежутки. На этом принципе основана большая часть композиций из ткани в полоску.
По схеме организации элементов в костюме ритмический или метрический ряд может иметь вертикальное, горизонтальное, спиральное, лучевое, радиальное, параллельное, комбинированное направления.

Таким образом, проявления ритма в костюме весьма разнообразны. Ритмическая организация его различных элементов является важным средством для создания — целостного образа, поэтому ее относят к закономерностям композиционного построения костюма.

Пропорция в композиции костюма

Организация формы костюма по принципу ритма и пластики подчиняется основной пропорциональной закономерности. При восприятии формы одежды в целом мы сопоставляем одни ее части с другими. Сопоставлять, сравнивать можно объемы, характеристики фактур материалов, величину цветовых пятен и д. Положительное восприятие соотношений двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности.

Простейшим видом согласованности является тождество, т. е. полное сходство (равенство, повторение) площадей, линий, фактур, цветов. Однако следует иметь в виду, что многократное повторение отдельных элементов быстро вызывает утомление, притупляет восприятие. Небольшие различия в линиях, площадях определяются как контрастные отношения. Их острая выразительность требует строгой выверенности сопоставляемых частей, учета определенных закономерностей.

Характерные соотношения частей костюма — 7/8 (полупальто и юбка), 3/4 (рукав); длина мини-юбок составляет 1/3 длины одежды, свитера или блузы с напуском -2/3.
Наиболее часто встречается в костюме пропорция «золотого сечения», которая условно выражается как 2/3:1/3, или в цифровом выражении 1,62/1=1/0,62. Эта пропорция возникла в результате анализа соотношений в различных природных формах, человеческой фигуре как наиболее гармоничная. Поэтому, естественно, она широко используется в проектировании костюма.

Форма костюма композиционно может быть организована по принципам симметрии или асимметрии. Симметрия может проявляться в расположении отдельных элементов изделия, фурнитуры, отделки и др. Как правило, относительно симметричными создаются костюмы для работы. При определении характера симметрии следует помнить о композиционном центре, который располагают в верхней части формы костюма.

Асимметрия предпочтительнее для нарядной одежды. Асимметричное расположение элементов костюма должно быть обязательно уравновешено. Например, если расположить карман на правой стороне, то платок или шарф, завязанный на шее, должен быть расположен на левой стороне платья. При использовании принципа асимметрии в одежде необходимо соблюдать чувство меры.

Силуэт – плоскостное однотонное изображение предмета, одежды.
Форма костюма – объемно-пространственная характеристика предметов.
Классификация силуэтов по степени прилегания изделия к фигуре: полуприлегающий, прилегающий, приталенный, свободный.
В одежде различают четыре основные группы линий: силуэтные, конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные.
Существуют также другие виды линий: вертикальные и горизонтальные, главные и второстепенные.

Силуэт можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре:
Полуприлегающий силуэт
– силуэт одежды, которая, повторяя формы тела, как бы удалена от него на небольшое расстояние.
Прилегающий
– силуэт одежды, плотно прилегающий к телу и точно повто-ряющий его форму.
Приталенный
имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга характером прилегания к телу лифа и юбки, их формой. Для всех решений ха-рактерно плотное прилегание по линии талии, которая может акцентироваться поясом.
Свободный
– это силуэт одежды, которая держась на опорных конструктивных поясах (плечевом, линии талии) может совсем не соприкасаться с телом.

Силуэт может быть фронтальным и профильным. Иногда силуэт по форме сравнивают с буквами: А-образный, Х-образный.

Виды силуэтных форм костюма: 1 – полуприлегающий; 2 – прилегающий; 3 – приталенный; 4 – свободный:

Человек прежде всего воспринимает общую форму предмета, затем — цвет и составные элементы формы и лишь в последнюю очередь — детали и подробности. Форма костюма влияет на то, какое впечатление мы производим на окружающих. Наиболее высоким статусом обладает силуэт-прямоугольник с подчеркнутыми углами, а самым низким — круглые формы.

Квадрат.

Человек с «квадратной» фигурой воспринимается коренастым, крепким, тяжелым, твёрдо стоящим на ногах, уверенным в себе. Одежда квадратного силуэта (еще и подчеркнутого клеткой) говорит о деловитости, стабильности, рациональном уме, близости к земле, материальности, отсутствии иллюзии. В области цвета этой форме соответствует красный
.

Прямоугольник.

Как и квадрат, эта форма редко встречается в природе. Прямоугольные коробки домов, мебель, листы бумаги, упаковка — всё это создание человеческих рук и связано с разумностью, логическим мышлением, организованностью. Прямоугольный силуэт костюма чаще всего используется в бизнес-стиле, где требуется подчеркнуть деловые качества, ум, ответственность, серьёзность и сдержанность.

Круг.

Круг ассоциируется с солнечным диском, полной луной. Это правильная форма, замкнутая и стабильная. Но если квадрат олицетворяет статику, то круг — это постоянное движение. Воздействие его спокойно и ненапряженно — так движутся стрелки по циферблату или вращается колесо обозрения. Совершенно круглый силуэт в одежде не используется, только в деталях. Зато его производные — овал, эллипс, волнообразные формы и параболы — вносят в костюм мягкость, подвижность, легкость. С кругом соотносится синий цвет
.

Треугольник.

Треугольник — это движение, динамика. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. Треугольник, излучающий себя во все стороны, — символ мысли; его сравнивают с желтым цветом
.
Треугольник основанием вниз или трапеция — более женственный вариант:узкие плечи, широкие бедра. Расклешённые платья-сарафаны, летящие юбки производят впечатление подвижности, легкомыслия, романтики.
Треугольник основанием вверх подчеркивает ширину плеч, это главным образом мужской силуэт.Он передает ощущение силы, уверенности. Поэтому расширение плечевого пояса жесткими подплечниками, острыми лацканами, двубортной застежкой используется для придания фигуре более внушительного, авторитетного вида.

Овал.

Форма достаточно обтекаемая, мягкая. Люди, имеющие овальный тип фигуры, обычно склонны к полноте, у них небольшие покатые плечи, широкие бедра, маленькая стопа. Они кажется спокойными, миролюбивыми, флегматичными. Овальная форма в костюме располагает к отдыху, расслаблению, неформальному общению. Ассоциируется с фиолетовым цветом
.