Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Нельзя читать никах. Обряд бракосочетания — никах, или Отношение ислама к гражданскому браку

Одним из наиболее значимых для мусульман событий в жизни является никах- заключение брака согласно нормам мусульманского религиозного права. Широко известно, что в Исламе не поощряется отказ от супружества, избрание монашеского образа жизни. И в этом заключается великая мудрость Всевышнего Аллаха (Субхана уа Тагаля).

«Он — Тот, Кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее…»
(сура «Преграды»: 189)

Пророк Мухаммад (Мир ему и благословение от Всевышнего) на этот счет говорил: «Я среди вас самый праведный и богобоязненный, но я пощусь и прекращаю пост, я молюсь и сплю, и я женюсь на женщинах, и тот, кто отвернется от моей Сунны, не со мной».

Аллах (Субхана уа Тагаля) сотворил человека, мужчину и женщину так, чтобы они были постоянно необходимы друг другу, чтобы служили помощью друг для друга.

«Другое чудо, что Он из вас самих создал вам жён, чтобы вы жили с ними. Он установил между вами любовь и сочувствие. Во всём этом — знамение для людей мыслящих»
(сура «Румы», 21).

При этом наш Всемилостивый Создатель оградил нас от бед и прегрешений, оставив наставление создавать семьи, свидетельствуя перед Всевышним и людьми об избрании определенной женщины в качестве жены или определенного мужчины в качестве мужа. Так пророк Адам (мир ему) не касался Хавы, пока между ними не был заключен брак.

Для заключения брака необходимо соблюсти определенные условия. Таковыми являются:

  1. Обоюдное согласие вступающих в брак.

«О вы, которые уверовали! Не разрешается вам брать наследство у жен против их воли»
(Сура «Женщины», аят 19).

Частым заблуждением является то, что Ислам дает возможность отцу девушки без ее воли выдавать дочь замуж. Это не имеет никакого отношения к истине. Никто не может принудить женщину выйти замуж, даже родной отец. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) наставил верующих в этом вопросе: «Согласия девственницы спрашивает ее отец». При этом совершеннолетняя дееспособная девушка сама в праве, без разрешения опекуна, давать согласие на брак, однако если опекун посчитает брак неравным, он может его аннулировать. Женщина может дать согласие, назначив доверенное лицо (векиль), которое передаст ее ответ. Опекуном девушки обычно выступает ее отец, если нет отца, наиболее близкий родственник по линии отца. При условии, что девушка сирота, у нее нет родственников мужчин по линии отца, опекуном может быть мать.

Иногда заключаются предварительные браки, суть которого в будущем брачном союзе, до совершеннолетия никто не может прикасаться к девушке. Право на заключение подобного брака имеет лишь отец девушки, но когда она достигает совершеннолетия, то имеет право аннулировать брак.

  1. На бракосочетании должны присутствовать свидетели, совершеннолетние и дееспособные, т.к. о никахе должно стать известно окружающим. Ибн ‘Аббас передает следующие слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж, не объявляя об этом [т. е. без согласия опекуна и без участия свидетелей]». Согласно ханафитскому мазхабу, свидетелями могут быть двое мужчин, или же мужчина и две женщины.

Имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) называл желательным присутствие на никахе опекуна девушки, однако это не является обязательным условием, его может заменить доверенное лицо. В ситуации, когда опекун (отец) какое-то время отсутствует, например, находится в поездке, в его качестве может выступить брат невесты.

Также существуют обстоятельства, которые служат преградой для никаха. Их можно условно разделить на постоянные и временные. К первым относится кровное родство или молочное родство, при котором у мужчины и женщины в детстве была одна кормилица. К числу временных преград относятся следующие обстоятельства:

Если невеста является сестрой настоящей жены мужчины, собирающегося вступить в брак;

Если женщина уже является супругой другого мужчины;

Если женщина недавно получила развод, но еще не прошло 3 месяца- период «идда»;

Если женщина является вдовой, и еще не прошел срок траура по умершему мужу- 4 месяца и десять дней;

Если разведенная женщина или вдова беременна, то нужно ждать рождения ребенка.

В Священном Коране дано широкое и ясное разъяснение относительно этого вопроса:

Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем.
Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный. И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое). На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (приданое). Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый.
(сура «Женщины»:22-24)

Очень важно помнить, что брак, заключенный на определенный срок, является недействительным, а люди, заключившие такой брак и имеющие супружескую близость, совершают зина- прелюбодеяние. От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передают такие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил временные браки и употребление в пищу мяса домашнего осла во время похода на Хайбар».

Для заключения никаха кроме прочего существует еще одно важное условие- это махр или калым, как иногда называют махр. Махр- это подарок жениха невесте в виде драгоценностей, денег или другого движимого и недвижимого имущества. Обычно размер махра оговаривается заранее, иначе жених определяет его сам.

«Давайте им вознаграждение (приданое)»
(сура «ан-Ниса», аят 25)

При этом есть установленный Шариатом минимальный размер махра- 1 дирхем, равный стоимости 33,6 гр. серебра или стоимости 4,8 грамма золота. Таким образом, жених не имеет права давать махр меньший установленного минимума. Хотим особо отметить, что махр- это имущество, которое будет принадлежать невесте, не ее родителям, не родственникам, но только невесте.

Итак, если все условия соблюдены, то в заранее назначенный день проводится собственно сам никах. Согласно Сунне нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), во время никаха мужчины и женщины находятся раздельно. Человек, который проводит никах, предварительно записывает имена жениха и невесты, имена их отцов и свидетелей. Проводит никах мужчина, представитель невесты, хорошо осведомленный в вопросах Шариата. Представители жениха и невесты (мужчины) уточняют между собой предварительные соглашения о размере Махра. Мусульманин, проводящий никах, произносит:

«Альхамдули-ль-Лахи-ль-лази завваджаль арваха би-ль-ашбахи ва ахале-н-никяахи ва харрама-с-сифаха. Ва-с-саляту ва-с-саляму аляа расулина Мухаммадини-ль-лази баййина-ль-харама ва-ль-мубах. Ва аляа алихи ва асхабихи-ль-лазина хум ахлу-с-саляхи ва-ль-фалях. Аузу билляхи мина-ш-шайтани р-раджим. Би-сми л-Лахи р-Рахмани р-Рахим! Ва анкиху-ль-аййама минкум ва-с-салихина мин ибадикум ва имаъикум ин йакуну фукарайа йугьнихиму-л-лаху мин фадлихи. Ва-л-Лаху васиун алим. Садака-л-Лаху-ль Азиим. Каля расулю-л-Лаху салля-л-Лаху Тааля алайхи ва саллям. Ан-никаху суннати фамар-рагьиба ас-суннати фаляйка минни. Садака расулю-л-Лаху
».

Перевод:

Хвала Аллаху, соединившему воедино тела и души. Разрешил Он бракосочетание и запретил прелюбодеяние. Мир и благословение Аллаха Посланнику Мухаммаду, разъяснившего нам запретное и доступное. Мир и благословение семье Пророка и его сподвижникам, достойным благословения и спасения. Ищу защиты у Всевышнего Аллаха от изгнанного сатаны с Именем Аллаха Милостивого и Милосердного. «И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, — обогатит их Аллах Своей щедростью. Аллах объемлющ, знающ!»- (24:32). И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщает: “Никах — моя Сунна. Отдалившийся от моей Сунны, — не от меня
”. Или в сокращённой форме:

«Би-сми л-Лахи ва-ль-хамду-лиль-Лахи, ва-с-саляту аляа Расули-л-Лахи
«.

После чего он обращается к жениху или его представителям. Примерный текст обращения: «По предписанию Аллаха, по Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), по иджтихаду Имама Абу Ханифа, при свидетельстве присутствующих, при наличии предварительного Махра в сумме … рублей и последующего Махра в сумме … рублей», отдаю тебе в жёны дочь …». Жених должен ответить, что он согласен на этот никах и согласен с указанной суммой махра. Затем проводящий никах человек читает дуа: «Аллахуммадж-ал хаза-ль-акда маймунан мубаракан вадж-ал байнахума ульфатан ва махаббатан ва карара, ва ля тадж-аль байнахума нафратан ва фитнатан ва фирара. Аллахумма аллиф байнахума кама алляфта байна Адама ва Хавва ва кама алляфта байна Мухаммадин ва Хадиджату-ль-кубра ва кама алляфта байна Алиййин ва Фатимата-з-Зехра. Аллахумма а-ти лехума авлядан салихан ва рызкан васиан ва умран тавилян. Раббана хеб ляна мин азваджина ва зурриятина куррата а-йунин ва-дж-ална ли-ль-муттакыйна имама. Раббана атина фиддунья хасаната-в-ва филь ахирати хасаната-в-ва кына азабан нар
«.

Перевод:

Мой Аллах, сделай этот брак счастливым и благословенным. Пожалуйста, упрочь их брак и дай им продолжительную любовь. Отдали их от раздоров и сплетен. Укрепи мой Аллах этот брак также, как Ты укрепил брак между Адамом и Евой, между Пророком Мухаммадом и Хадиджой, мир им и благословение Аллаха, между Али и Фатимой, да будет доволен ими Аллах. Мой Аллах, дай им благочестивых детей, большого достатка и продолжительной жизни. Господи, ниспошли на нас свою благость в этом мире и мире загробном, и спаси нас от мучений.

Затем читаются 3 последних аята Суры «Ас-Саффат». Желательно во время никаха читать брачную проповедь, что может очень помочь новобрачным еще глубже осознать значение своего союза. Желательным является устроение свадебных угощений и приглашение гостей. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) о том, что ‘Абдуррахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение, зарезав хотя бы одного барана». Гостям в свою очередь очень желательно принять приглашение. Об этом говорится в Сунне: «Если кто-то из вас был приглашен на свадебное торжество и не ответил своим появлением на свадьбе, тот непокорен Господу и посланнику Его». Исключение можно сделать в том случае, если гость точно знает, что на свадьбе будет что-то запрещенное, например, алкоголь.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Тот, кто женился, обрел половину веры, пусть же он убоится Аллаха в том, что касается второй (ее) половины». Создавайте семьи, это оградит вас от греха и укрепит вашу веру!

Отдел пропаганды и информации
ДУМ РТ

  • Бракосочетание (никях)
  • Значение брака в Исламе;
  • Выбор супруга;
  • Помолвка (хитба
    );
  • Бракосочетание (никях
    );
  • Препятствия для бракосочетания;
  • Свадебный подарок невесте (махр
    );
  • Порядок совершения бракосочетания (никях
    );
  • Развод (талак
    );
  • Виды развода;
  • Некоторые изречение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о браке.

БРАКОСОЧЕТАНИЕ (НИКЯХ)

Значение брака в Исламе

Ислам придает большое значение браку. В Священном Коране сказано:

وَمِنْ ءَايَاتِهِ اَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فيِ ذَالِكَ لآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

«И из знамений Аллаха – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, установил между вами взаимную любовь и сострадание. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют». («Ар-Рум», 30/21)

وَاَنْكِحُوااْلأَيَامَى مِنْكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَآئِكُمْ إِنْ يَكُونُوا فُقَرَآءَ يُغْنِهِمُ اللهُ مِنْ فَضْلِهِ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых к браку. Если у них не будет достаточного количества материальных возможностей, средств в
нужный момент
, Господь обогатит их
из
Своей
Милости. Творец бесконечно Широк и
абсолютно все знает
»
.
(«Ан-Нур», 24:32)

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, советовал верующим жениться, говоря:

«О молодежь! Пусть обзаведется семьей тот из вас, кто в состоянии жениться»
.

(Аль-Бухари, «Никах»,1; Муслим, «Никях», 1).

Таким образом, Всевышний Аллах создал мужчину и женщину друг для друга, проявляя Щедрость к Своим рабам. Ислам призывает своих последователей создавать крепкие семьи и запрещает давать обет безбрачия.

Создание семьи возможно только через заключение брака – никях
. Брак имеет большое значение для сохранения нравственности в обществе.

Выбор супруга

Для того, чтобы семья была крепкой, а брак – долгим, надо внимательно отнестись к выбору супруга. При решении этого вопроса самое больше внимание следует обратить на религиозность и нравственность будущего супруга.

Качества, наличие которых в будущей супруге желательно:

1. Религиозность.

«
Супругу выбирают по 4 качествам: за ее богатство, ее положение в обществе, за красоту и за богобоязненность, так выбирайте
же богобоязненную, (иначе) окажетесь в затруднительном положении»

.
(
Аль-Бухари, «Никях», 15; Муслим, «Рада», 53)

«Более всего праведному

верующему, состоящему на службе Алла
ху

, приносит счастье и добро его благочестивая, богобоязненная супруга. Такая женщина повинуется ему, при взгляде на неё он ощущает чувство радости. Она помогает ему не нарушать данное им слово клятвы. В случае отсутствия его дома, она бережёт, как свою собственную честь, так и честь, и имущество своего супруга»
.
(Ибн Маджа, «Никях», 5/1857)

«Мир полон полезных благ и милостей. Самое большее же из них – это благовестная и набожная жена»

.

(Муслим, Рада, 64; Насаи, «Никях», 15; Ибн Маджа, «Никях», 5)

2. Способность рожать детей.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Женитесь на женщине, которая может любить и которая может рожать, потому что в Судный День я буду гордиться численностью моей общины (умма) перед общинами других пророков».
(Ахмад)

3. Девственность.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«
Выбирайте для женитьбы девственницу».

(Ибн Маджа, Байхаки)

4. Религиозность семьи, в которой воспитывалась избранница.

Следует обращать внимание на род невесты, так как будущий ребенок может быть похожим на кого-нибудь из ее рода. Чтобы родившийся ребенок был нравственным, воспитанным и благочестивым, важно, чтобы он родился в хорошей семье. Ведь здоровые корни дают здоровые и красивые побеги.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будьте далеко от
«хадра’и диман
».

Сподвижники спросили: «Что такое «хадра’и диман»
, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Женщина, выросшая в грехе».

(Дайлами)

5. Красота.

6. Желательно выбирать супругу не из близких родственников.

Мужчине, достигшему совершеннолетия, запрещается смотреть на ‘аурат
чужой женщины.

Если мужчина хочет жениться, то ему разрешается смотреть на лицо, кисти рук и на стопы невесты.

Помолвка (хитба).

Помолвка – это объявление о желании жениться на определенной женщине ей или ее семье. Это может сделать сам мужчина или доверенные люди. Если ответ девушки и ее семьи будет положительным, то считается, что между ними состоялась помолвка (хитба
).

Помолвка (х
итба
) является подготовкой к свадьбе и дает возможность ближе познакомиться жениху и невесте, а также их семьям.

Помолвка (х
итба
) – это не бракосочетание, поэтому совершив ее, жених с невестой являются все еще чужими друг другу и не могут уединяться.

Нарушение
помолвки (хитб
а
).

Помолвка (х
итба
) не является браком, поэтому любая сторона может расторгнуть это соглашение, однако не следует делать этого без причины.

Если она или он дали друг другу подарки, после разрыва помолвки обе стороны имеют право взять их обратно.

Бракосочетание (никях)

Бракосочетание (н
икях
) защищает честь и достоинство женщины, это – крепость чести и целомудрия мужчины и женщины. Оно поднимает дух человека на высоту. Отношения вне брака противоречат природе человека и его предназначению. Совместное жительство без брака (никях
) запрещается религией и расценивается как опасный и большой грех. Прелюбодеяние (зина
) категорически запрещено. Оно расценивается как преступление против нравственности, чистоты и красоты семейной жизни, способное уничтожить род человека. С бракосочетанием (никях
) между двумя людьми воцаряется мир счастья и умиротворения.

Исламский ученый Мухуддин Араби,призывая молодых к совершению никяха, говорил о достоинстве тех, кто помогает им в этом: «
Помочь двум людям создать счастливую семью
– это
«садака-джария
»
. Все хорошее, что совершат члены этой семьи, будет записано ему как благодеяние»
.

Всевышний Аллах призывает, чтобы его рабы жили счастливо, целомудренно и чисто. Семья предоставляет человеку эту возможность; но супружество, основанное на незнании, выгоде, на желаниях тела, не может принести людям счастья. В этом случае супруги не смогут по достоинству воспользоваться этим важным институтом для развития своей духовности.

Семья, созданная по Законам Всевышнего с намерением получить Его довольство, – отражение Рая на земле. Семейная жизнь Адама и благочестивой Хаввы, начатая в Раю по Воле Всевышнего Аллаха, основывалась на занонах Всевышнего. И нам, чтобы наши семьи были наполнены покоем Рая, светом счастливого весеннего неба, нужно стараться создать такую духовную атмосферу в доме, какая была у наших прародителей: жить в любви к Аллаху и в богобоязненности. Семьи, построенные на этой благородной основе, упоминаются в Священном Коране: семья пророка Ибрахима, семья пророка Мусы с дочерью пророка Шуайба, мир им.

Сказано в Священном Коране:

فَانْكِحُوا مَاطَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَ ثُلاَثَ وَ رُبَاعَ فَاِنْ خِفْتُمْ اَلاَّ تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً اَوْ مَا مَلَكَتْ اِيمَانُكُمْ ذَلِكَ اَدْنى اَلاَّ تَعُولُوا



«Женитесь на тех женщинах, что приятны вам (которые вам по душе), двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы, то
– на
одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это – ближайший путь, чтобы не уклониться от справедливости»
.
(«Ниса», 4/3)

Никях
– это акт бракосочетания по Исламу, после совершения которого мужчина и женщина становятся мужем и женой, и между ними разрешается близость.

Обязательные действия (рукн
) никяха
:

1) акт соглашения (иджаб ва кабуль –
предложение и принятие);

2) присутствие сторон (жених и невеста или их попечители);

Обязательные условия вступления никяха
в силу:

1) обоюдное согласие сторон;

2) совершение акта соглашения в одном и том же месте и времени;

3) слышание и понимание акта-соглашения сторонами;

4) отсутствие отказа предлагающего от предложения до принятия соглашения;

5) стороны или попечители должны быть совершеннолетними, разумными мусульманами (мукалляф
);

6) отсутствие препятствий для брака.

Согласно ханафитскому мазхабу, при отсутствии одного из данных пунктов никях
считается неправильным, и сторонам необходимо разойтись.

Условием для полноценности никяха
является наличие свидетелей. По ханафитскому мазхабу свидетелями могут быть два мужчины или один мужчина и две женщины.

Препятствия для бракосочетания

1. Нельзя жениться на близких кровных родственницах – мать, бабушка со стороны отца или матери, мать бабушки и выше, дочери и внучки, родные сестры и ее дочери и внучки, дочери и внучки родного брата, дочери и внучки сыновей родного брата или родной сестры, тети, родные по отцу и по матери, или родные только по отцу.

2. Нельзя жениться на родственницах по бракосочетанию: тёща и ее мать, мать невестки (жены сына), приемные дочери и дочери приемных сыновей, сноха, ее дочери и внучки; мачеха и ее мать и бабушки.

3. Нельзя вступать в брак молочным родственникам.

4. Нельзя иметь более 4-х жён одновременно.

5. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах или на женщине и ее родной тете.

6. Мусульманин не может жениться на язычнице, атеистке или вероотступнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

7. Бывшему мужу нельзя повторно жениться на женщине, которой он дал полный (троекратный) развод.

Свадебный подарок невесте (махр)

Передача (или обещание передать в будущем) женихом невесте денег, вещей или чего-либо иного является необходимым (ваджиб
) действием бракосочетания.

Махр делится на два вида:

1 Подарок, который дается сразу;

2) Подарок, который выдается при разводе или после смерти мужа.

Порядок совершения бракосочетани (никях)

Перед заключением брака желательно (сунн
а
), собрав присутствующих, прочитать брачную проповедь (хутб
а ан-никях
).

Тот, кто заключает брак, оглашает имена невесты, жениха, их отцов, свидетелей, попечителей (если есть) и свадебный подарок (махр
) и его количество.

После этого обращается к невесте: «
Именем Аллаха, следуя сунне его Посланника (Бисмиллях ва ‘аля суннати Расулилля
хи
), такая-то дочь такого-то
приняла ли ты в мужья такого-то
сына такого-то, приняв такой-то свадебный подарок (махр
)».

Невеста должна ответить: «Да
. Приняла
»,
повторив это трижды.

После этого тоже самое спрашивается у жениха, и он отвечает так же, как и невеста. Затем за молодых читается мольба-ду‘а
.

Форма вопроса и ответа (иджаб ва кабуль
) может отличаться, главное, чтобы жених, невеста и свидетели понимали данные вопросы и отвечали в прошедшем времени (например, приняла в мужья, вышла замуж, стала женой и т.д.).

РАЗВОД (талак)

Развод в Исламе разрешен, но не поощряется. В Священном Коране говорится:

لاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِنْ طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ

«Нет греха на вас, если вы разведетесь с женами»
. («Аль-Бакара», 2/236)

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Развод – самое ненавистное перед Аллахом из дозволенного».

(Абу Дауд, «Талак», 3; Ибн Маджа, «Талак», 1)

Развод в Исламе может совершаться без участия имама и религиозного судьи (кади
), но в некоторых особых ситуациях их вмешательство необходимо.

Мужчина имеет больше прав на развод, чем женщина. Однако разрешается передача права на развод женщине во время бракосочетания (никях
) или после него, и в этом случае мужчины и женщины имеют равные права на развод.

Окончательный развод имеет три стадии. После первых двух стадий развода брак может быть восстановлен в период ‘идд
а
без нового обряда бракосочетания (никях
). После третьей стадии развод считается окончательным.

Виды развода

1) «Риджи
» –
это развод, который дает право восстановить брак в период ‘идд
а
без нового бракосочетания (никях
) и без каких-либо условий. Это разрешается после первой и второй стадий развода, а после третьего – запрещается.

2) «Баин
» –
развод, который прерывает брак, и без нового обряда бракосочетания (никях
) бывшие супруги не могут вернуться друг к другу. Этот вид развода действует для первой и второй стадии развода в случае истечения срока
идд
а
;

3) Окончательный развод –
этот развод можно дать в результате трех отдельных разводов или сразу, трижды повторив слова «Ты разведена
»
или сказав «Ты разведена трижды»
.

Восстановить брак после окончательного развода можно, только если после истечения срока
идд
а
после троекратного развода бывшая жена вышла замуж за другого мужчину, имела с ним близость, после чего этот брак был расторгнут (по причине развода или смерти мужа), и завершился новый срок
идд
а.
При соблюдении данного условия между бывшими супругами совершается новый обряд бракосочетания (никях
) и восстанавливается право троекратного развода.

Мусульманские учёные называют следующие возможные причины развода:

1) ненависть друг к другу;

2) безнравственность одного из супругов;

3) отказ или неспособность мужчины обеспечивать семью;

4) тяжелая болезнь или сумасшествие одного из супругов;

5) чрезмерное совершение грехов одним из супругов;

6) расточительность, скупость, прожорливость, приводящие к ухудшению положения семьи одного из супругов;

7) бесплодие одного из супругов;

6) непонимание друг друга;

7) плохое отношение мужа к жене и жены к мужу;

8) недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;

9) возникновение препятствий для брака; например: выяснится, что невеста – молочная сестра;

10) измена (прелюбодеяние) одного из супругов. (В случае измены брак не расторгается автоматически).

Некоторые изречения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о браке:

«Будьте богобоязненными во взаимоотношениях с женщинами, ибо вы взяли их как
доверенное Аллахом (аманат)»
.

(Абу Дауд, «Манасик», 56; Ибн Маджа, «Манасик», 84)

«Пусть верующий не гневается на свою верующую супругу, ибо, если ему не нравится какая-либо черта ее характера, понравится другая ее черта»
.

(Муслим, «Рада», 61; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 329)

Требования к брачующимся

В исламе рекомендуется, чтобы муж и жена соответствовали друг другу по возрасту и общественному положению. Супруга не должна подпадать под категорию махрам
(близкий родственник). К ним относятся: мать (в том числе молочная мать), бабушка, дочь, внучка, родная и молочная сестра, дочь родной сестры или дочь родного брата,
сестра матери или сестра отца, тёща, бабушка жены, падчерица, мачеха и невестка. Кроме того на период женитьбы запрещён брак с сестрой жены, её тётей и племянницей.
Разрешено кровное родство не ближе третьей степени по боковым линиям.

Произносящие формулу брачного договора мужчина и женщина должны быть вменяемыми и взрослыми, если только брак не заключается их попечителями.

Рекомендации и ограничения

При заключении первого брака согласия невесты не требуется, достаточно согласия отца или опекуна. Вдова или разведенная женщина даёт согласие сама через доверенного.
За неполноправных и недееспособных решают хозяева, опекуны и посредники. Если девушка раньше не была замужем или является девственницей, то не может выйти замуж без
согласия попечителя (опекуна), иначе брак будет считаться недействителным.

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за немусульманина. Мужчинам-мусульманам запрещено жениться на язычнице или неверующей женщине, разрешено, но нежелательно
жениться на христианках или иудейках. Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено и считается прелюбодеянием.

Количество жён в исламе ограничено четырьмя, поэтому человек, имеющий четырёх жён и желающий взять в жёны ещё одну, должен развестись с одной из прежних. Не смотря на
то, что общий процент полигамных браков никогда не был высок, в некоторых странах принимаются меры по ограничению таких браков, вплоть до полного их запрещения.
Многомужество в исламе запрещено. Вдова или разведённая женщина прежде чем вновь выйти замуж должна выждать определённый срок «идда», который в зависимости от мазхаба
(школа шариатского права) составляет от 4 до 20 недель.

Когда можно вступать в брак

Существует консенсус учёных всех мазхабов, что появление менструаций и способность забеременеть являются признаками совершеннолетия для девушек, что позволяет им
вступать в брак. Тем не менее, различные школы фикха устанавливают разный возраст совершеннолетия при отсутствии менструаций у девочек и выхода семени или поллюции
у мальчиков. Так, по шафиитскому и ханбалитскому мазхабу совершеннолетие и для юношей, и для девушек наступает в пятнадцать лет, по маликитскому — в семнадцать лет,
по ханафитскому — в восемнадцать, а по джафаритскому — в девять у девочек и в пятнадцать у мальчиков. Однако современные шиитские учёные, в своих фетвах не рекомендуют
девушкам вступать в брак в столь раннем возрасте.

Этапы бракосочетания

Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама. Еще
до бракосочетания Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина
познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене. Мужчине разрешается посмотреть
на женщину, к которой он сватается, независимо от того, даст она на это свое разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть
только на её лицо и кисти рук.

Первый этап — сговор, сватовство (хитба). Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе,
выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, которые входят в брачный договор (сига).

Второй и третий этапы — передача невесты в дом жениха (зифаф) и свадебное торжество (урс, валима). Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения
ею совершеннолетия (13-15 лет). Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть.

Четвёртый этап — фактическое вступление в брачные отношения (никах), после которого бракосочетание считается свершившимся. Бракосочетание желательно провести в мечети.
Брачный договор заключается при свидетелях, которыми могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу.

Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев. Мусульманам по возможности желательно пригласить на
свадебную трапезу друзей и родственников. В настоящее время в большинстве исламских стран брак регистрируется брачным нотариусом.

Свидетели

Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием
законности брака. Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели — женщины, такой брак
расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. Однако
ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы. Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без
присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и
объявляется о разводе без права возвращения.

В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным, оно лишь желательно. Если мужчина-мусульманин жениться на не мусульманке, то
свидетелями с её стороны могут быть и не мусульмане. Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей,
оповещение широких слоёв общественности о совершившемся браке не обязательно.

Махр

Имущество, которое муж выделяет жене при заключении равноправного брака называется махром. Махр является одним из главных условий для заключения брака. Махр
определяется во время сговора по соглашению между представителями сторон брачующихся. В случае вдовства или развода по требованию мужа махр остаётся у жены. Махр
выплачивается непосредственно жене и является частью его собственности.

Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака. Он может быть выплачен либо сразу по заключении брачного договора, либо путем разделения на части,
либо при разводе. Неуплата махра в обусловленный срок дает жене право на условный развод (фасх), который продолжается впредь до его уплаты.

Свадебные торжества

Во время проведения свадебного торжества (урс) новобрачные встречаются, после чего невеста переходит из дома отца в дом мужа. Данный обычай относится к числу
узаконенных шариатом. На этих торжествах царит всеобщая радость; близкие друзья, родственники и соседи разделяют радость с молодоженами и поздравляют их по случаю
заключения брака. Во время свадьбы допускаются некоторые невинные развлечения, доставляющие людям радость и украшающие торжество. Во время свадебных торжеств женщина
входит в дом мужа в окружении улыбающихся и оказывающих ей знаки уважения людей.

В некоторых странах во время проведения мусульманских свадьб совершается ряд запретных действий, противоречащих духу ислама. К числу наиболее запретных вещей относится совместное времяпрепровождение мужчин и женщин, танцы, песни и распитие алкогольных напитков.

Первая брачная ночь

В первую брачную ночь для жениха желательно угостить невесту сладостями, дозволенными напитками и пряностями. Перед вступлением в интимную связь, жениху желательно положить
руку на лоб своей супруге, сказать басмалу и произнести следующую мольбу: «О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от неё добра и всего доброго, чем Ты её одарил! И прибегаю к
Тебе от её зла и от всего злого, чем Ты её наделил».

После этого супругам рекомендуется совершить совместную двухракаатную молитву (намаз) и прочитать следующую мольбу: «О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой
(мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!».

Если жена не была замужем до этого и является девственницей, то после заключения брака супруг должен провести с ней семь ночей. А если новоиспечённая жена была замужем
до этого, то следует уделить ей три ночи. Непосредственно перед сближением, как в первую, так и в последующие ночи, муж должен создать прелюдию к интимной близости с
помощью слов, поцелуев и любовных игр и т. п. Во время полового акта жених должен быть чрезвычайно мягким и нежным к своей невесте.

На днях выдали замуж мою двоюродную сестренку Гульназ. Торжество провели по мусульманским обычаям. Я присутствовал в качестве гостя и фотографа. Запечатлел главные моменты.

Невеста в день никаха облачается в традиционно светлое платье, на голову — платок, чтобы прикрыть волосы. Жених надевает тюбетейку и тоже светлую рубашку. Ибо праздник! Гости приходят с цветами и подарками. Цветы вручают сразу, подарки держат до специального момента. До прихода муллы за стол не садятся. Обычно занимаются разговорами. Мужчины с мужчинами, женщины с женщинами.

Впрочем, строгих запретов нет. Свадьба — повод увидеться родственникам, собраться из далеких районов и деревень. Узнают, как дела друг у друга. Употребление алкоголя в такой день — грех. Поэтому на столе нет пи пива, ни водки. Подаются пироги с рисом и рыбой, фрукты и сухофрукты, овощи, сладости.

Что касается украшения комнаты, выносятся все портреты и фотографии людей. В мусульманстве не приветствуется культ личности, поэтому изображения лиц лучше убрать. Когда приходит мулла — начинается торжество. Сначала — всеобщая молитва. Мулла читает текст молитвы, остальные повторяют за ним. Важно держать открытые ладони перед лицом. Считается, в это время благодать с неба наполняет ладони. В конце молитвы принято «умывать лицо», чтобы впитать в себя все хорошее.

Со стороны невесты обязательно должен быть свидетель мужского пола. У моей сестренки нет ни отца (погиб), ни брата. Поэтому эта роль досталась дяде.

Во-первых, мулла интересуется, добровольно ли молодые вступают в брак. Какой «калым» жених дает за невесту? Это раньше калым давали родителям девушки, сейчас традиции стали проще, поэтому чаще всего калым — это подарок невесте на день свадьбы. Его размеры могут быть разные, в зависимости от достатка жениха. Считается, что такой подарок не возвращается (в случае развода). В нашем случае невеста получила золотой браслет. Мулла интересовался: устраивает ли невесту и ее родителей такой подарок?

Далее мулла выяснял, как жених будет называть родителей невесты, и как невеста будет называть родителей жениха. Допустимы варианты «мама-папа» или «теща-свекровь». Об этом стороны договариваются «на берегу», чтобы потом не было обид и разногласий. Мулла рассказывает истории из жизни, дает советы молодым — как жить, чтобы не было ссор и конфликтов.

Далее идет обряд «приема в семью». Мама невесты кормит с ложечки жениха и его родителей маслом и медом — «чтобы ваши речи были мягкими, как масло, и сладкими, как мед». То же самое повторяют родители жениха. Сами молодые в этот момент выглядят, как птенцы, еще не выпорхнувшие из родительского гнезда…

После этих формальностей начинается процесс обмена подарками. Родители невесты одаривают родителей жениха и жениха, родители жениха — невесту и ее родителей. Потом к празднику жизни присоединяются все гости. Подарки можно вручать не только молодым, не возбраняется одаривать и всех гостей стола. Им обычно дарят чай, носки, платочки, бумажные купюры или металлические монеты и прочую мелочь. Считается, что поделившись с ближним, ты делаешь хорошее дело.

Завершает церемонию никаха угощение праздничным блюдом. Это может быть гусь, баран, плов. В нашем случае — чак-чак.

Каждый гость обязан попробовать угощение и положить денежку — молодым в семейный бюджет.

Напомню, все это время на столе стоит еда, но гости ничего не едят. Чтобы приступить к застолью, требуется особенное разрешение муллы и молитва. Только после завершения церемонии мулла дает разрешение вносить еду, и на стол ставят бульон с традиционной татарской лапшой, мясо баранины и птицы.

Завершается праздник торжественным чаепитием со сладостями. Танцев, песен и шуток в этот день обычно не бывает. Для подобного праздника молодожены могут выбрать отдельный день.

Народ Татарстана, расселенный по всей территории России – нация с богатейшей культурой и историческим наследием. Языковые различия, национальные обряды, создававшиеся на протяжении многих веков, накладывают определенный отпечаток на уклад жизни каждого татарина. Уникальность нации ярко проявляется в свадебных традициях, возрождающихся на сегодняшний день. Татарская свадьба – важнейшее событие в жизни будущей мусульманской семьи. Богатые национальные обычаи древнего народа делают такой праздник по-настоящему самобытным и интересным.

Подготовка к празднованию

Подготовка к татарскому торжеству начинается задолго до официальной даты проведения свадьбы. Предварительно перед бракосочетанием с благословения муллы проходит сватовство и сговор между родителями будущих новобрачных. Молодые в переговорах участия не принимают. Процесс сватовства разделен на три этапа:

  • смотрины невесты,
  • рассказ о женихе,
  • переговоры между сторонами.

Представителями новобрачного выступают сват (яучы) плюс один старший родственник. Если первые два этапа сватовства прошли успешно, то на последнем этапе к ним присоединяются родители жениха. Во время заключительных свадебных переговоров сторонами обсуждаются материальные и прочие моменты быта новой татарской семьи: будущее местожительства молодоженов, обязанности сторон по покупке предметов обстановки для жилья молодых, доход жениха, объем и состав калыма за невесту и другие вопросы.

По традиции выкуп должен быть выплачен до или в день свадьбы в полном объеме. В состав калыма могут входить золотые украшения, комплекты зимней и летней одежды, постельное белье, посуда, определенная сумма денег. Свадебное приданое невесты во время сговора не обсуждается. Если стороны приходят к согласию, то о положительном исходе переговоров сообщают молодоженам, назначается дата помолвки. Затем начинается обсуждение татарского свадебного торжества, которое включает:

  • Свадебный обряд Никах – мусульманский брак, который проводится в мечети или в доме невесты. Состоит из молитв, чтения Корана, духовных напутствий и наставлений. Брачные священные обеты дают либо сами молодожены, либо их представители.
  • Регистрацию брака в ЗАГСе, которая юридически скрепляет семейный союз. Подача заявления происходит в день помолвки, после которой невеста считается сосватанной девушкой (ярәшкән кыз).
  • Татарская свадьба (Туй) – праздник, который длится много дней сначала в доме невесты, потом в доме жениха. В современном варианте свадебное торжество могут проводить несколько дней в банкетном зале ресторана.

Если жених и невеста хорошо знакомы, родители с обеих сторон и участники согласны на свадьбу, то сговор и помолвку проводят в течение одного дня. В доме новобрачной накрывается праздничный стол. Родители будущих супругов обсуждают условия заключения брачного союза, обмениваются подарками. После завершения сделки и проведения помолвки начинают готовиться к татарскому свадебному торжеству.

Подготовка татарского праздничного мероприятия в среднем занимает от 3 до 5 недель. Жених собирает и частями выплачивает калым, покупает подарки для невесты, ее родителей и близких родственников на свадьбу. Новобрачная завершает подготовку приданого, которое начала готовить еще в подростковом возрасте. Родители, близкие родственники с обеих сторон заняты организацией свадебного торжества.

Украшение места проведения торжества

Татарская свадьба празднуется много дней. Украшение места проведения торжества зависит от вкуса, желания, религиозных предпочтений жениха, невесты и их родителей. Популярны как стандартные свадебные украшения, например, воздушные шары, гирлянды и сложные композиции из цветов, так и национальный декор: расшитые скатерти, посуда с татарскими узорами, небольшие подушечки с орнаментом. Особо религиозные пары украшают свадебные помещения элементами с духовными наставлениями, напутствиями в семейной жизни из Корана.

Музыкальное сопровождение

Музыкальное сопровождение татарского свадебного торжества выбирается в соответствии с форматом мероприятия, вкусов, предпочтений молодоженов и родственников. Популярны музыкальные композиции современных исполнителей на татарском и русском языках. Широко используются как мелодичные и зажигательные народные песни, так и вечные музыкальные свадебные символы, например, Марш Мендельсона.

Традиционные татарские наряды молодоженов

Традиционные татарские наряды молодоженов отличаются от привычных европейских нарядов. Невеста – символ скромности и добродетели свадьбы. Белый наряд новобрачной должен максимально прикрывать все тело, включая руки, шею и декольте, смотрите фотографию ниже. Длинное свадебное платье (как вариант – туника с брюками) обязательно дополняется головным убором, например, платком, который полностью закрывает волосы. Невесте допустимо оставлять открытыми кисти рук и лицо, все остальные части тела должны быть скрыты от взгляда посторонних просторной одеждой из плотной ткани.

К наряду татарского жениха предъявляется меньше требований, чем к платью невесты. Новобрачный на свадьбе может быть в классическом костюме черного, темно-синего или любого другого цвета, дополненным белой рубашкой и галстуком. Советы по выбору наряда жениха для татарского торжества практически не отличаются от рекомендаций для европейской свадьбы. Единственная особенность – обязательный головной убор для новобрачного: тюбетейка.

Сценарий проведения татарской свадьбы

Успешное проведение татарского торжества зависит от продуманного сценария, который обязательно должен включать в себя свадебные обычаи и традиции. Чтобы праздник прошел весело, интересно, понравился гостям, заранее договоритесь с тамадой обо всех тонкостях и нюансах, которые вы хотите учесть на торжестве. Для вашего удобства предлагаем готовый сценарий с репликами главных действующих лиц, учитывающий основные свадебные ритуалы.

Сватовство

Сваты прибывают в дом невесты. Родители встречают гостей, провожают в дом, чтобы начать переговоры. По древней свадебной татарской традиции все разговоры на первых этапах ведутся иносказательно, чтобы злые духи не испортили сговор. Присутствуют: сват, дядя жениха, отец и мать невесты.

Отец невесты:

– Здравствуйте, гости дорогие! С чем пожаловали?

Сват жениха:

– Здравствуйте! Благодарим за гостеприимство! У нас к вам благое дело! Слышали мы, что вы владеете сокровищем – неограненным драгоценным камнем особой чистоты, удивительной неземной красоты. Это правда?

Отец невесты:

– Люди разное говорят. А вам какое дело до этого?

Сват жениха:

– Мы хотели бы взглянуть на сокровище. Если слухи правдивы и нам оно придется по душе, то хотим предложить вашей драгоценности достойную оправу. Она не только во много раз приумножит ценность сокровища, но и надолго сохранит его от любых опасностей и бед.

Отец невесты:

– К нам многие обращаются с подобными предложениями. Почему вы считаете, что ваша оправа будет самой лучшей?

Сват в подробностях начинает расхваливать жениха, дядя дополняет его рассказ о достоинствах будущего супруга: любящий, заботливый, хорошо зарабатывает, чтит и уважает старших, вредных привычек не имеет, религиозный и т.д. После рассказа сватам показывают невесту, потом переходят к обсуждению свадебного калыма. Размер первоначального татарского выкупа представители жениха заранее узнают у родителей новобрачного.

Сват жениха:

– Люди правду говорят! Ваше сокровище действительно обладает уникальной красотой, достойно только самого лучшего. Хотим предложить хорошую цену, которая возместит вашу утрату.

Отец невесты:

– Но мы ничего не продаем! Наше сокровище нам очень дорого. Мы его ценим, бережно храним, лелеем. Сколько вы готовы предложить, если мы решим продать?

Идет активный, продолжительный свадебный торг за невесту. Сват, дядя жениха старается сбить цену, родители новобрачной увеличить стоимость татарского калыма. Когда предварительный сговор завершен, стороны договариваются о следующей встрече и прощаются. На последнем этапе татарского сватовства присутствуют родители с обеих сторон, которые обсуждают более детально материальные вопросы, касающиеся совместной жизни, быта молодой семьи, включая организационные моменты свадьбы.

Выкуп невесты

По татарской традиции в день свадьбы родители невесты забирают будущего супруга из его дома и отвозят в специальное помещение к будущей жене, которое называется дом жениха (кияу эйе). Раньше для этого специально строили временное помещение рядом с домом родителей новобрачной, сейчас снимают номер в гостинице или отдельную квартиру. Кроме выкупа невесты женихом, который проходит на этом этапе татарского свадебного обряда, это помещение предназначается для проведения первой брачной ночи молодоженов.

Свадебная процессия прибывает к кияу эйе. Родственники, друзья невесты не пропускают жениха, пока он полностью не выплатит калым или не заплатит дополнительную сумму денег. Ведет выкуп либо свадебный тамада, либо родственник новобрачной. Татарская свадьба начинается со встречи жениха и его родственников словами ведущего:

– Здравствуйте, гости дорогие! Представьтесь, пожалуйста. С чем пожаловали?

Жених называет свое имя, отвечает, что приехал забирать невесту.

Свадебный ведущий достает лист бумаги, символизирующий брачный договор, начинает сверять данные:

– Да, все верно. У меня записано: Руслан (имя жениха) обязуется выплатить заранее установленную плату в размере 50 000 руб. за Динару (имя невесты). Ты приготовил калым?

Жених вместе со свидетелем начинает выплату свадебного калыма. Ведущий сверяется со списком, сопровождая действия шуточными замечаниями, похвалами даров новобрачного. Основная денежная сумма, крупные подарки татарского калыма могут быть переданы родителям невесты до свадьбы, а во время обряда организована выплата в виде небольших и символических даров с учетом древних традиций. Например, жених может привезти с собой декоративные бочонки, наполненные медом и маслом, подарить ювелирные украшения и т.д.

После завершения выплаты татарского калыма ведущий продолжает проводить шуточные свадебные конкурсы. Интересные идеи приведены в статье « ». Успешно пройдя все трудности, испытания на пути к новобрачной, жених забирает свою суженую из кияу эйе. Затем молодожены вместе с родственниками и гостями свадьбы отправляются на церемонию Никах.

Никах

Татарский свадебный обряд проводится либо в мечети, либо в доме невесты. На церемонии присутствуют мулла, молодожены, близкие родственники новобрачных. Обряд длится около часа, проводится в тишине при закрытых дверях. Мулла занимает место во главе стола, молодожены располагаются на мужской половине или напротив него. Свадебный ритуал начинается с молитвы, во время которой невеста и жених стоят. Затем в соответствии с предписаниями ислама новобрачные дают брачный обет.

Завершается свадебная церемония венчания провозглашением молодоженов законными мужем и женой перед лицом Аллаха, духовными напутствиями, молитвами из Корана. В конце священного ритуала родственники дарят подарки мулле, поздравляют молодоженов с законным мусульманским бракосочетанием. После татарского обряда Никах свадебная процессия отправляется для регистрации брака в отдел ЗАГСа.

Туй

После завершения официальной брачной церемонии начинается длительное празднование татарского свадебного торжества. Мероприятие делится на несколько этапов:

  • праздничное застолье в доме родителей невесты;
  • переезд жены к мужу;
  • свадебный пир в родительском доме жениха.

По татарской традиции родители новобрачной обязательно накрывают праздничный стол в своем доме для встречи молодоженов после ЗАГСа. Жениха и невесту усаживают во главе свадебного стола, молодая жена садится с правой стороны от супруга. Со стороны новобрачной располагаются родители мужа, а рядом с зятем – родители молодой. С левой стороны стола – родственники невесты, с правой – родные жениха. Начинается татарское свадебное гуляние с традиционными угощениями, национальными танцами, конкурсами, развлечениями.

Праздничное застолье в доме родителей невесты завершается брачной ночью молодоженов в кияу эйе. На следующий день по татарской свадебной традиции молодым топят баню, угощают блинами и оладьями. Новобрачные принимают поздравления от многочисленных родственников со стороны невесты и жениха, соседей, друзей, знакомых. После нескольких дней празднования проводится обряд переезда молодой жены в дом мужа. Затем свадебное застолье длится еще несколько дней.

Переезд жены в дом мужа

Татарская свадьба включает особый ритуал – переездом жены в дом мужа. Обряд оказывает значительное влияние на будущие отношения между родителями новобрачного и невестки. Даже на современных свадьбах принято соблюдать традиционные обычаи во время встречи будущих родственников. Ритуал помогает невесте проявить свои лучшие качества жены и хозяйки. Для родителей жениха это хорошая возможность продемонстрировать добросердечие к невестке, лично выразить пожелания благополучной семейной жизни молодоженам.

В день переезда жены в дом мужа, жених забирает невесту из родительского дома. Молодых по татарской свадебной традиции провожают родные новобрачной, а встречают родители будущего мужа. В его доме обряд начинается с прибытия процессии. Под ноги невесты мужская часть гостей кладет шкуру или подушку в знак особого почета к гостье, теплого приветствия. Мать жениха и старшая сестра угощают невестку хлебом и медом, чтобы отношения между ними были добросердечными. Родственники предлагают новобрачной окунуть руки в муку, чтобы был достаток в новой семье, дарят разнообразную живность.

Войдя в дом, молодая жена совершает татарский свадебный обряд освещения жилища (өй киендерү): вешает новые полотенца, настенные матерчатые украшения, красивые занавески, стелет половики. Ритуал помогает невестке освоиться в доме мужа и продемонстрировать свое приданое родственникам супруга. Свадебный обряд – сопровождение новобрачной по воду (су юлы күрсәтү) – возможность невестке проявить свою хозяйственность, аккуратность: чем меньше она прольет воды, тем большее к ней уважение. Переезд жены к мужу завершается обменом подарками и свадебным пиром в новом доме.

Свадебное застолье и национальные угощения

Татарская свадьба предполагает широкое застолье с большим количеством разнообразных национальных угощений. По традиции в начале торжества подают холодные и горячие закуски, затем идет шурпа – густой суп из баранины и лапши домашнего приготовления, остальные традиционные свадебные блюда. Во время застолья подаются компоты, фруктовые соки, газированная и негазированная вода. Спиртные напитки на праздновании Никах запрещены.

Специально для татарского торжества готовят двух больших гусей, которые символизируют новую супружескую пару. По традиции разделывать это свадебное блюдо доверяется только старшему мужчине, который назначается родителями новобрачного. Главная задача ритуала – не повредить кости птицы, разрезая тушку на части. Вынос гусей сопровождается вручением многочисленных подарков, денег молодым супругам.

Особое значение придается ритуальной подаче, разделке еще нескольких татарских свадебных блюд:

  • гульбадия – закрытый свадебный пирог с многослойной начинкой (мясо, рис, творог, изюм), который изготавливается на заказ перед самым торжеством;
  • чак-чак – традиционная татарская сладость, состоящая из обжаренного теста с медом, готовится со стороны невесты.

Свадебную гульбадию могут разделывать как мужчины, так и женщины. Ответственного назначают родители жениха. Непосредственно перед ритуалом, пирог накрывается большим платком, на который гости должны положить деньги, выкупая угощение. Режут гульбадию осторожно, одним движением, на четыре части, чтобы не повредить середину свадебного пирога, сохранив его многослойность. Одну четвертую пирога по обычаю забирают родители жениха, чтобы затем раздать родственникам, которые не смогли приехать на свадьбу, остальные части распределяются среди гостей.

Ни одна татарская свадьба не обходится без чак-чака – угощения невесты (кыз күмәч). Это блюдо подается в конце мероприятия вместе с другими сладостями и чаем. Человек, который будет разрезать свадебный чак-чак, назначается родителями невесты. По традиции эта роль достается жене старшего брата или тете новобрачной (кыз жинги). Перед разделкой проходит торг между родственниками, гостями свадьбы. Как и в случае с гульбадией, чак-чак разрезают на четыре части: одну забирают родители жениха, остальное распределяется между присутствующими.

Видео: традиции и обычаи на татарской свадьбе

Татарское свадебное торжество, проведенное в соответствии со всеми традициями и обычаями – это большой праздник, с которого начинается долгая, счастливая жизнь молодой супружеской пары. Священные обеты, которые дают новобрачные перед муллой и близкими родственниками, придают религиозному мероприятию особую торжественность, скрепляют семейный союз на долгие годы. Теплые слова, искренние пожелания родных, радость, счастье за новобрачных надолго останутся в памяти молодоженов и гостей свадьбы.